главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Искусство портрета. Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа. СПб: «Славия». 2018. [ каталог выставки ]

Искусство портрета.

Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа.

// СПб: «Славия». 2018. 240 с. ISBN 978-5-9501-0290-5

 

Оглавление

 

М.Б. Пиотровский. Собор сотен лиц. — 3

А.А. Трофимова. Об истории искусства портрета. — 4

 

Допортретный период. [Кат. 1-5]

 

С.В. Панкова. Древние маски. — 12

 

Искусство Древнего Египта.

 

А.О. Большаков. Сущность портрета в древнем Египте. — 16

 

Искусство античного мира.

 

Искусство Древней Греции и античного Средиземноморья. VI-I вв. до н.э.

А.А. Трофимова. Портрет в Древней Греции. — 22

А.А. Еремеева. Портрет и погребальные традиции античности. — 28

О.В. Горская. Монеты эллинистического периода. — 46

 

Искусство Древнего Рима и Римских провинций. I-VI вв. н.э.

А.А. Трофимова. Портрет в Древнем Риме. — 50

В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Римская Республика. — 72

В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Римская империя. — 73

 

Искусство стран Востока и Средиземноморья.

 

Эпоха античности и раннего средневековья. I в. до н.э. — X  в.

М.М. Дандамаева. Египет. Мумийный портрет. — 78

 

Ближний Восток.

Древний Иран. — 80

Сирия. Пальмирский портрет. — 88

Средняя Азия. Памятники Согда и Хорезма. — 89

 

Дальний Восток.

К.Ф. Самосюк. Искусство портретной живописи в Китае. — 92

 

Искусство Византии. VI-XII вв. — 95

В.В. Гурулёва. Портреты на монетах: Византийская империя. — 96

 

Искусство стран Востока XVII-XIX вв.

Тибет [Ю.И. Елихина]. — 98

А.Т. Адамова. Иран. Портрет в XIX в. — 99

Китай. Портрет в XIX в. [К.Ф. Самосюк] — 102

Япония. Портрет в XIX в. [А.В. Савельева] — 104

Монеты стран Востока. [Н.В. Кравцов] — 105

 

Искусство стран Западной Европы. XV-XX вв.

 

Б.И. Асварищ. Портрет и заказчик. — 106

Возрождение, классицизм, барокко. XV-XVIII вв. — 108

Н.К. Масюлионите. Западноевропейская портретная гравюра. — 122

Западноевропейская скульптура. XVI-XIX вв. — 140

Л.И. Шатилова. Портрет в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве. — 148

Ю.О. Каган. Портретные геммы. — 158

Т.И. Слепова. Портреты на медалях. — 161

Неоклассицизм, реализм, историзм, авангард. XIX-XX вв. — 172

 

Искусство России. XVIII-XX вв.

Ю.Ю. Гудыменко. Русский портрет в XVIII-XX вв. — 192

Портреты на медалях, монетах и других платежных средствах. — 223

 

Д.Ю. Панайотти. Современное искусство. Конец XX — начало XXI в. — 230

 

Литература. — 236

Список сокращений. — 240

 


 

Авторы аннотаций: Ек.Е. Абрамова, Н.Ю. Аветян, А.Т. Адамова, Т.И. Адамова, А.С. Аксешин, Е.Б. Ананьич, С.О. Андросов, Е.И. Арсентьева, И.С. Артемьева, Б.И. Асварищ, А.А. Бабин, Н.Ю. Бахарева, А.О. Большаков, Т.Б. Бушмина, А.В. Виленская, Я.Э. Виленский, М.П. Гарлова, О.В. Горская, Р.Г. Григорьев, Н.И. Грицай, Ю.Ю. Гудыменко, М.М. Дандамаева, Н.П. Гуляева, В.В. Гурулёва, Л.И. Давыдова, Е.В. Дерябина, Л.И. Добровольская, Ю.И. Елихина, А.К. Ермолаева, Е.Н. Иванова, Ю.И. Ильина, Ю.П. Калашник, Е.И. Карчева, А.В. Катцова, М.Н. Косарева, Т.Н. Косоурова, К.В. Кравцов, Т.К. Кустодиева, Е.В. Лепёхина, Т.Н. Лехович, В.О. Лоога, М.Н. Лопато, П.Б. Лурье, М.Б. Маршак, Н.К. Масюлионите, М.Л. Меньшикова, Г.А. Миролюбова, А.Б. Никитин, Н.Н. Николаев, К.В. Орлов, С.В. Панкова, А.В. Савельева, К.Ф. Самосюк, Т.И. Слепова, И.А. Соколова, О.Ю. Соколова, А.В. Соловьёв, О.А. Степанова, Л.А. Тарасова, А.А. Трофимова, Т.М. Фурасьева, Е.Н. Ходза, К.М. Чернышов, Д.Е. Чистов, Ю.В. Шаровская, Е.А. Шликевич, М.В. Шульц, Е.А. Яровая.

 


 

Собор сотен лиц.   ^

 

Они смотрят на нас пристально и внимательно. Фараон Аменемхет Третий и Вольтер, Рембрандт и Николай Первый, Филипп Араб и Фатх Али шах, Мария-Антуанетта и цинская императрица Сяо шэнь чэн хуанхоу. Императрица Анна Иоанновна и Павел Иванович Шувалов, многие другие известные, и мало известные, и совсем неизвестные персонажи. Но все они люди, и они говорят с нами, обращаются к нам через посредников-художников, которые помогают заглянуть в мысли, представления и души людей. На выставке много знаменитых шедевров, высочайших достижений мирового искусства — сибирские маски, сосуд из Куль-Обы, сасанидские серебряные чаши, камея Августа и Ливии с маленьким Нероном, работы Ван Дейка, Иорданса и Винтерхальтера. Они разнообразны эти портреты — большие скульптуры и маленькие изящные монеты, живописные полотна, камеи, рисунки, гравюры и даже бумажные деньги. Универсальный энциклопедический музей в очередной раз и в новом аспекте рассказывает о единстве и многоликости мировой культуры. Это — наша миссия: в Петербурге, Казани, Амстердаме — повсюду.

 

Творения великих мастеров производят сильное впечатление, и, глядя на них, понимаешь, как не раз люди ощущали соблазн и даже страх от иллюзии жизненности и даже жизни, пугались того, что художник пытается подражать Творцу, соперничать с ним. Эта выставка, как и сам наш музей, показывают, что опасаться нечего. Никакой художник не может создать живое, но он может об этом рассказать и тем восславить и человека, и его Создателя. Эрмитаж — место, где много портретов: от Военной галереи и Фельдмаршальского зала до залов скульптурных портретов Древнего Рима и портретных монет Греции и Средней Азии. Портреты — важные участники того диалога культур, который является содержанием музейной экспозиции Эрмитажа. Они придают ему замечательную живость и осязаемость. Они не просто смотрят на нас, они ждут ответа, а мы говорим с ними. Великий русский философ Николай Фёдоров называл музей «собором лиц». Эта метафора предстаёт сегодня в конкретном воплощении. Мы снова рассказываем о мировой культуре и об уникальном её явлении — Эрмитаже.

 

М.Б. Пиотровский,
генеральный директор Государственного Эрмитажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки