главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Материалы III региональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург: «Тезис». 2012. К. Алтынбеков

Проблемы консервации древнетюркского мавзолея
Майхан уул на территории Монголии.

// Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Екатеринбург: «Тезис». 2012. С. 128-135.

 

Археологическим исследованиям мавзолея Майхан уул и обнаруженным уникальным находкам посвящена статья д.ф.н. К. Сарткожаулы и др. «Древнетюркский подземный мавзолей раннего Средневековья» [прим. сайта: см. статью К. Сарткожаулы во втором томе сб. «Археология Казахстана в эпоху независимости»; там же см. версию этой статьи К. Алтынбекова с ч/б иллюстрациями]. Настоящая публикация рассматривает вопросы, связанные с сохранением артефактов, презентация которых предполагается in situ.

 

Наиболее уязвимый компонент будущего туристического комплекса — монументальная живопись, выполненная на глиняной (лёссовой?) штукатурке. Погребальное сооружение выкопано в грунте, выравнивание полученных стен под живопись произведено за счёт разной толщины штукатурки, которая от трёх сантиметров доходит до нескольких миллиметров. Штукатурка засолена, слабо скреплена с основанием, в отдельных местах она уже осыпалась (Илл. 1), особенно пострадали потолки всех камер. Внутри щебенистого основания видны пустоты (Илл. 2).

 

Основная причина разрушения грунтового основания и штукатурки — обитание грызунов-землероев и последствия их жизнедеятельно-

 

(128/129)

Илл. 1. Обнажившийся после отслоения штукатурки грунт: дисперсный (несвязный), крупнообломочный, щебенистый.

(Открыть Илл. 1 в новом окне)

Илл. 2. Пустоты и трещины в грунте, выходящие на живопись.

(Открыть Илл. 2 в новом окне)

 

сти (Дмитриев, 2006; Илл. 4). Так, зимовочная нора полёвки Брандта занимает объём более 250 дм3, включая ходы, кормовую и гнездовую камеры. На первых этапах формирования норы функционируют в основном прямые механизмы зоологического выветривания грунта — непосредственный вынос камней на поверхность и образование внутренних пустот. На месте обитания грызунов интенсифицируются процессы обычных механизмов физического и химического выветривания грунта. В норах зверьков изменяется микроклимат: увеличивается аэрация грунта и особенно его увлажнение, т.к. возрастает водопроницаемость и глубина промачивания грунтов, то есть активизируются процессы переноса водорастворимых солей, уже содержащихся в грунте.

 

Происходит определённое изменение химизма грунта, в частности, за счёт разложения органических остатков и продуктов обмена животных [1]. Зона выноса карбонатов, как правило, приурочена к месту расположения нор и камер грызунов и корневым системам растений. Жизнедеятельность животных является тем необходимым условием, при котором карбонаты перераспределяются в профиле грунта. Миграция карбонатов возможна в условиях большого содержания углекислоты и щелочной среды при переводе нерастворимых карбонатов в бикарбонаты, которые растворяются и переносятся к глубине максимального промачивания. В почвах нор происходит смещение показателей рН в кислый интервал. Однако как только землерои по тем или иным причинам покидают место обитания, начинает восстанавливаться кислотность, характерная для фоновой почвы.

 

Норы служат своеобразными проводниками растений, например, чий — обитатель засоленных приозёрных котловин, начинает расти на склонах сопок. Возможно, что чий, произрастающий в данном месте, маркирует древнее поселение сурков. На норах увеличиваются чисто физические возможности проникновения в грунт корневой системы кустарников, корни могут распространяться непосредственно по полостям ходов. Под норами нарушается скелетный состав грунта, что облегчает проникновение вглубь корневой системы. Кроме того, зверьки вместе с запасаемыми вегетативными частями кустарника затаскивают в норы и семена, которые успешно прорастают в кормовых камерах [2]. Корни растений также разрушают штукатурку с живописью (Илл. 3).

 

(129/130)

Илл. 3. Корни растений на поверхности живописи.

(Открыть Илл. 3 в новом окне)

Илл. 4. Схема разрушения грунта и штукатурки с живописью. Рисунок Э. Алтынбековой.

(Открыть Илл. 4 в новом окне)

 

Осенью этого года был поставлен вопрос временной консервации живописи для сохранения её в зимний период, до начала основных консервационных работ.

 

Главное условие сохранения монументальной живописи «in situ» — это нормальный температурно-влажностный режим (ТВР), отсутствие резких колебаний температуры и влажности. В связи с этим в период пребывания автора на памятнике было проведено предварительное исследование ТВР. Показания температуры и влажности фиксировались 3

 

Илл. 5. Расположение контрольных точек на разрезе и плане некрополя

А ● — точки замера температуры и влажности воздуха. Рисунок Э. Алтынбековой.

(Открыть Илл. 5 в новом окне)

(130/131)

Илл. 6. Зависимость изменения внутренней температуры помещений от изменения температуры наружного воздуха.

Δ t — усреднённое изменение температуры в помещениях.

Δ tи — усреднённое изменение температуры наружного воздуха.

(Открыть Илл. 6 в новом окне)

 

раза в день в выбранных контрольных точках внутри и снаружи кургана (Илл. 5).

 

По значениям температуры проведён расчёт и построен график зависимости изменения температуры внутренних помещений от изменения температуры внешней среды (Илл. 6). Анализ полученных данных показал, что помещения, находящиеся в глубине кургана, имеют относительно стабильную температуру, мало зависимую от внешней, несмотря на наличие «колодцев». Изменение температуры в них колеблется от 10 до 20%. Влияние внешней температуры начинается от точки Д1 и, естественно, увеличивается по мере приближения к входу в курган, достигая 51%. По температурным данным можно сделать вывод, что требуется защита стен дромоса от его начала и на 23 м в глубину.

 

Гигрометрические данные искажены выполняемыми работами, связанными с некоторым увлажнением воздуха внутри помещений, и не могут быть систематизированы таким же образом. Достоверными являются лишь два цикла измерений влажности, поэтому на Илл. 7 приведены прямые значения относительной влажности воздуха в контрольных точках. Графики показывают, что резкие колебания наружной влажности в течение дня сразу же отражаются во всех помещениях мавзолея, независимо от глубины их местоположения. Влажность наружного воздуха за 8 часов снизилась на 30%, и также на 30% снизилась влажность воздуха внутри кургана, иначе говоря, это 100%-ная зависимость. Таким образом, необходимо защищать все стены, на которых

 

Илл. 7. Изменение относительной влажности воздуха в течение дня.

(Открыть Илл. 7 в новом окне)

(131/132)

Илл. 8. Заполнение пустот, выходящих на поверхность штукатурки.

(Открыть Илл. 8 в новом окне)

 

находится живопись, чтобы смягчить воздействие резких колебаний влажности.

 

Метод временной консервации предложен автором, и после обсуждения монгольскими специалистами с участием японских консерваторов принят к исполнению. Стены с живописью защищены тремя рядами кладки из пищевых мешков с песком [Илл. 9]. Неплотно заполненные мешки хорошо прилегают друг к другу и образуют тепло-, влагозащитный барьер, изолирующий стены от внешней среды. Предварительно живопись была несколько раз пропитана ацетоновым раствором Paraloid В72. Пустоты в грунте, выходящие на поверхность штукатурки, заполнены глиняным раствором (Илл. 8). Глина подобрана по кислотности, значение рН применённого грунта соответствует рН штукатурки. Просеянный грунт был затворён дистиллированной водой и введён в имеющиеся отверстия до заполнения пустот, которые в отдельных случаях в соответствии с объёмом введенного раствора достигали нескольких кубических дециметров. Глиняный раствор вполне обратим и при необходимости легко может быть удалён. После высыхания заделок живопись была покрыта плотной хлопчатобумажной тканью, а затем устроена вышеописанная защитная кладка. Таким образом, штукатурка с живописью защищена от внешних воздействий (со стороны помещений мавзолея), но не устранены внутренние факторы повреждений, связанные с обитанием животных.

 

План консервации живописи, разрабатываемый в настоящее время на основании обследования состояния и изучения материалов памятника, предусматривает следующие мероприятия: снятие росписей со стены; закре-

 

Илл. 9. Временная консервация живописи: защитная кладка из мешков с песком.

(Открыть Илл. 9 в новом окне)

(132/133)

Илл. 10. Деревянная скульптура коня и бронзовый псалий в процессе полевой консервации.

(Открыть Илл. 10 в новом окне)

 

Илл. 11. Временная консервация деревянных предметов.

(Открыть Илл. 11 в новом окне)

(133/134)

Илл. 12. Разрушение терракотовой скульптуры.

(Открыть Илл. 12 в новом окне)

 

пление, расчистка живописной поверхности; дополнение упавшими со стен фрагментами; замена засоленной штукатурки; монтировка на новую основу и возвращение на предварительно подготовленные стены. Подготовка стен должна обеспечить безопасное экспонирование монументальной живописи, полную защиту от разрушающих её факторов.

 

В раскопе оставлены также артефакты слабой степени сохранности, изготовленные из дерева (Илл. 10). Деревянные предметы, находящиеся в хорошем состоянии, перевезены в музей, где должны быть созданы рекомендованные условия хранения, и, возможно, начата их консервация. Изделия из деградированной древесины обработаны антисептиком, для сохранения постоянной влажности завёрнуты в плёнку и оставлены в боковых камерах, имеющих наиболее стабильный температурно-влажностный режим (Илл. 11).

 

В лучших условиях, по сравнению с настенной живописью, находится терракотовая скульптура, перевезенная в музей. Но и она требует консервационных мероприятий. Наблюдается

 

Илл. 13. Корродированный металл и текстиль.

(Открыть Илл. 13 в новом окне)

(134/135)

коррозионное разрушение железных каркасов, повреждающее материал (Илл. 12). Недостаточно прочно держится на поверхности красочный слой, утративший связующее, т.к. терракота расписывалась без последующего обжига.

 

Задача сохранения уникального памятника должна решаться междисциплинарной группой, в состав которой входят, кроме консерваторов, геологи, зоологи, ботаники и др. специалисты. Уже сейчас привлечены к проведению противоаварийных работ шахтеры-спасатели, укрепляющие «колодцы» и потолки помещений.

 

Процесс консервации будет довольно длительным и займёт не менее пяти лет. Остро встаёт проблема финансирования предстоящих работ. Музеефикацию других монгольских памятников, которые исследовались археологами из Японии, Турции, России, Франции, выполняли эти же страны. Хочется надеяться, что древнетюркский мавзолей Майхан уул, открытый казахстанскими археологами, будет сохранён Казахстаном.

 

Список литературы.   ^

 

1. Абатуров Б.Д. Роль животных-землероев в перемещении химических веществ в почве // Проблемы биогеоценологии. — М., 1973. — С. 5-11.

2. Абатуров Б.Д. Млекопитающие как компонент экосистемы. — М., 1984. — 288 с.

3. Дмитриев П.П. Млекопитающие в степных экосистемах Внутренней Азии. — М., 2006. — 224 с.

4. Сарткожаулы К. Древнетюркский подземный мавзолей (провизорное краткое описание) // Материалы международной научной конференции: «Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы», посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан и 20-летию Института Археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК. Т. 2. 12-15 декабря 2011 г., — Алматы, 2011, с. 283-287.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки