● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. [ каталог выставки ]

Обитель милосердия.

Искусство тибетского буддизма.

/ Каталог выставки.
СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. 512 с. ISBN 978-5-93572-617-1

 

аннотация: ]

Настоящее издание подготовлено к выставке «„Обитель милосердия”. Искусство тибетского буддизма». Каталог знакомит с произведениями буддийского тибетского искусства: скульптурой, живописью и ритуальными предметами.

На выставке представлены произведения VIII — начала XX в. из собрания Государственного Эрмитажа. Коллекции были сформированы в начале прошлого столетия выдающимися исследователями Центральной Азии Э.Э. Ухтомским, П.К. Козловым, Ю.Н. Рерихом и другими. Многие экспонаты публикуются впервые.

Каталог предназначен для специалистов, коллекционеров и любителей искусства, а также для всех, кто интересуется тибетским буддизмом.

 

Авторы вступительных статей и каталожных описаний:

Ю.И. Елихина, кандидат исторических наук

К.Ф. Самосюк, доктор искусствоведения.

Содержание

 

Михаил Пиотровский. Петербургский буддизм. — 9

 

Юлия Елихина. «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма. — 11

История создания коллекции. — 12

Пантеон тибетского буддизма. — 14

Скульптурные художественные стили. — 19

Техника изготовления скульптуры. — 22

Обряд освящения скульптуры. — 24

Коллекция тибетской живописи Государственного Эрмитажа. — 28

Техника тибетской живописи. — 29

Живописные каноны. — 31

Живописные стили. — 32

Живописные композиции. — 35

 

Кира Самосюк. Находки из «знаменитого субургана» в мёртвом городе Хара-Хото. — 37

Школы тибетского буддизма в государстве тангутов. — 38

Пантеон Ваджраяны. — 41

 

Каталог [1-348]

 

Махасиддхи. — 46

Архаты. — 48

Индийские учители. — 60

Тибетские учители. — 76

Школа ньингмапа. — 80

Школа сакьяпа. — 84

Школа карма-кагью. — 88

Школа гелукпа. — 92

Ламы. — 110

Будды. — 112

Бодхисаттвы. — 172

Женские божества. — 250

Идамы. — 290

Дхармапалы. — 318

Дакини. — 352

Локапалы и их формы. — 372

Божества низшего разряда буддийского пантеона. — 388

Мандалы. — 412

Изображения для астрологических ритуалов. — 442

Ступы. — 454

Ритуальные предметы. — 458

Гау-реликварии. — 470

Цаца. — 476

Бонская традиция. — 481

 

Приложения.

 

Глоссарий. — 484

Список сокращений. — 499

Литература. — 500

Summary. — 510

 


 

Михаил Пиотровский

Петербургский буддизм.   ^

 

Сто лет тому назад в Петербурге был открыт буддийский храм. Он украсил собой архитектурную и духовную карту города, подчеркнув имперское уважение к последователям буддизма на Востоке и значение этой религии в петербургской культуре. Храм этот был тогда в Европе единственным, построенным строго по тибетскому канону. В то же время, как и петербургская мечеть, он следовал в некоторых деталях — от строительных материалов до витражей — традициям северного модерна. Строительство проходило под покровительством и при участии виднейших учёных — специалистов по буддизму и буддийскому искусству — С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, Э.Э. Ухтомского, Н.К. Рериха. Это сразу определило тесную связь храма с петербургской культурой и наукой. В 1919 г. состоялась знаменитая Первая буддийская выставка, где широкой публике были представлены памятники буддийского искусства и читались публичные лекции об основах буддизма.

 

Искусство и культура буддизма вообще и тибетского в частности вплетались в ткань петербургской культуры. Этому не смогли полностью воспрепятствовать и гонения на религию, и закрытие храма. Один из самых ярких петербуржцев — Даниил Хармс — любил приходить к храму и приводить к нему своих друзей. На протяжении не одного десятилетия множество молодых жителей города, и я в том числе, не раз, как и Хармс, приходили посмотреть на него через щёлку забора или даже иногда проникали туда, найдя удобный момент ремонта или завоза оборудования для живших в нём учреждений. В 1991 г. храм возобновил свою духовную и ритуальную деятельность. И сегодня его окружает аура петербургской любви к буддизму. Она много шире чисто вероисповедания. Поколения послевоенных интеллигентов нашего города включали своё представление о буддизме и его миросозерцании в репертуар духовных поисков и художественных аллюзий. Это продолжается и сегодня.

 

Важной частью петербургского буддийского мира были и есть петербургские коллекции. Сегодня они в основном находятся в Эрмитаже. Замечательные открытия П.К. Козлова и С.Ф. Ольденбурга — буддийские настенные росписи и знаменитый субурган с вложенными в него скульптурами и иконами-тангка. Множество редкостных образцов тибетской скульптуры были собраны известным исследователем, камергером, одним из инициаторов Восточного путешествия цесаревича Николая Э.Э. Ухтомским. Великий исследователь Тибета Н.К. Рерих, его сын Юрий, знаменитый ювелир Агафон Фаберже, выдающийся востоковед Б.И. Панкратов — они, как и многие другие, собрали чудные коллекции. Эрмитаж неустанно показывал и показывает свои буддийские собрания. Не одна страна видела наши выставки о Шёлковом пути и буддийских монастырях, на нём расположенных. Русским экспедициям к буддийским памятникам Центральной Азии была посвящена грандиозная выставка «Пещеры тысячи будд», созданная вместе с Институтом восточных рукописей РАН в 2008 г. Замечательные настенные росписи были отреставрированы в Эрмитаже и теперь демонстрируются на новой постоянной экспозиции. Затем открылась ещё одна постоянная экспозиция — «Искусство Центральной Азии». Сегодня мы представляем особую выставку — о тибетском стиле буддийского искусства.

 

В эрмитажных залах с посетителем разговаривают удивительной красоты бронзовые фигуры и фигурки. Это учители и проповедники, Будды, среди которых Будда Шакьямуни, чьи воплощённые в скульптуре образы имеют около сотни разных значимых деталей, узнавание которых помогает понять и религию и искусство. Главный «герой» выставки — бодхисаттва Авалокитешвара, покровитель Тибета и символ милосердия. Вокруг нас как бы толпятся множества других божеств, мужских и женских. Среди них Белая Тара, Зелёная Тара, небесные танцовщицы-дакини, божества-хранители локапалы... Волшебные имена! Многоцветные картины-иконы представляют истории отношений людей и богов, структуру мироздания, небесный и земной миры. Многие фигуры содержат замурованные в них священные тексты и амулеты и потому сохранили свой ритуальный смысл. Другие вложения извлечены, изучены и демонстрируются. Их функция более музейно-художественная, чем культовая. Выставка прекрасно показывает, как художественный и ритуальный аспекты искусства могут сочетаться в музейной практике.

 

Все это является ещё одним пространством бытования буддийского искусства в Петербурге. Во многих своих проявлениях оно стало органичной частью нашей петербургской культуры. Постепенно складывается то, о чём пророчествовал Велимир Хлебников в «Ладомире»:

 

И изречения Дзонкавы

Смешает с чистою росою,

Срывая лепестки купавы,

Славянка с русою косою...

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки