В.К. Афанасьева
Орёл и Змея в изобразительности и литературе Двуречья.
// М.: «Водолей Publishers». 2007. 464 с. ISBN 978-5-902312-32-1
[ аннотация: ]
В своей новой книге доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа В.К. Афанасьева на материалах изобразительности и литературы Древнего Двуречья стремится проследить пути человеческой мысли в области расширения границ восприятия. Отталкиваясь от загадочного и увлекательного древневавилонского сказания о полёте человека на орле, автор показывает, как эволюционировали почти на протяжении двух тысячелетий мифологемы «человеческое соитие — змея», «орёл — змея», «знание львиноголового орла Анзуда — змеиное знание» и как, в каких магических практиках, эти мифологемы могли воплощаться.
Содержание
Часть I. От Этаны к Лугальбанде.
Глава I. Змеи, птицы, монстры в изобразительном искусстве Северного и Южного Двуречья дописьменного периода. — 21
Глава II. Львиноголовый орёл в памятниках изобразительного искусства и письменных источниках раннединастического Шумера. — 42
Глава III. Шумерские эпосы о Лугальбанде. — 60
Глава IV. Орёл и змея в изобразительном искусстве раннединастического Шумера. — 92
Глава V. Шумерское эпическое сказание о Гильгамеше, Энкиду и подземном мире. Анзуд и змея в эпосе. — 117
Часть II. От Лугальбанды к Этане.
Глава VI. Вавилонское сказание об Этане. — 145
Глава VII. Аккадское сказание о птице Анзу. — 168
Глава VIII. О стилистике, жанре и композиции памятников шумеро-аккадской литературы. — 192
Глава IX. Этиологический миф и мифологема в шумеро-аккадской литературе. — 243
Часть III. Экзотеризм и эзотеризм в шумеро-вавилонской культуре.
Глава X. Пути Змеи и пути Орла — куда и как? — 273
Глава XI. Пути Лугальбанды и пути Этаны — куда и как? — 302
Глава XII. «Я открою тебе, Гильгамеш, сокровенное слово...» Мир магии и тайного знания. Путь Атрахасиса. — 330
Заключение. — 369
Приложения.
«Меж градов пресветлых...»
Сказание об Энки и Нинхурсаг. — 389
«От начала начал, от дней сотворения мира...»
Сказание об Энки и Нинмах. — 397
«Связь Земли и Неба город...»
Сказание об Энлиле и Нинлиль. — 402
«Госпожа сутей праведных...»
Женитьба Энлиля. — 407
«На горе Небес и Земли...»
Ашнан-Зерно и Лахар-Овца. — 414
«Светлоструйнорождённая...»
Гимн богине пива Нинкаси. — 420
Разговор. «Он сестре говорит ласково...»
Спор между скотоводством и земледелием. — 423
«Если бы не мать моя...»
Песня о любви Инанны и Думузи. — 427
«Сестричка, зачем ты закрылась в доме?»
Любовный диалог. — 429
«О моя луби-луби-люба...»
Диалог влюблённых. — 431
«Странник мой близится...»
Заклинание из серии «эдин-на-у-саг-га». — 433
«У-а, а-у-а, сон, плыви...»
Колыбельная. — 435
«Грамотейная мудрость...»
Восхваление писцового искусства. — 438
Список сокращений. — 440
Библиография. — 442
Список таблиц [I-XLIII]. — 453
Памяти родителей и сестры.
Предисловие. ^
Автор выражает глубокую благодарность всем сотрудникам отдела Востока Государственного Эрмитажа, принимавшим горячее участие в обсуждениях книги, и в первую очередь Андрею Олеговичу Большакову и Нинель Болеславовне Янковской, чьи замечания, высказанные по ходу дискуссии, порой остро полемические, но всегда доброжелательные, помогли в формулировках и уточнениях авторской концепции.
Также хочется горячо поблагодарить сотрудников сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского отделения ИВ РАН, участвовавших в дискуссиях, и особенно доктора филологических наук Ирину Трофимовну Каневу за помощь в интерпретации и переводе сложных шумерских текстов.
Ушедший от нас в 1998 году Евгений Владиславович Зеймаль так и не дождался окончания труда, побудителем и вдохновителем которого он был. Его настойчивость и требовательность порой воспринималась как властное давление, но, думается мне, будь он сейчас с нами, работа не затянулась бы на столь долгие годы. Вспоминаю его советы и всегда живой интерес с глубокой благодарностью и постоянным чувством боли от утраты коллеги и друга.
(5/6)
Другая невосполнимая потеря, о которой невозможно забыть — Игорь Михайлович Дьяконов, учитель и старший друг. Он всегда был в числе главных оппонентов работы, но отнюдь не её противником. Свои несогласия и расхождения с автором он выражал и устно, на обсуждениях, и письменно, в книге «Архаические мифы Востока и Запада» (М., 1990). Но сколько широты, терпения, толерантности было в этих несогласиях, сколько замечаний и поправок с благодарностью приняты и исправлены! Что же касается мировоззренческих расхождений и концепций, то они, конечно, остались и остаются, иначе бы Игорь Михайлович первый потерял бы уважение к автору.
Особая благодарность Ларисе Смирновой и Андрею Николаеву: без них эта книга не лежала бы сейчас на столе, — они её набирали и воплотили зримо. Труднейшую и тончайшую работу по сканированию и подготовке изобразительного материала проделали мой зять Павел Гулькин и А.О. Большаков; нет предела моей признательности им за это.
В. Афанасьева
|