главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.Я. БутанаевК истории института киштымства у енисейских кыргызов.// ТС 2005. Тюркские народы России и Великой степи. М.: 2006. С. 21-25.
Вассальные племена, проживавшие в горно-таёжных урочищах Саяно-Алтая и подвергавшиеся своеобразной социально-этнической эксплуатации со стороны енисейских кыргызов, носили общее название киштымы (кесдем, кистим) [Бутанаев, Худяков, 2000, с. 66]. Возникновение социального института киштымства уходит в далёкое прошлое, когда начали складываться раннеклассовые отношения в Кыргызском государстве на Енисее. Согласно более поздним историческим сведениям, содержащимся в русских документах XVII в., киштымами являлись «чёрные люди», «ясачные мужики» или «природные холопы», которые у кыргызов были «вместо крепостных крестьян» (см. [Бутанаев, Худяков, 2000, с. 176]).
Киштымы располагали собственными средствами производства, имели свои пашни, охотничьи угодья, железные рудники и родовые участки. Управляли ими собственные башлыки, которые отвечали за свой род и племя перед кыргызскими бегами. Киштымы были обязаны исполнять натуральные и воинские обязанности для своих кыргызских господ и считались у последних вечными должниками. Чтобы удержать киштымов в повиновении, в Кыргызском государстве имелась военная сила — служилые батыры, а также система заложничества — аманат. Батыры, составлявшие княжеские дружины, осуществляли сбор ясака.
Институт киштымства как особая данническая форма социально-этнической эксплуатации первоначально вырос на базе подчинения завоёванных племён и народов. Он возник в недрах кыргызской государственности и соотносится с раннефеодальным способом эксплуатации.
Первые сведения о киштымах (кешдем) зафиксированы в кыргызских памятниках рунической письменности VIII-IX вв. на территории Тувы и Алтая. Например, во времена Кыргызского каганата население долины р. Кемчик в Туве превратилось в киштымов с административным делением на шесть багов (алты баг кешдем) [Малов, 1952, с. 44]. Вместе с тем в рунических памятниках Тувы наряду с указанием на территориальное деление на «шесть багов киштымов» употребляется выражение «шесть багов простого народа» (алты баг будун) [Малов, 1952, с. 11, 22]. Важно отметить, что древнекыргызское понятие кешдем в данном случае соответствует понятию будун (народ). Исходя из данного факта можно заключить, что в Кыргызском государстве народ захваченной территории становился киштымом.
Однако если в кыргызских письменных источниках киштымы предстают как вассальные племена, то в иноязычных памятниках письменности название киштым, как правило, являлось этнонимом вассального народа, входившего в состав Кыргызского государства. В китайских хрониках VIII в. говорится, что на юго-западе от северных соседей кыргызов — бома (страны пегих лошадей) проживало поколение кэшидянь, или кешидянь. Оно ежегодно собирало в качестве оброка для своих старшин шкуры соболей, выдр, белок и горностаев [Кюнер, 1961, с. 54; Бутанаев, 1970, с. 178, 179]. По всей видимости, народ кэшидянь (т.е. киштымы) обитал где-то в районе Северного Алтая.
Название народа киштым в форме гешдум обнаружено в древних тибетских документах, представляющих собой пересказы докладов уйгурских послов середины VIII в. о государствах северной части Центральной Азии [Потапов, 1969, с. 169, 170]. Несомненно, речь идёт об одном из вассальных народов Кыргызского государства, бывшего северного соседа уйгуров.
Согласно китайским известиям эпохи Тан, в государстве «Хягас» каждое поколение вассальных племен (по-китайски туфань) имело своё имя [Кюнер, 1961, с. 60]. Среди таёжных массивов Восточных Саян обитали различные поколения «лыжных» тюрков. «Хягасы ловят их и употребляют в работу» [Бичурин, 1950, с. 354].
В персидском географическом труде «Худуд ал-алам», написанном в 982-983 гг., указывается, что севернее тюрков токуз-огузов и карлуков на границе с необитаемыми странами севера находилась область кыргызов. Помимо основного населения на востоке обитал народ кури, а на западе — кестим. Кес(т)им — «название другого народа, также из хырхызов, [они] поселяются на склонах гор, в шатрах, добывают меха, мускус, рог хуту и другое. Это один из хырхызских народов, их речь ближе к халлухской, а по одежде они напоминают кимаков» [Материалы, 1973, с. 42]. Вполне возможно, что в X в. зависимые племена киштымов (ранее — население завоёванных территорий) интегрируются в общую социальную структуру Кыргызского государства, составляя трудовую часть общества.
В XIII в., во времена завоевания Саяно-Алтая монголами, в пределах страны кыргызов проживали тюркские народы: кесдем (кесдиин, кесутами, коштеми, куштеми), теленгут и урянкат [Таварих-и гузида, 1967, с. 77, 83; Лубсан Данзан, 1973, с. 184; Сокровенное, 1990, с. 119]. Лесные урянкаты располагались, вероятно, в Восточных Саянах, а местожительство племён теленгут и куштеми находилось западнее, «по ту сторону кыргызов», по направлению к стране «Шибер» [Рашид ад-Дин, 1952, с. 123]. Спустя пять столетий, в XVII-XVIII вв., на этой же территории предгорий Северного Алтая продолжали кочевать потомки бывших кыргызских киштымов, называемые в русских документах аз-киштымами (ач-кештем, ач-искитим). Название племени аз-киштым, вошедшего к этому времени в состав «Телеутской земли», переводится как «киштымы азов», где «аз» соответствует понятию «кыргыз». Действительно, в древнетюркских рунических памятниках зафиксированы выражения аз кыргыз будун и ач будун. В данных текстах таким образом, вероятно, обозначается царствующая фамилия Кыргызского государства, которая в китайских хрониках передается формой ажо (ажэ) [Бутанаев, Худяков, 2000, с. 72]. В связи с тем что аз-киштымы составили единое целое с телеутами (теленгутами), последних — особенно тех, которые, переселившись в Западную Сибирь, образовали свои колонии в Томском, Кузнецком и Тарском уездах, — стали называть «скедемы», или «искитимы», т.е. киштымы [Уманский, 1995, с. 96, 97]. До сих пор места их бывшего проживания сохранили такие названия, как р. Ач-Искитим (Томь), города Искитим (Новосибирская обл.) и Кыштым (Челябинская обл.) и др.
В XVIII в., когда институт киштымства прекратил своё существование в связи с ликвидацией джунгарами в 1703 г. государственности кыргызов, тюркоязычное население Южной Сибири продолжало называться «кистимские татары», или «киргизские кыштымы», «потому что они были данниками киргизов раньше, чем стали под властью русских» [Линденау, 1983, с. 147; Страленберг, 1985, с. 23]. До сих пор в составе хакасов сохраняется родоплеменное подразделение (сеок) кистим, т.е. киштымы, и даже имеется фамилия Киштымовых (Кистимнер). В русских говорах Сибири встречается заимствованное от енисейских кыргызов выражение кыштымничать — просить милостыню [Элиасов, 1980, с. 179], т.е. вести себя подобно киштыму.
Судя по указанным выше источникам, название киштым, связанное с определённым социально-экономическим институтом, было представлено в следующих вариантах: кешдем, кэшидянь, кесдем, кестим, кесдиин, гешдум, кесутами, куштеми, киштим, кстим, искитим (произошла метатеза в первом слоге), скедем и кыштым (в русском произношении). Кроме того, в хакасском языке имеются два слова, явно связанные с первоначальным киштым: кисмис («инертный человек»; в данном случае произошла метатеза во втором слоге) и мыс-кис («лодырь, не желающий работать»; произошла двойная метатеза).
Согласно народной этимологии, слово киштым якобы происходит из сочетания киш (кiс) — соболь и тим — выделанная шкура. Таким образом, получается, что киштим (букв. «соболиный мех») означает натуральную плату соболиными шкурами. Подобного мнения о киштымах как соболёвщиках придерживался в свое время известный исследователь Саяно-Алтая Л.П. Потапов.
На основании приведённых из источников сведений напрашивается мысль о том, что имя киштым первоначально было связано с этнонимом одного из завоёванных кыргызами народов. Такие примеры в истории встречаются неоднократно. Например, монголы словом хитад называли не только китайцев, но и рабов (Владимирцов, 1934, с. 165].
К сожалению, среди исторической лексики кыргызов Тянь-Шаня мы не смогли обнаружить термина киштым ни в одной из его разновидностей (за возможным исключением — керстендей болуп). Однако в кыргызском языке (наряду с казахским) имеется обозначение социально-экономического понятия толонгут — ханский челядинец [Юдахин, 1965, с. 757], очень близкого к понятию киштым. В таком случае можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы смогли сохранить память о вассальных племенах — теленгутах, которые находились вместе с киштымами среди лесных народов Саяно-Алтая, и, значит, прослеживается их историческая связь с ранней кыргызской государственностью на Енисее.
[ Литература ] ^
Бичурин, 1950 — Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.-Л., 1950.Большой, 1998 — Большой турецко-русский словарь. М., 1998.Бутанаев, 1970 — Бутанаев В.Я. Заметки о двух хакасских этнонимах // Уч. зап. Хакасского НИИ ист., яз. и лит. Сер. филол. № 1. Абакан, 1970, вып. XIV.Бутанаев, Худяков, 2000 — Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан. 2000.Владимирцов. 1934 — Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.Кюнер, 1961 — Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961.Линденау, 1983 — Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983.Лубсан Данзан, 1973 — Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973.Малов, 1952 — Малов С.Е. Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. М.-Л., 1952.Материалы, 1973 — Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. I. М., 1973.Потапов, 1969 — Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Л., 1969.Рашид ад-Дин, 1952 — Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л., 1952.Сокровенное, 1990 — Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.Страленберг, 1985 — Записки капитана Ф.И. Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северная и восточная часть Европы и Азии. М.-Л., 1985.Таварих-и гузида. 1967 — Таварих-и гузида-Нусрат-наме. Таш., 1967.Уманский, 1995 — Уманский А.П. О поселениях «выезжих телеутов» в Томском и Кузнецком уездах в XVII-XVIII веках // Алтай и тюрко-монгольский мир. Горно-Алтайск, 1995.Элиасов, 1980 — Элиасов Л.Е. Словарь русских говоров Забайкалья. М., 1980.Юдахин, 1965 — Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965.
наверх |