[ сборник ]
Азиатский бестиарий.
Образы животных в традициях
Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.
// СПб: МАЭ РАН. 2009. 188 с.
ISBN 978-5-88431-139-8 (см. страницу и файлы на сайте МАЭ)
Содержание
Ю.Е. Берёзкин. Киртимукха, сисиутль и другие симметрично-развёрнутые изображения Индо-Тихоокеанского региона. — 5
В.И. Кинжалов. Териомахия как одна из инсигний царствования (по материалам Древнего Востока). — 25
М.Ф. Альбедиль. Бык: символика образа в традиционной индийской культуре. — 29
Я.В. Васильков. Между собакой и волком: о следах воинских братств в индийских традициях. — 47
В.Н. Мазурина. Львы и львы-собаки — защитники культовых сооружений в Непале. — 63
С.А. Маретина. Образ тигра в племенной мифологии Индии. — 87
Д.В. Иванов. Редкое изображение Ганеши в буддийских коллекциях Кунсткамеры. — 96
Н.Г. Краснодембская. Представления сингалов о слоне (бытовой и символический аспекты). — 101
Н.Г. Краснодембская. Птица в обыденном и сакральном пространстве в культуре сингалов (Шри Ланка). — 117
О.Н. Меренкова. Макара и водное пространство в индийской культуре. — 143
В.В. Иванова. Змея — джинн — предок. Анатолийский взгляд на хранителя дома. — 151
М.И. Василенко. Главный герой арабского бестиария — верблюд. — 161
М.А. Родионов. О змеях и птицах в Долине смерти (Хадрамаут). — 170
Приложение:
И.Ю. Котин. Индийский политический бестиарий. — 177
Предисловие. ^
Название сборника «Азиатский бестиарий» требует пояснений. Оно почти не связано с тем, что исследователь литературных форм животного эпоса называет «физиологической сагой» или «этнографической фантастикой» [Костюхин 1987: 214], т.е. с такими средневековыми книжными жанрами, как физиолог и бестиарий, интересующими нас разве что как один из источников. Наши авторы рассматривают образы мифологических и/или реальных животных в традициях Азии, а так как образы эти довольно часто двоятся (отсюда частый предлог «между» в названиях статей: между собакой и волком, между львом и тигром, львы-собаки) или взаимозаменимы, то правильнее говорить о семиотическом [Байбурин 1981] или этнографическом статусе [Родионов 1994: 174] тех или иных животных.
В 1990-е годы многие из авторов принимали участие в научно-исследовательской теме «Этнографический статус существ, вещей и явлений в культурах Востока» [Родионов 1994; 1997; 2003], где в качестве изучаемого существа фигурировала собака [Родионов 1994; Собака на грани миров 1997]. Позднее наш исследовательский коллектив вернулся к изучению этнокультурного статуса существ уже на стыке двух большим тем — «Лики, концепты, предметы в традиционных культурах Востока и коллекциях МАЭ (подтема “Восточный пантеон”)» и «Пространство культурных пространств в традициях Южной и Юго-Западной Азии» [Родионов 2006].
Сборник открывается статьей Ю.Е. Берёзкина, в которой заявленная коллективная тема «Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии» помещается в более широкий пространственный контекст Индо-Тихоокеанского региона; мост между Старым и Новым светом наводится с помощью исторически обусловленных параллелей, обнаруживающих несомненное родство змееобразных монстров — от древнегреческой Горгоны до её дальневосточных и американских родственников.
Сюжет о царской охоте на львов и диких быков извлечен из архива американиста и специалиста по Древнему Востоку Р.В. Кинжалова (1920-2006). Три следующие статьи посвящены образам быка (М.Ф. Альбедиль), собаки и волка в индийской культуре (Я.В. Васильков) и собаки-льва и льва в непальской (В.Н. Мазурина, Музей истории религии). Львиную тему продолжает Е.Г. Царёва, рассматривающая львиные и тигриные мотивы в одной из ковровых традиций Центральной Азии. Редкое изображение сло-
(3/4)
ноголового бога Ганеши в коллекциях МАЭ привлекло внимание Д.В. Иванова, а Н.Г. Краснодембская в двух статьях подробно охарактеризовала представление сингалов о слоне и место птиц в сингальском культурном пространстве. Образ Макары — индийской водоплавающей Химеры с хоботом слона, пастью крокодила и чешуйчатым телом рыбы или рептилии, рассмотренный О.Н. Меренковой, дополняет статью Ю.Е. Берёзкина.
Ближневосточный блок состоит из трёх статей, дающих анализ турецких представлений о духе дома, соединяющем в себе черты змеи, нечистой силы и предка (В.В. Иванова), образ верблюда глазами бедуинов (М.И. Василенко) и этнокультурный статус змей и птиц в сакральном пространстве на юго-востоке Йемена (М.А. Родионов).
В приложении помещена статья И.Ю. Котина об использовании животных мотивов и эмблематики в политической жизни современной Индии.
Большинство статей дополнены иллюстрациями, составляющими неотъемлемую часть текста.
М.А. Родионов
Библиография.
Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология // Сб. МАЭ. Т. XXXVII. Л., 1981. С. 215-226.
Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
Родионов М.А. (ред.) Этнографический статус существ, вещей и явлений в культурах Востока. Вып. 1. Собака // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1994. №5-6. С. 174-261.
Родионов М.А. (ред.) Этнографический статус существ, вещей и явлений в культурах Востока. Вып. 2. Нож // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1997. №11. С. 134-236.
Родионов М.А. (ред.) Этнографический статус существ, вещей и явлений в культурах Востока. Вып. 3. Дождь // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 2003. №13. С. 139-193.
Родионов М.А. Пространство культурных пространств, или Границы науки о человеке // Радловские чтения-2006: Тезисы докладов / Отв. ред. Ю.К. Чистов, Е.А. Михайлова. СПб.: МАЭ РАН, 2006. С. 3-5.
Собака на грани миров / Сост. И.А. Алимов, М.А. Родионов. СПб., 1997.
|