А.М. Беленицкий
Монументальное искусство Пенджикента.
Живопись, скульптура.
// М.: «Искусство» 1973. 68 с. («Памятники древнего искусства»)
I. Обзор монументальных памятников искусства Пенджикента.
Живопись. — 7
Стенные росписи храмов. — 7
Стенные росписи жилых помещений. — 14
[ . . . ]
Скульптура. ^
Монументальное резное дерево. ^
Раскопки в Пенджикенте, а также в ряде других пунктов Средней Азии показали, что в домусульманское время фигурная резьба по дереву, как и стенные росписи, являлась исключительно широко распространённым видом искусства и достигла замечательного художественного совершенства. Однако само дерево в условиях влажного лёссового грунта весьма недолговечно. Сохранности памятников резного дерева мы всецело обязаны пожарам. Их находят только в тех помещениях, в которых обуглившееся в пламени огня дерево, не успев целиком сгореть, было засыпано рухнувшими кровлями. При таких условиях остатки дерева, особенно резного, находимые во время раскопок, обычно сильно фрагментированы и чрезвычайно хрупки. Их извлечение и камеральная обработка требуют длительного и скрупулёзного труда. Резное дерево Пенджикента представлено двумя видами художественной его обработки — орнаментальной и фигурной. Среди образцов последней выделяются композиции или отдельные фигуры, выполненные в рельефе и в виде отдельных, почти округлых скульптур. В том или ином количестве остатки резного дерева были найдены почти во всех парадных помещениях, погибших от пожаров. Наиболее полное представление о характере резьбы по дереву, особенно фигурной, дали находки в двух парадных помещениях, пострадавших от пожаров: в помещении 47 на объекте III и в помещении 11 на объекте VII.
Помещение III/47 — квадратный четырёхколонный зал размером 7,9×7,9 м. На полу в слое завала было обнаружено в хаотическом нагромождении чрезвычайно большое количество обломков обуглившихся деревянных конструкций от перекрытия, колонн и дверных косяков и, вероятно, от деревянной мебели (балдахина), многие из которых были покрыты резьбой. Наиболее замечательной находкой, сделанной в этом помещении, являются различной степени сохранности
(34/35)
три деревянные скульптуры, изображающие женские фигуры. От одной до нас дошла лишь верхняя погрудная часть. Две другие сохранились почти целиком. Высота их 1,18-1,20 см, отсутствуют лишь ступни ног. Таким образом, они были выполнены приблизительно в три четверти натуральной величины. По характеру пластической обработки они приближаются к круглой скульптуре, только со стороны спины осталась необработанной узкая вертикальная полоса, свидетельствующая о том, что они были прислонены к плоской поверхности. Руки не сохранились. Только у одной пальцы левой руки лежат на бедре. Лица сильно повреждены. Прослеживаются детали причёски. Насколько можно судить, эти фигуры были изображены до пояса обнажёнными. Юбка из лёгкой, как бы прозрачной ткани поддерживается на бёдрах повязкой, длинные концы которой спускаются полукружиями книзу. На шее — ожерелья. Туловища обвиты шнурами с подвешенными к ним бубенцами. Поза фигур, их замечательная стройность свидетельствуют о том, что в этих фигурах следует видеть изображения танцовщиц.
Помещение VII/11. Помещение это также было парадным, меньшим по своим размерам (ок. 6×6 м). Кроме того, оно имело в восточной стене глубокую нишу-лоджию. Находится в глубине корпуса здания, что, очевидно, ослабило интенсивность пламени пожара, и в нем обуглившиеся остатки деревянных конструкций, в том числе и резного дерева, сохранились под рухнувшим потолком в очень большом количестве. Резное дерево этого помещения представляет особенно большой интерес потому, что оно даёт представление о другой категории художественной обработки дерева — рельефной. Среди многих десятков различных фрагментов дерева, украшенных резьбой, в первую очередь обращают на себя внимание плахи и доски с рельефными фигурными изображениями. Часть их, как можно полагать, принадлежит фризу, обрамлявшему верх стен помещения. В настоящее время мы можем дать описание следующих фрагментов от фриза:
1. Концевая часть плахи. На лицевой стороне изображён стоящий крылатый лев с поднятой левой лапой. Пасть разинута. Фигура зверя заключена в ромбовидную рамку из перлов.
2. Крупный фрагмент плахи длиной около двух метров при ширине 0,6 м. Рельефная резьба на лицевой стороне выполнена в два яруса. Верхний ярус шириной 40 см, обработан в виде аркатуры, состоящей из трёх примыкающих друг к другу арок.
В первой (справа) арке изображена человеческая фигура в фас, сидящая на троне. Голова фигуры сохранилась, но черты лица не прослеживаются. Головной убор — корона (?) в виде трёх округлых зубцов. Туловище сильно деформировано. Характерна поза — опущенная правая нога и подогнутая в коленях левая. О положении рук, сильно пострадавших, можно говорить лишь предположительно. Кисть левой руки лежит как будто на коленях и держит какой-то предмет — ветку с цветком или булаву. Правая рука была, очевидно, поднята. Характер одежды, украшений установить нельзя. Трон, на котором сидит человеческая фигура, сохранился удовлетворительно. Он представляет собой протомы двух стоящих фантастических зверей-грифонов с головами в профиль, обращёнными в противоположные стороны. Для головы зверя характерен длинный, несколько загнутый назад рог. Пасть раскрыта, ноги длинные, прямо стоящие. Лапы не видны. Трон был покрыт, очевидно, ковром, округлый бахромчатый край которого прослеживается по низу трона. Во второй арке изображена также человеческая фигура, сидящая в приблизительно такой же позе, как и в первой, но не на троне, а в колеснице. Голова и туловище деформированы.
От колесницы слабо прослеживается передняя стенка кузова. Относительно хорошо сохранилось левое колесо. От правого колеса осталась лишь серединная часть. Пара коней изображена вздыбленными, с подогнутыми передними ногами, в профиль — по одному с каждой стороны колесничьего, обращены головами в разные стороны.
Композиция в третьей арке пострадала больше других, и сюжет её определить с уверенностью невозможно. Тем не менее, судя по отдельным деталям, следует полагать, что и здесь была изображена композиция, сходная с сюжетами первых двух арок: очевидно, имелось изображение человеческой фигуры, сидящей на троне в виде протом каких-то животных, но каких именно, сказать трудно. Слева под дугой арки видно изображение части диска или кольца, который человеческая фигура держала в своей правой руке.
3. Фрагмент обломанной с обеих сторон плахи размером 40×25 см. Характер обработки лицевой стороны этого фрагмента такой же, как и на предыдущем, — в виде арки. Орнаментальные элементы последней восстанавливаются полностью: вдоль дуги арки идёт лента перлов, а промежутки между арками заполнены сплошной сеткой ромбовидных чешуек.
Фигурная композиция внутри арки сохранилась удовлетворительно. Её сюжетом служит изображение идущего влево льва, на спине которого сидит женская фигура, выполненная в вычурном ракурсе. Торс до бёдер показан в фас, бёдра — в профиль, повёрнуты вправо. Ноги, согнутые в коленях под острым углом,
(35/36)
спускаются вниз, не достигая земли. Левая рука, согнутая под прямым углом, отведена в сторону. В руке находился какой-то предмет (чаша?). Правая рука, обломанная ниже локтя, лежит на груди. Голова, за исключением некоторой деформации носа и лба, также сохранилась удовлетворительно. Лицо в близком к трёхчетвертному повороте обращено вправо, к голове льва. Глаз преувеличенно вытянутой миндалевидной формы. Очень мягкая линия подбородка. Небольшие пухлые губы. Волосы прядями зачёсаны назад. Над лбом — украшение в виде трёх крупных перлов, расположенных треугольником. С уха свисает серьга. Платье, плотно облегающее тело, очевидно, из прозрачной ткани, складки от которого прослеживаются на бёдрах. Прослеживается также кайма (?) подола из плотной ткани. С плеч свисают концы шарфа. Два валика на шее, очевидно, означают ворот платья и гладкое украшение типа гривны. На правой руке выше локтя — широкий браслет. На левой руке у запястья — валик (браслет или оторочка рукава).
От фигуры льва хорошо сохранилась вся передняя часть, хуже — круп. Утеряны задние ноги. Крупная голова с разинутой пастью повёрнута назад. Правая нога поднята. Туловище длинное, гибкое. Пушистый конец хвоста поднят кверху. Две детали особенно бросаются в глаза: вихревая розетка на передней лопатке льва и глубокий вырез в спине льва, в который посажена фигура женщины.
Помимо остатков плах найдена группа одинаковых по размерам досок (40-50 см) с рельефной резьбой. Происхождение их неясно — возможно, что они украшали кессоны потолка или же служили филёнками для дверей. В той или иной части все они обломаны. Резная поверхность на сохранившихся частях досок также повреждена. Сюжет, в общем, одинаковый и восстанавливается с достаточной определённостью. Внутри круглой рамки, украшенной розетками, изображена сцена охоты всадника на львов. Углы доски за рамкой украшены крупными пальметками.
На одной, лучше других сохранившейся доске мы видим всадника на коне, скачущем в галопе вправо. Утрачена задняя часть коня — круп и задние ноги, — сохранились лишь копыта от ног. Удовлетворительно сохранились голова коня, грива в виде толстых недлинных прядей, прямо стоящие уши. Прослеживаются основные детали сбруи — ремень от повода узды, накинутого на шею, задняя лука седла, прямоугольные очертания чепрака с орнаментальной каймой, подхвостный ремень с подвесными круглыми бляхами.
Фигура всадника сохранилась почти полностью. Головной убор отсутствует. Волосы в виде отдельных прядей зачёсаны назад. Голова показана почти в профиль, повёрнутой назад. Туловище изображено в фас: при тонкой вытянутой талии очень широкие плечи. Обе руки обломаны близко от плеч, однако разворот плеч, поворот головы несомненно говорят о том, что всадник изображён в момент выстрела из лука. От последнего сохранилась под самой рамкой, слева от головы всадника, концевая его часть. Едва ли приходится сомневаться, что охотник стрелял в зверя, находившегося где-то недалеко, позади коня, на утраченной части доски.
Под передними ногами коня изображена голова льва с разинутой пастью, очевидно, убитого, туловище которого срезано рамкой. На второй доске была такая же композиция, как и на первой, но, к сожалению, целиком уничтожена фигура самого всадника. Впрочем, хотя и слабо, но все же прослеживаемые контуры фигуры позволяют предположить, что всадник был также изображён повёрнутым головой назад. Сравнительно удовлетворительно сохранилось изображение коня, несущегося галопом влево. Детали сбруи такие же, как и на первой доске. Справа у самой рамки, выше крупа лошади, сохранился выступ, возможно, лапы зверя, хотя с уверенностью об этом говорить нельзя. Под ногами коня лежит уже убитый лев с головой, повёрнутой назад. Из отдельных деталей отметим длинный распущенный хвост коня и наборный ремень на шее лошади. На лопатке льва вырезана вихревая розетка.
Третья доска сильно пострадала. Она обломана почти наполовину. Утрачена фигура всадника. От изображения коня сохранились частично ноги, круп и контур брюха. Как и на первой доске, конь стремительно скачет вправо.
Под его ногами относительно удовлетворительно сохранилась фигура льва, сидящего на задних лапах с поднятой правой передней ногой. Пасть разинута. На лопатке льва, как и на второй доске, вихревая розетка. Уникальным по содержанию является сюжет резьбы ещё на одной доске, тех же размеров, как и предыдущие три. По всей вероятности, перед нами семейный портрет с изображением пяти фигур, стоящих в полный рост. Из них четыре женские. Единственная мужская фигура — крайняя справа, сохранилась сравнительно лучше других. Лицо в профиль, нос прямой, очень крупный подбородок. Головной убор оторочен лентой с перлами. Правая рука мужчины лежит на бедре. Левая, опущенная вниз, обломана ниже локтя.
Ноги обломаны — правая у щиколоток, левая — в голени. Одежда тесно облегает фигуру. Рядом с мужской фигурой видна маленькая фигурка, очевидно, девуш-
(36/37)
ки-подростка. При общей сохранности очертания головы и причёски в виде локонов, спускающихся к плечам, черты лица прослеживаются слабо. Платье длинное, с фестончатым расширением по бокам подола снизу.
Третья фигура — центральная для всей группы — сохранилась плохо. Отсутствует голова и верхняя часть груди. Длинное платье, также с фестончато расширяющимся по низу подолом, повязано матерчатым кушаком. Длинные концы последнего опускаются внизу по бокам фигуры.
Две крайние фигуры слева отличаются стройностью, некоторой вытянутостью стана; очевидно, они изображают молодых девушек. Головы не сохранились. Платья на них — тесно облегающие фигуры, с поперечными складками, отчётливо прослеживаются шейные украшения.
У крайней слева фигуры сохранилась правая рука, спущенная книзу; кисть свободно лежит на бедре. Ступни ног у обеих фигур обломаны. Из числа многих других фрагментов фигурного резного дерева, найденных в этом помещении, ограничимся описанием лишь трёх, поскольку на остальных содержание сюжетов резьбы выяснить не удалось.
1. Брус (ок. 40 см), на одной из широких граней которого вырезана человеческая фигура, сидящая на скрещённых ногах. Резьба без детализации. Голова не сохранилась. Руки обломаны.
2. Сильно повреждённая, но замечательно выразительная скульптура (торс) женской фигуры, выполненная высоким рельефом. Верхняя часть туловища обнажена. Края короткой юбки переданы глубокими волнистыми складками, подчёркивающими, очевидно, динамизм фигуры. Об этом говорит также и наклон верхней части туловища вправо. Шея украшена ожерельем с подвеской в середине. Голова не сохранилась. Руки и ноги, за исключением кисти левой руки, лежащей на бедре, обломаны. Очевидно, перед нами знакомый по ранее найденным деревянным скульптурам образ танцовщицы.
3. Статуарного типа мужская фигура воина в длинной кольчужной рубахе. Сохранилась почти полностью, исключая ступни ног. Размер 120 см. Таким образом, скульптура выполнена в том же масштабе — несколько меньшем ¾ натуральной величины, — как и фигуры танцовщиц из помещения III/47. От головного убора прослеживается повязка-диадема. Лицо сохранилось в верхней части до середины носа. Позади головы, справа, сохранился сегмент нимба с расходящимися широкими лучами — деталь, говорящая о том, что перед нами культовый персонаж, видимо, солнечное божество.
Глиняная скульптура. ^
Остатки глиняной монументальной скульптуры в Пенджикенте найдены в сравнении со стенными росписями и резным деревом в ограниченном количестве. По всей вероятности, крупномасштабная глиняная скульптура являлась принадлежностью только храмовых зданий и, соответственно, по содержанию была культовой. Для таких скульптур в храмовых помещениях имелись специальные ниши, в которых они размещались. Однако в этих нишах сами скульптуры не были обнаружены. Очевидно, до того как храмы пришли в запустение, их удалили или разбили. О характере глиняного ваяния в Пенджикенте мы получили возможность судить благодаря остаткам монументальной скульптуры, которые были обнаружены в айване, пристроенном к восточному фасаду ограды второго храма. Значительная часть скульптурных остатков представляла собой фрагменты человеческих фигур, фантастических животных, находившихся в завале, заполнявшем помещение айвана. Из них следует отметить часть человеческого лица, налеп в виде получеловеческой-полульвиной маски, предмет в виде полуцилиндра (тиары?) с крылатыми драконами, расположенными в геральдической позе, остатки кафтанов, затылочную часть человеческой головы, кисти рук и др. Наиболее важными являются остатки скульптуры, сохранившиеся на месте в виде панели, расположенной по низу стен айвана. Панель начинается у северного края западной стены, непосредственно у проёма центральных ворот, с изображения человеческой фигуры по пояс, держащей в правой руке несоразмерно крупный предмет, похожий на базу колонны, — основание жертвенника или постамент статуи. Голова и левая рука не сохранились. Одежда представляет собой безрукавную, слегка складчатую сорочку, стянутую в талии. На открытой шее резко выступают ключицы. Обнаженная рука непропорционально длинна по сравнению с фигурой.
На этой же стене, на расстоянии 0,5 м от фигуры с «базой» в руке, открыта композиция, тянущаяся вдоль западной и южной стен айвана без перерыва, общей длиной около 9 м.
Вся композиция изображает фантастический речной (или морской) пейзаж. Начало напоминает вход в скалистый грот. Здесь как бы зарождается тот водный поток, который и является фоном для всей композиции. Водная поверхность показана в виде рельефных, развёртывающихся сперва правильной спиралью, а затем идущих в разных направлениях волн. Волнистый фон был первоначально окрашен в синий цвет. На нём и расположены фантастические животные, рыбы, чело-
(37/38)
веческие и человекообразные фигуры, в большинстве выполненные в высоком рельефе.
В центре западной стены изображена человекообразная фигура по пояс, как бы выходящая из воды, к которой с обеих сторон направляются рыбы и морские животные.
Первой (справа от зрителя) помещена огромная рыба, покрытая чешуёй, с широкой тупой массивной головой и большими плавниками. Цвет её светло-жёлтый, конец хвоста отбит. Она обращена головой на юг. Дальше головой в ту же сторону плывёт другое явно фантастическое гибридное существо — морской конёк (?). Ещё дальше расположена упомянутая человекообразная фигура (голова не сохранилась) со сложенными на груди руками или ластами. Голова была, видимо, выполнена в фас. К этой фигуре направляются расположенные одна над другой две крупные рыбы, головы которых обращены на север. Все скульптурные изображения размещены свободно на фоне водного потока.
Более компактно расположены фигуры на примыкающей южной стене. Здесь на пространстве трёх метров помещены следующие фигуры: у западного края стены, позади дельфинообразного морского существа с изогнутым петлёй хвостом и головой, обращённой на восток (влево), расположены две человеческие фигуры, как бы выходящие из воды. Они одеты в легкие безрукавные складчатые одежды. Одна фигура держит в правой руке небольшой жезл, упирающийся в спину дельфина, а в левой — козлёнка (?): не совсем ясно, связаны ли человеческие фигуры с дельфином в одну группу или же они независимы друг от друга. Впечатление таково, что они плывут на нём или рядом с ним и первая фигура направляет его движение жезлом.
Центр панели на этой стене занят большой человеческой фигурой, туловище которой заканчивается двумя петлеобразно загнутыми хвостами, обращёнными в разные стороны. Это самая крупная фигура панели. Голова и обе руки по локоть отбиты. Туловище обнажённое. Лишь вокруг бёдер слабым рельефом нанесён узор пальметок, образующих как бы набедренную повязку. Справа от этой фигуры изображены две рыбки, которые плывут в сторону широко раскрытой пасти расположенного дальше чудовища. Его верхняя и нижняя челюсти снабжены мощными клыками и большими зубами. Изогнутый язык, первоначально окрашенный в красный цвет, толстые складки кожи над глазами и на шее с большой выразительностью придают свирепый облик этому чудовищу, готовому проглотить приближающихся рыб. Головой этого хищного существа заканчивается сохранившаяся часть композиции. Дальше край стены с находившейся на ней скульптурой очень сильно попорчен.
Иной характер имела скульптура северного крыла айвана. Здесь следов панели не обнаружено. Единственно, что в этой части айвана напоминает скульптуру южного крыла, — это сооружение, названное нами условно «базой», аналогичное той, которую держит в руке первая фигура к югу от проёма ворот. «База» северного крыла айвана расположена симметрично по отношению к южной, также несколько отступя от края проёма.
Здесь, однако, следов держащей её человеческой фигуры не имеется. Других остатков скульптуры на этой стене не сохранилось. У северной стены этого крыла айвана открыто лепное сооружение, служившее постаментом для какой-то статуи. Постамент, прямоугольный в плане, был оформлен с фасадной стороны скульптурными украшениями. Они сильно попорчены. Можно полагать лишь, что на постаменте были изображены переплетённые жгуты.
На этом постаменте стояла человеческая фигура, от которой на месте сохранились только ступни ног, позволяющие судить, что сама фигура была больше человеческого роста по крайней мере в полтора раза. Отдельные детали статуи, мало что дающие для характеристики скульптуры в целом, были обнаружены в завале. В нескольких обломках, окрашенных в чёрный цвет, вероятно, следует видеть пряди расчёсанных волос.
|