главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Л. Баркова, Е.А. ЧеховаВойлочный колпак из Второго Пазырыкского кургана.// СГЭ. [Вып.] LXIV. СПб: 2006. С. 31-35.
В 1947 г. С.И. Руденко раскопал Второй Пазырыкский курган, относящийся к V-IV вв. до н.э. В кургане было найдено большое количество предметов одежды, деталей головных уборов, выполненных из разнообразных материалов: кожи, меха, войлока. К сожалению, почти всё дошло до нас во фрагментах, но даже фрагменты имели разрезы и разрывы. Это обстоятельство связано с тем, что древние грабители вырубали многие вещи изо льда. Кроме того, сам лёд рвал вещи в клочья. Неудивительно, что восстановить первоначальный вид того или иного предмета из многочисленных обрывков непросто. К числу таковых относится головной убор из войлока, найденный в трёх фрагментах. Один из них представляет собой длинный узкий раструб, зашитый вдоль края, напоминающий «чулок» (ил. 1). Под этим названием он так и числится в инвентарной книге (инв. № 1684-220). Другие два фрагмента представляют собой часть головного убора в виде закруглённых полей (инв. № 1684-214, 215). По самому нижнему краю полей укреплены небольшие (ок. 1 см) круглые кожаные бляшки, покрытые золотой фольгой (ил. 1, 2). По предположению М.П. Грязнова, эти фрагменты полей имеют сходство с закругленным козырьком конской маски, найденной в том же Втором Пазырыкском кургане.
Края фрагментов рваные, неровные, с большими утратами и, на первый взгляд, не стыкующиеся между собой. Как на большинстве предметов одежды из Больших Алтайских курганов, на этих войлочных фрагментах имеются многочисленные разрывы и разрезы.
В самом начале 1950-х гг. большая часть находок из Пазырыкских курганов была реставрирована. На войлочных фрагментах, о которых идёт речь, на момент поступления в реставрацию в 2002 г., часть
разрывов и разрезов была стянута нитками, некоторые из них были дублированы на ткань с помощью клея, превратившего со временем дублировку в жёсткую, ломкую заплату. Утраты в центральной части «чулка» восполнены войлоком, отличающимся по цвету и фактуре от оригинала.
Н.В. Полосьмак, рассматривая в очередной раз материалы из Пазырыкских курганов, обратила наше внимание на сходство этих войлочных кусков («чулка» и полей) с головным убором из кургана № 1 могильника Ак-Алаха-3 (юг Горного Алтая) на плато Укок, раскопанного ею в 1993 г. [Полосьмак, 2001, с. 154].
Таким образом, стало ясно, что представленные фрагменты являются частями головного убора — колпака.
Технологическое исследование войлочного «чулка» и полей, проведенное в Отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа Е.А. Миколайчук, показало, что войлок скатан из стриженых волокон овечьей шерсти. Структура войлока содержит все фракции шерстяного покрова животного: пуховые волокна, волокна переходного волоса, ости, грубой ости и мёртвого волоса. Тонина волокон находится в пределах 12-114 мкм. В войлоке содержится до 30 % волокон грубой ости и мёртвого волоса с тониной волокон 72-114 мкм. За счёт этого войлок приобрёл жёсткость. Именно это качество помогает колпаку сохранять форму и держаться вертикально.
В лаборатории научной реставрации прикладного искусства из органических материалов Е.А. Чеховой был реставрирован и реконструирован этот своеобразный головной убор.
Как уже было сказано, края фрагментов неровные и не стыкующиеся между собой, с большой утратой войлока. Сама войлочная масса содержит значительное количество волокон грубой ости и мёртвого волоса, поэтому качество войлока отличается жёсткостью и отсутствием эластичности. Однако, учитывая одинаковую структуру и толщину войлока, удалось подогнать края разрывов и соединить «чулок» с обрывками полей. Для этого разрезы и разрывы были дублированы на холст сополимерной дисперсией ВА-2ЭГА. Прошивание войлока было исключено, чтобы избежать трения и разрыхления его структуры нитками. Утраты восполнили сукном, напоминающим войлок по фактуре и цвету. Швы между войлоком и сукном заполнялись измельченной нитяной массой, замешанной на дисперсии ВА-2ЭГА.
Итак, в результате реставрации головной убор стал представлять собой высокий, до 102 см, колпак конической формы (см. ил. 2). Колпак выкроен из двух кусков плотного, толстого, 4-5 мм толщиной, войлока коричневого цвета. Куски сшиты между собой сухожильными нитями простым соединительным швом. Верхняя часть колпака закруглена, длина её окружности 22 см. Длина окружности колпака, постепенно расширяющегося книзу, составляет уже 46 см. Ширина полей колпака — 11, их окружность 90 см.
Сейчас головной убор коричневого цвета, но прежде он был окрашен в красный. Определение красителя сделано в Отделе научно-технической экспертизы Л.С. Гавриленко методами тонкослойной хромотографии. Использованы также методы микроскопического и микрохимического анализов. По данным исследователя на войлоке обнаружена кермесовая кислота, источником которой являются червецы Kermes vermilio, Planchon, называемые кермесом, живущие на дубе Quercus coccifera. Кермесовая кислота относится к красителям животного происхождения класса антрахинонов. На археологических вещах кермес часто коричневого цвета. По способу крашения это протравный краситель. На войлоке обнаружены соединения меди и железа, обычно присутствующие на вещах из Пазырыкских курганов.
Напомним, что аналогичный войлочный колпак был найден Н.В. Полосьмак в богатом женском погребении в кургане № 1 могильника Ак-Алаха-3 на Укоке (юг Горного Алтая), относящегося к V-IV вв. до н.э. Колпак представлял собой высокий головной убор (84 см) с небольшими полями и так же, как Пазырыкский, был окрашен в красный цвет (ил. 3, 1). Ближайшей аналогией ак-алахским и пазырыкским колпакам являются войлочные головные уборы, высотой до 60 см, надетые на головы женских мумий, обнаруженные в могильнике Субаши (Синьцзян) IV в. до н.э. [Полосьмак, 2001, с. 153].
Похожие головные уборы в этот период на Алтае носили не только представители кочевой знати, но также и рядовые члены общества. Так, в Восточном Алтае при раскопках могильника Юстыд (V-IV вв. до н.э.) В.Д. Кубарев нашел фрагменты головных уборов в двадцати погребениях, которые принадлежали женщинам. У некоторых из них на головах были шапочки в форме конических колпаков с полями высотой до 50 см. Они держались на голове за счёт жесткой основы из берёсты и двух-трёх палочек, составлявших каркас [Кубарев, 1991, с. 106].
Аналогичные головные уборы имели, по-видимому, женщины, погребённые в могильнике скифской эпохи Уландрык в Восточном Алтае. Сами головные уборы не сохранились, но судя по их остаткам, они изготовлялись из войлока и кожи, имели конусовидную форму и держались вертикально при помощи каркасов [Кубарев, 1987, с. 106, 110].
Этнографические материалы свидетельствуют о том, что и в более позднее время женщины Алтая носили высокие головные уборы. Чтобы придать головному убору вертикальное положение и определенную жёсткость, шли на разные ухищрения. Известно, что Ил. 3.
|