[ сборник ]
Бестиарий IV. Земля и небо в традиционном универсуме.
// СПб: МАЭ РАН. 2017. 210 с.
ISBN 978-5-88431-329-3 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)
Отв. ред. М.А. Родионов.
[ аннотация: ]
Рассматривается место мифологических и/или реальных представителей животного мира в земных и сакральных сферах традиционного универсума, т.е. во всеединстве мира и человека как оно понимается конкретной этнической культурой. В более широких географических и хронологических рамках развивается тематика сборников «Азиатский бестиарий» (2009 г.), «Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени» (2012) и «Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме» (2014), изданных Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Содержание
Е.Г. Царёва. Текстильный бестиарий IV: читая тканые летописи. — 5
Ю.Е. Березкин. Тема трудных задач: распределение типов персонажей по регионам и оценка древности образов. — 37
Я.В. Васильков. Птицы-разведчики над водами: расширенный комментарий к одному из мотивов ближневосточного мифа о потопе. — 57
М.А. Родионов. Зооморфные персонажи коранического универсума: от мухи до слона. — 73
М.И. Йосефи. Муаллака Антары как арабский бестиарий. — 81
А.Ю. Коровкина. Джинны и их зооморфные образы в народной культуре современного Туниса. — 99
М.Ф. Альбедиль. Образы божественной обезьяны в индуизме. — 108
Н.Г. Краснодембская, Р.Д. Сенасинха. О значении животных символов в традиционных воззрениях ланкийцев. — 121
В.Н. Мазурина. Образ Гаруды в религиозных представлениях непальцев. — 143
Л.А. Стрельцова. Образы птиц в фольклоре народа киранти. — 155
О.Н. Меренкова, И.Ю. Котин. Белка или бурундук? Зооморфизмы в индийском культурном пространстве. — 166
С.С. Донченко. Морское царство в японских сказках. — 173
Е.С. Соболева. Зверь-шишка — панголин, или ящер. — 181
Abstracts. — 201
Сведения об авторах. — 205
Предисловие. ^
Новый сборник «Бестиарий IV. Земля и небо в традиционном универсуме» развивает тематику «Азиатского бестиария» (2009 г.), «Бестиария II. Зооморфизмы Азии: движение во времени» (2011[2012] г.) и «Бестиария III. Зооморфизмы в традиционном универсуме» (2014), изданных Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого. [1]
По-прежнему в центре внимания исследователей оказываются зооморфизмы, т.е. приёмы и результаты сотворения мифологических существ, наделённых внешними и/или внутренними качествами, присущими животным, под которыми локальные традиции понимают широкий круг «тварей», или сотворённых бестий. Снова повторим, что зооморфизация тесно связана с процессом очеловечивания — духовного или физического — конструируемых существ, поэтому объекты исследования корректнее было бы называть громоздким термином зооантропоморфизмы. [2] Они составляют основу любого традиционного универсума, или всеединства мира и человека как оно понимается конкретной этнической культурой. При такой трактовке понятие «бестиарий» лишь номинально совпадает с названием соответствующего книжного жанра, популярного в эпоху Средневековья.
Хронологические и географические рамки сборника шире, чем в предыдущих выпусках, но преимущественное внимание уделяется земным и небесным сферам традиционных универсумов Азии. Большинство авторов «Бестиария IV» — научные сотрудники отдела этнографии стран Южной и Юго-Западной Азии (М.Ф. Альбедиль, Я.В. Васильков, И.Ю. Котин, Н.Г. Краснодембская, О.Н. Меренкова, М.А. Родионов, Е.С. Соболева, Е.Г. Царёва) или других отделов МАЭ РАН (Ю.Е. Березкин). Авторский коллектив включает также исследователей, прошедших аспирантуру МАЭ РАН
(3/4)
(М.И. Йосефи, А.Ю. Коровкина), сотрудников Восточного факультета СПбГУ (С.С. Донченко, Л.Ю. Стрельцова) и Музея истории религий (В.Н. Мазурина), а также заместителя главного редактора «Сингальской энциклопедии» Р.Д. Сенасинха, г. Коломбо.
Основные положения статей были обсуждены в Петербурге на ежегодных чтениях отдела Южной и Юго-Западной Азии МАЭ РАН в 2015-2016 гг. и на Радловских чтениях МАЭ в 2015-2016 гг. (круглые столы, посвящённые пространственным, профанно-сакральным и семантическим характеристикам традиционного универсума). [3]
М.А. Родионов
|