главная страница / библиотека / обновления библиотеки

И.Б. Брашинский. В поисках скифских сокровищ. Л.: 1979. И.Б. Брашинский

В поисках скифских сокровищ.

// Л.: 1979. 144 с. (Страницы истории нашей Родины.)

 

Содержание

 

Введение. — 3

 

Открытие Тавриды. — 7

Исчезнувший народ. — 19

Смотритель соляных озёр и керчь-еникальский градоначальник. — 29

Куль Оба. — 88

Чертомлык. — 61

Солоха. — 74

«Тиара Сайтафарна». — 83

Новые горизонты. Мелитополь. — 103

«Пять братьев». — 116

Гайманова могила. — 124

Толстая могила. — 131

Поиск продолжается. — 140

 

Рекомендуемая литература. — 143

 

Таблицы I-XXIV ]. — Вклейка между стр. 64-65

 


 

Введение.   ^

... Кругом всё степь да степь.

Шумит трава дремотно и лениво.

Немых могил сторожевая цепь

Среди хлебов загадочно синеет.

И.А. Бунин

 

Необозримы степные просторы. Ещё совсем недавно, как и тысячи лет назад, ничто не нарушало их векового однообразия. Лишь курганы — эти непременные спутники степного пейзажа — встречаются то здесь, то там одинокими стражами, многоголовыми гнёздами или длинными цепочками. «Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый страж-курган, или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки, и всё то, что сам сумел увидеть и постичь думою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в степном полёте птицы — во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни...» (А.П. Чехов. Степь). Неповторимое очарование степных просторов с их вековыми молчаливыми стражами — курганами вдохновляло многих выдающихся представителей русской литературы. Чехов, Брюсов, Бунин... Подлинным певцом курганов был И.А. Бунин. «Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко глядел на равнины... Время его, думал я, навсегда проходит: в вековом забытьи он только смутно вспоминает теперь далёкое былое, прежние степи и прежних людей, души которых были роднее и ближе ему, лучше нас умели понимать его шёпот, полный от века задумчивости пустыни, так много говорящей без слов о ничтожестве земного существования... В южных степях каждый курган кажется молчаливым памятником какой-нибудь поэтической были» (И.А. Бунин. На Донце).

 

Молчаливо стоят курганы... Какие тайны и сокровища хранят они? Разгадыванием этих тайн, поисками сокровищ, скрытых в них, уже на протяжении двухсот лет занимаются археологи. Шаг за шагом проникают они в тайны курганов, и многие курганы. подчиняясь воле ис-

(3/4)

следователя, уже рассказали много интересного, часто неожиданного, порою необыкновенного. Страницы этой «земляной книги» продолжают раскрываться и по сей день. И кто знает, о чём они ещё расскажут, какие неожиданные сюрпризы ожидают нас?

 

Миллионы людей со всех концов нашей страны и из самых отдалённых уголков земного шара, приезжая в Ленинград, устремляются на широкую набережную Невы, к величественному зданию Зимнего дворца, где в сотнях залов разместилось богатейшее собрание мирового искусства и культуры — Эрмитаж. Здесь, среди других многочисленных ценных экспонатов, неизменное внимание посетителей привлекают скифские сокровища, бережно к строго охраняемые за секретными запорами Особой кладовой. Столь богатым собранием античного ювелирного искусства и торевтики, часто именуемого «греко-скифским» искусством ввиду того, что неповторимые шедевры его были изготовлены греческими художниками специально по заказам скифской аристократии, не обладает ни один музей в мире. Подолгу стоишь как зачарованный перед витринами с сокровищами скифских царей, поражаясь красоте и изяществу золотых и серебряных издеделий. Перед некоторыми вещами установлены сильные увеличительные стекла — иначе невозможно рассмотреть тончайшие детали украшений.

 

До недавнего времени Эрмитаж был единственным хранилищем богатейших сокровищ скифских курганов. Теперь, в связи с огромным размахом археологических раскопок курганов на юге Украины, приведших к сенсационным открытиям новых шедевров «греко-скифского» искусства, всё более расширяется их коллекция по вновь созданном Музее исторических драгоценностей УССР в Киеве. Некоторые сокровища хранятся и в других музеях страны.

 

За последние годы сокровища скифов совершили триумфальное шествие по многим странам и континентам, неизменно вызывая восхищение и изумление у многих сотен людей, которым посчастливилось познакомиться с ними и открыть для себя новый, неведомый мир. Нью-Йорк и Лос-Анджелес, Токио и Осака, Париж и Рим, Флоренция, Венеция, Афины, Гаага, Цюрих, Эссен, Белград, София... Восторженные отзывы прессы: «Необыкновенные сокровища скифов среди нас» («Юманите»), «Вос-

(4/5)

кресная ночь принесла „золотую лавину” в Лос-Анджелес» («Пипл»)... Только в одном знаменитом Метрополитен-музее в Нью-Йорке за три месяца выставку скифских сокровищ посетило более четверти миллиона человек. И в этом нет ничего удивительного.

 

Такие шедевры древнего искусства, как электровая ваза из кургана Куль-Оба, золотой гребень из Солохи или пектораль из Толстой могилы, не имели и не имеют себе равных ни в древнем, ни в современном искусстве. Эти изделия замечательны не только своей художественной работой, но и сюжетами изображений, открывающими перед исследователями и зрителями страницы далёкого прошлого нашей страны, знакомящими с жизнью, бытом, культурой таинственных и легендарных скифов, имя которых давно уже стало нарицательным.

 

История исследования скифских древностей знает немало ярких страниц. Здесь были и сенсационные открытия, и глубокие заблуждения, и разочарования. Порою рассказ об истории раскопок скифских курганов более похож на приключенческую повесть или детективный роман, чем на сухой научный отчёт. Археологам приходилось сталкиваться с грабителями древностей, с мошенниками, с искусными фальсификаторами, подделывавшими предметы древнего искусства. При исследовании курганов археологи нередко преодолевали большие трудности и опасности. Это были мужественные люди, отдававшие себя науке целиком, хотя часто, особенно на первых порах своей деятельности, они не обладали ни достаточным опытом, ни средствами, ни знаниями.

 

Среди первых исследователей наших древних курганов были люди разной судьбы — и энтузиасты-любители, и крупные для своего времени учёные, и путешественники. Многие из них, особенно на заре русской археологии, по неопытности, другие — в погоне за эффектными золотыми драгоценностями наносили большой вред науке. Раскопки не документировались, не велись дневники раскопок. Не составлялись планы раскопанных объектов, а обычно — лишь акт о количестве вырытых «кубов» земли и производилась запись находок по рубрикам: золото, серебро, медь... Многие находки, не представлявшие, с точки зрения раскопщиков, интереса, попросту выбрасывались. Все это — невосполнимые потери. При малейшей неудаче курганы бросали недокопанными и пе-

(5/6)

реходили к другим. Методы раскопок в то время мало чем отличались от простого кладоискательства. Их результат оценивался по количеству фунтов и золотников золота, найденного в могилах. Но это было не виной, а бедой тогдашних археологов. Царский двор в Санкт-Петербурге требовал драгоценных находок. Ничто другое в раскопках не признавалось достойным внимания, и только для этих целей царская казна отпускала средства.

 

После первых блестящих открытий в курганах в первой половине XIX в. толпы невежественных и алчных кладоискателей кинулись разрывать курганы и расхищать скрытые в них сокровища. Не имея представления о художественной ценности и научном значении находимых вещей, влекомые лишь блеском золота, сулившим богатство, эти хищники безжалостно уничтожали ценнейшие художественные произведения, переплавляя их в слитки золота и серебра для продажи скупщикам краденого. Многие замечательные произведения искусства безвозвратно погибли. Лишь упорный и самоотверженный труд археологов спас многие древние шедевры от расхищения и уничтожения.

 

Об этих тружениках пауки — археологах, их судьбах, поисках, разочарованиях и борьбе поведём мы речь в этой книге. Читатель не найдёт в ней последовательного изложения истории археологического изучения скифских древностей или истории исследования скифских курганов, даже наиболее значительных из них. Такой задачи автор перед собой не ставил. Книга состоит из отдельных очерков, историй, которые, однако, связаны общей темой — исследованиями сокровищ скифских царских курганов. Эти исследования ведутся и в наши дни советскими археологами, вписавшими уже немало славных страниц в историю их раскопок. Как далеко шагнула вперёд наука со времени первых раскопок! Научная методика, современная техника предоставляют небывалые возможности для изучения курганов любой величины. О блестящих, порою сенсационных открытиях советских археологов в области изучения курганов скифской племенной знати мы также расскажем читателю на страницах этой книги.

 

Многое ещё впереди. Многие курганы ещё ждут своего исследователя. И можно не сомневаться в том, что продолжающиеся раскопки принесут ещё немало интересного и неожиданного.

 


 

Рекомендуемая литература.   ^

 

Анфимов Н.В. Курганы рассказывают... Краснодар. 1972.

Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Прага — Ленинград, 1966.

Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л., 1974.

Брашинский И.Б. Сокровища скифских царей. М., 1967.

Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.

Смирнов А.П. Скифы. М., 1966.

Формовой А.А. Археологические путешествия. М., 1974.

Хазанов А.М. Золото скифов. М., 1975.

Цветаева Г.А. Сокровища причерноморских курганов. М.. 1968.

Шелов Д.Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М., 1956.

Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки