Мэри Бойс
Зороастрийцы. Верования и обычаи.
// СПб: «Петербургское востоковедение». 1994. 288 с.
Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского.
3-е издание, полностью переработанное.
ISBN 5-85803-009-2 («Мифы, эпос, религии Востока. Bibliotheca Universalia»)
Также см. 1-е и 2-е издания.
Содержание
Глава I. Предыстория. — 9
Введение. — 11
Индоиранцы. — 12
Старая религия. — 13
Культ. — 13
Божества. — 16
Смерть и загробная жизнь. — 22
Заключение. — 26
Главa II. Зороастр и его учение. — 27
Введение. — 29
Призвание Зороастра. — 30
Ахура-Мазда и его противник. — 31
Семь божеств и семь творений. — 35
Творение и три эры. — 36
Смерть и загробная жизнь. — 38
Глава III. Утверждение культа Мазды. — 41
Введение. — 43
Знак зороастризма. — 44
Молитвы. — 45
Семь празднеств. — 46
Первые молитвы. — 47
Символ веры. — 48
Ритуал богослужения и Ашэм Boxy. — 50
Яшты. — 50
Глава IV. Столетия безвестности. — 51
Ранний период. — 53
Основные положения веры. — 54
Вера в Спасителя мира. — 56
Законы очищения. — 57
Служители и культ. — 60
Заключение. — 61
Глава V. Под властью Ахеменидов. — 63
Мидяне, персы и Зороастр. — 65
Первые Ахемениды. — 67
Кир. — 67
Камбиз. — 70
Дарий Великий. — 71
Ксеркс. — 73
Дворцы и гробницы Ахеменидов. — 73
Огни и алтари огня. — 77
Божества. — 78
Статуи и храмы. — 79
Священнослужители. — 82
Зурванитская ересь. — 84
Изменения в зороастрийском календаре. — 87
Три Спасителя мира. — 89
Религиозные обычаи. — 90
Древнеперсидская зороастрийская литература. — 91
Распространение учения Зороастра. — 92
Глава VI. При Селевкидах и Аршакидах. — 95
Александр Македонский и Иран. — 97
Селевкиды и Иран. — 98
Возвышение парфян. — 100
На границах Восточного Ирана. Кушаны. — 103
На границах Западного Ирана. Армения. — 104
Храмы огня и статуи святилищ. — 105
Похоронные и заупокойные обряды. — 110
Изменения в календаре и хронология. — 112
Авеста. — 113
Письменные традиции. — 115
Мирские дела. — 116
Родственные браки. — 116
Духовенство. — 117
Иноверцы. — 117
Заключение. — 119
Глава VII. При ранних Сасанидах. — 121
Возвышение Сасанидов. — 123
Тансар, проповедник веры. — 124
Иконоборчество и священные огни. — 125
Возвышение Кирдэра, второго великого первосвященника. — 128
Пророк Мани. — 130
Зурванизм при ранних Сасанидах. — 131
Вероучение и письменность. — 132
Кирдэр на вершине власти. — 133
Персидский язык становится государственным языком Ирана. — 136
Заключение. — 137
Глава VIII. В среднесасанидский период. — 139
Утверждение зурванизма. — 141
Три великих священных огня. — 145
Реформа богослужения. — 147
Религиозная литература. — 148
Реформа календаря. — 151
Движение Маздака. — 153
Глава IX. При последних Сасанидах. — 155
Хосров Справедливый. — 157
Запись Авесты. — 159
Литература на пехлеви. — 161
Религиозные обряды. — 163
Последние годы зороастрийского Ирана. — 166
Заключение. — 168
Глава X. Под властью халифов. — 171
Завоевание Ирана арабами. — 173
Побуждения и препятствия к принятию ислама. — 175
Ислам укореняется в Иране. — 178
Зороастрийцы Ирана IX в. — 181
Зороастрийцы Ирана X в. — 185
Завоевание Ирана тюрками и монголами. — 189
Глава XI. При ильханах, раджах и султанах. — 191
Спасение зороастрийцев. — 193
Переписывание и хранение рукописей. — 195
Основатели общины парсов. — 196
Парсы XII-XV вв. — 198
Иранские зороастрийцы XVI в. — 205
Парсы XVI в. — 205
Глава XII. Под властью Сефевидов и Моголов. — 207
Иранские зороастрийцы при шахе Аббасе: их верования и обряды. — 209
Парсы XVI-XVII вв. — 214
Религиозные споры парсов в XVIII в. — 220
Иранские зороастрийцы XVIII в. — 222
Панчаят парсов Бомбея. — 223
Изучение зороастрийских верований европейцами (XVIII век). — 226
Глава XIII. При Каджарах и англичанах. — 229
Христианские миссионеры и верования парсов. — 231
Религиозные реформы парсов. — 234
М. Хауг и Э.В. Уэст о верованиях зороастрийцев. — 237
Теософия и парсы. — 239
Илми-Хшнум: зороастрийский оккультизм. — 240
Парсы и печатное слово. — 241
Религиозные обряды парсов. — 242
Иранские зороастрийцы XIX в. — 244
Календарные и религиозные реформы парсов в начале XX в. — 247
Глава XIV. XX век. — 251
Парсы-горожане. — 253
Зороастрийцы в современном Иране. — 255
Парсы в независимой Индии и Пакистане. — 260
Современные толкования зороастрийских верований. — 261
Расселение зороастрийцев. — 263
Постскриптум к первому изданию. — 265
Источники. — 273
Литература. — 275
(/5)
Предисловие к pyccкoмy изданию. ^
Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги. Поэтому весьма желательно, чтобы его жизнь и вероучение изучали в СССР, и мне было одновременно и лестно, и радостно узнать, что моя книга переведена на русский язык. Мне особенно приятно, что этот перевод осуществлён таким способным учёным, как проф. И. Стеблин-Каменский. Учёные, сами занимающиеся исследовательской работой, редко отваживаются на столь самоотверженный поступок, чтобы сделать труды другого более доступными широкой публике, и я очень признательна проф. И. Стеблин-Каменскому за великодушно потраченные на выполнение этой задачи время, умение и терпение. Я глубоко скорблю, что покойный профессор В.Г. Луконин, который внёс такой выдающийся вклад в иранистику и под чьим руководством был начат этот перевод, не дожил до его завершения. Я благодарна д-ру Э.А. Грантовскому, взявшему на себя труд довести начатое дело до конца.
Русский перевод книги — по существу, новое издание, поскольку он включает целый ряд изменений по сравнению с английским оригиналом и снабжён иллюстрациями. Я крайне признательна проф. И. Стеблин-Каменскому за внесение в текст изменений, а также за сотрудничество, которое было во всех отношениях согласным и удачным.
Лондон, июнь 1985
Мэри Бойс
(5/6)
Светлой памяти
профессора Кембриджского университета Гектора Манро Чэдвика (1912-1941)
Предисловие к английскому изданию. ^
Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой многих священных текстов. Возникнув около 3500 лет назад в азиатских степях, он стал государственной религией трёх могущественных Иранских империй, процветал и властвовал многие столетия. Возвышенные и оригинальные доктрины зороастризма оказывали воздействие на всём Ближнем Востоке — по территории, на которой развивался иудаизм, зародились христианство и ислам. На Востоке власть Ирана простиралась до Северной Индии, и там он внёс свой вклад в развитие буддизма махаяны. Поэтому знакомство с учением Зороастра и историей его религии необходимо для любого серьёзного исследования мировых религий, и современное увлечение религиями в университетах вызвало необходимость во вводном курсе по этой теме.
Настоящая книга — попытка удовлетворить эту потребность. Зороастризм рассматривается в ней не только как мощный источник влияния на другие религии, но и как религия благородная, сохранявшая на протяжении тысячелетий, несмотря на жестокие преследования, преданных приверженцев. Не останавливаясь, как это обычно делается, на утрате зороастризмом с приходом ислама мирового значения, автор старается проследить историю общины зороастрийцев в течение столетий, полных тяжёлых преследований и притеснений, вплоть до наших дней.
В целях ясности и краткости изложения автор даёт ссылки лишь на основные работы, что приводит иногда к использованию результатов исследований других учёных без соответствующего их упоминания. Более
(6/7)
подробный разбор тем, затронутых в первых главах книги, содержится в ранее написанных автором томах «Истории зороастризма» (Воусе, 1975; 1982). В последующих томах этой работы автор намеревается детально рассмотреть все затрагиваемые в настоящей книге проблемы с необходимыми ссылками и упоминаниями.
Зороастрийские термины даются курсивом при их первом упоминании. Наиболее часто употребляемые термины приводятся в прилагаемом словаре. Поскольку зороастризм имел не только большое временно́е, но и территориальное распространение, к данной работе прилагаются две карты, предназначенные в первую очередь для того, чтобы дать ясное представление о районах воздействия зороастризма и территориях, на которых он сохранялся. Не каждый город или археологическое местонахождение, упоминаемые в книге, можно найти на этих картах, но всегда удаётся достаточно точно определить район их расположения.
Мне хотелось бы выразить признательность моему другу Дж.Р. Хиннелсу, главному редактору серии «Библиотека религиозных верований и обычаев», и за идею предпринять этот труд, и за практическую помощь, и за мудрые советы. Я благодарна также редакторам издательства «Routledge and Kegan Paul» за их любезность и ценные указания.
Мэри Бойс
Примечание ко второму изданию. ^
При подготовке книги ко второму изданию глава V (о зороастризме при Ахеменидах) была существенно пересмотрена в связи с проведением дальнейших исследований. Целый ряд мелких изменений и исправлений внесён в основном в первую часть книги. Важные дополнения по историческому фону для глав с VI по IX опубликованы в III томе «Кембриджской истории Ирана», издаваемой Э. Йаршатером (Yarshater, 1982); опубликовано ценное исследование о Сраоше (Kreyenbroek, 1985). Собрание зороастрийских текстов в английском переводе, сделанное автором этой книги, опубликовано в серии «Тексты-источники для изучения религий», издаваемой Дж.Р. Хиннелсом (Воусе, 1984).
Мэри Бойс
(7/8)
Предисловие переводчика к третьему русскому изданию. ^
Эта книга — исправленное и значительно дополненное переиздание вышедшего в 1987 г. перевода [переизд. в 1988 г.], осуществлённого под редакцией Э.А. Грантовского в Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». В работе над предыдущим изданием мне очень помогла редактор издательства Эльвира Ованесовна Секар, которой я глубоко признателен за сотрудничество.
Для этого издания профессор Мэри Бойс прислала специально подготовленные ею исправления и дополнения, касающиеся преимущественно первых шести глав, общим объёмом около трёх печатных листов. Книгу можно считать, таким образом, совершенно переработанной по сравнению с прежним изданием. Дополнения вызваны, в первую очередь, появлением многотомной «Истории зороастризма», предпринятой Мэри Бойс (3-й том, написанный совместно с Францем Гренэ, вышел в 1991 г.), а также целым рядом других исследований, напечатанных в последние годы. Среди изданий на русском языке отсылаем читателей к первым переводам частей Авесты — священного писания зороастрийцев, — вышедшим в Душанбе (1990 г.) и Москве (1993 г.). В настоящем издании приводятся также новые иллюстрации [ иллюстраций в 3-м издании нет, есть только заставки в начале глав ].
окт. 1993, Петербург
И.М. Стеблин-Каменский
(/269)
Об авторе этой книги. ^
Автор этой книги, профессор Лондонского университета, виднейший иранист и знаток зороастризма, Мэри Бойс родилась в 1920 г. в Индии в семье британского чиновника. Училась она в Англии, в 1945 г. окончила Кембриджский университет, получив образование как специалист и по английской филологии, и по археологии, и по востоковедению. Её учителями в иранистике были выдающиеся учёные В.Ф. Минорский, В.Б. Хеннинг, С.X. Тагизадэ, М. Минови, Г.В. Бэйли.
Первые работы Мэри Бойс посвящены изданию и переводам средневековых иранских литературных памятников. Она стала одним из организаторов Международного комитета «Корпус иранских надписей» (Corpus Inscriptionum Iranicarum, его первым секретарём и казначеем. С 1947 г. М. Бойс преподаёт в Лондонском университете, в «Школе восточных и африканистических исследований», с 1963 г. возглавила кафедру своего учителя В.Б. Хеннинга.
В 1963-64 гг. Мэри Бойс провела около года в небольшом селении Шарифабад неподалеку от Йезда, занимаясь полевым изучением повседневной жизни зороастрийской общины. Соединив свои наблюдения обычаев и обрядов иранских гербов [гебров] (лучше чем индийские парсы, сохранивших древнейшие традиции и учение пророка), с глубоким историко-филологическим анализом всех доступных источников, Мэри Бойс создала чрезвычайно достоверное и, вместе с тем, захватывающее описание современного зороастризма. Эта её книга «Персидский оплот зороастризма», впервые опубликованная в 1977 г., вышла с тех пор уже несколькими изданиями, переводится на разные языки.
С 1975 г. начинает выходить многотомная капитальная «История зороастризма», последний 600-страничный том которой, вышедший в 1991 г., написан в соавторстве с французским археологом Францем Гренэ, специалистом по Средней и Центральной Азии. История зороастризма — этой древнейшей, но, как напоминает нам Мэри Бойс, живой и исключительно живучей религии, доведена до рубежа нашей эры.
За свою многолетнюю плодотворную деятельность профессор Мэри Бойс удостоена многих почётных наград и званий, избрана членом научных обществ, редколлегий и академий.
Библиографию трудов Мэри Бойс и её краткую биографию можно найти в посвящённом ей двухтомнике, изданном в известной серии «Акта Ираника» в 1985 г. («Acta Iranica», vol. 24, 25).
|