[ каталог выставки ]
Искусство портрета.
Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа.
// СПб: «Славия». 2018. 240 с. ISBN 978-5-9501-0290-5
Оглавление
А.А. Трофимова. Об истории искусства портрета. — 4
Искусство Древнего Египта.
А.О. Большаков. Сущность портрета в древнем Египте. — 16
Искусство античного мира.
Искусство Древней Греции и античного Средиземноморья. VI-I вв. до н.э.
А.А. Трофимова. Портрет в Древней Греции. — 22
А.А. Еремеева. Портрет и погребальные традиции античности. — 28
О.В. Горская. Монеты эллинистического периода. — 46
Искусство Древнего Рима и Римских провинций. I-VI вв. н.э.
А.А. Трофимова. Портрет в Древнем Риме. — 50
В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Римская Республика. — 72
В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Римская империя. — 73
Искусство стран Востока и Средиземноморья.
Эпоха античности и раннего средневековья. I в. до н.э. — X в.
М.М. Дандамаева. Египет. Мумийный портрет. — 78
Ближний Восток.
Древний Иран. — 80
Сирия. Пальмирский портрет. — 88
Средняя Азия. Памятники Согда и Хорезма. — 89
Дальний Восток.
К.Ф. Самосюк. Искусство портретной живописи в Китае. — 92
Искусство Византии. VI-XII вв. — 95
В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Византийская империя. — 96
Искусство стран Востока XVII-XIX вв.
Тибет [Ю.И. Елихина]. — 98
А.Т. Адамова. Иран. Портрет в XIX в. — 99
Китай. Портрет в XIX в. [К.Ф. Самосюк] — 102
Япония. Портрет в XIX в. [А.В. Савельева] — 104
Монеты стран Востока. [Н.В. Кравцов] — 105
Искусство стран Западной Европы. XV-XX вв.
Б.И. Асварищ. Портрет и заказчик. — 106
Возрождение, классицизм, барокко. XV-XVIII вв. — 108
Н.К. Масюлионите. Западноевропейская портретная гравюра. — 122
Западноевропейская скульптура. XVI-XIX вв. — 140
Л.И. Шатилова. Портрет в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве. — 148
Ю.О. Каган. Портретные геммы. — 158
Т.И. Слепова. Портреты на медалях. — 161
Неоклассицизм, реализм, историзм, авангард. XIX-XX вв. — 172
Искусство России. XVIII-XX вв.
Ю.Ю. Гудыменко. Русский портрет в XVIII-XX вв. — 192
Портреты на медалях, монетах и других платежных средствах. — 223
Д.Ю. Панайотти. Современное искусство. Конец XX — начало XXI в. — 230
Литература. — 236
Список сокращений. — 240
Авторы аннотаций: Ек.Е. Абрамова, Н.Ю. Аветян, А.Т. Адамова, Т.И. Адамова, А.С. Аксешин, Е.Б. Ананьич, С.О. Андросов, Е.И. Арсентьева, И.С. Артемьева, Б.И. Асварищ, А.А. Бабин, Н.Ю. Бахарева, А.О. Большаков, Т.Б. Бушмина, А.В. Виленская, Я.Э. Виленский, М.П. Гарлова, О.В. Горская, Р.Г. Григорьев, Н.И. Грицай, Ю.Ю. Гудыменко, М.М. Дандамаева, Н.П. Гуляева, В.В. Гурулёва, Л.И. Давыдова, Е.В. Дерябина, Л.И. Добровольская, Ю.И. Елихина, А.К. Ермолаева, Е.Н. Иванова, Ю.И. Ильина, Ю.П. Калашник, Е.И. Карчева, А.В. Катцова, М.Н. Косарева, Т.Н. Косоурова, К.В. Кравцов, Т.К. Кустодиева, Е.В. Лепёхина, Т.Н. Лехович, В.О. Лоога, М.Н. Лопато, П.Б. Лурье, М.Б. Маршак, Н.К. Масюлионите, М.Л. Меньшикова, Г.А. Миролюбова, А.Б. Никитин, Н.Н. Николаев, К.В. Орлов, С.В. Панкова, А.В. Савельева, К.Ф. Самосюк, Т.И. Слепова, И.А. Соколова, О.Ю. Соколова, А.В. Соловьёв, О.А. Степанова, Л.А. Тарасова, А.А. Трофимова, Т.М. Фурасьева, Е.Н. Ходза, К.М. Чернышов, Д.Е. Чистов, Ю.В. Шаровская, Е.А. Шликевич, М.В. Шульц, Е.А. Яровая.
Собор сотен лиц. ^
Они смотрят на нас пристально и внимательно. Фараон Аменемхет Третий и Вольтер, Рембрандт и Николай Первый, Филипп Араб и Фатх Али шах, Мария-Антуанетта и цинская императрица Сяо шэнь чэн хуанхоу. Императрица Анна Иоанновна и Павел Иванович Шувалов, многие другие известные, и мало известные, и совсем неизвестные персонажи. Но все они люди, и они говорят с нами, обращаются к нам через посредников-художников, которые помогают заглянуть в мысли, представления и души людей. На выставке много знаменитых шедевров, высочайших достижений мирового искусства — сибирские маски, сосуд из Куль-Обы, сасанидские серебряные чаши, камея Августа и Ливии с маленьким Нероном, работы Ван Дейка, Иорданса и Винтерхальтера. Они разнообразны эти портреты — большие скульптуры и маленькие изящные монеты, живописные полотна, камеи, рисунки, гравюры и даже бумажные деньги. Универсальный энциклопедический музей в очередной раз и в новом аспекте рассказывает о единстве и многоликости мировой культуры. Это — наша миссия: в Петербурге, Казани, Амстердаме — повсюду.
Творения великих мастеров производят сильное впечатление, и, глядя на них, понимаешь, как не раз люди ощущали соблазн и даже страх от иллюзии жизненности и даже жизни, пугались того, что художник пытается подражать Творцу, соперничать с ним. Эта выставка, как и сам наш музей, показывают, что опасаться нечего. Никакой художник не может создать живое, но он может об этом рассказать и тем восславить и человека, и его Создателя. Эрмитаж — место, где много портретов: от Военной галереи и Фельдмаршальского зала до залов скульптурных портретов Древнего Рима и портретных монет Греции и Средней Азии. Портреты — важные участники того диалога культур, который является содержанием музейной экспозиции Эрмитажа. Они придают ему замечательную живость и осязаемость. Они не просто смотрят на нас, они ждут ответа, а мы говорим с ними. Великий русский философ Николай Фёдоров называл музей «собором лиц». Эта метафора предстаёт сегодня в конкретном воплощении. Мы снова рассказываем о мировой культуре и об уникальном её явлении — Эрмитаже.
М.Б. Пиотровский,
генеральный директор Государственного Эрмитажа
|