[ сборник ]
Природные условия, история и культура
Западной Монголии и сопредельных регионов.
Материалы VIII международной конференции,
г. Горно-Алтайск (19-23 сентября 2007 года).
// Том I. Горно-Алтайск: 2007. 454 с. ISBN 978-5-91425-016-1
Содержание
Проблемы археологии и этнографии народов региона.
М.Т. Абдулганеев, Н.Ф. Степанова. Ранние керамические комплексы поселения Комарово-1. — 3
Э. Амаржаргал. О некоторых памятниках Ховдского аймака Монголии. — 6
А.В. Базайченко. Проблемы наскального искусства скифского времени Горного Алтая. — 10
A.М. Баянкина, Т.И. Мананкова. Усть-Канская пещера — природный и археологический памятник. — 13
B.А. Бурнаков. Традиционная поминальная обрядность у хакасов. — 14
A.В. Варёнов, А.А. Ковалёв, Д. Эрдэнэбаатар. Разведка пазырыкских курганов в Северо-Западной Монголии в 2004 году. — 17
Г.С. Гончарова. Влияние родителей на формирование семейно-брачных ценностей детей (на примере народов Республики Тыва). — 21
Э.П. Дворников. Природная среда — базис формирования культуры. — 27
Н. И. Дроздов, В.И. Макулов, В.П. Чеха, Е.В. Артемьев. Геолого-геоморфологическое строение и палеолитическое местонахождение Торгалыкской впадины в Южной Туве. — 28
Н.И. Дроздов, Е.В. Артемьев, А.Л. Заика, B.И. Макулов, В.П. Чеха. Росписи пещеры Хойт-Ценхерийн-Агуй. — 32
В.Н. Елин. О некоторых проблемах археологии Алтая и Западной Монголии и сохранении памятников. — 39
В.Н. Елин, Е.Е. Ямаева. Некоторые сюжеты из петроглифов Чуйской степи. — 40
Р.М. Еркинова. Структура шаманской вселенной в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина. — 41
И.А. Жерносенко, Д.И. Мамыев. Сакральные центры Алтая как историко-культурный и геофизический ресурс формирования ноосферного типа сознания. — 46
М.Б. Козликин. Подъёмный материал с палеолитической стоянки Урожайной. — 51
В.Д. Кубарев, Д. Цэвээндорж. О происхождении и эволюции скотоводства в древней Монголии. — 56
B.И. Кудрявцев, А.И. Кудрявцева. Геология окрестностей Куйлуг-Хемской пещеры и находки мастерских каменных индустрии древнего человека (Ц. Тува). — 60
А.М. Малолетко. Самодийцы Алтае-Саян и их топонимия. — 69
A.И. Мартынов. Проблемы современного использования археологического наследия Горного Алтая. — 74
Е.А. Москвина. Культура коренного населения юго-восточной части Кемеровской области в материалах экспедиционных исследований музея-заповедника «Томская писаница». — 78
Мунхбаяр Чулуунбат. Об одном изображении на оленных камнях. — 81
B.А. Попов, О.Д. Аюнова. Алтайско-тувинские связи в древнем горнометаллургическом производстве. — 83
Н.Н. Серёгин. Итоги изучения социальной организации населения тюркской культуры Саяно-Алтая. — 86
П.Н. Сушко. Новые находки в ламаистском монастыре Аблаинкит. — 91
А.А. Тишкин. Археологические памятники в урочище Кур-Кечу (Горный Алтай). — 94
Э.Г. Торушев. Обрядность в скотоводческой деятельности алтайцев. — 98
Ю.С. Худяков. Представления народов Северной и Центральной Азии о необычных явлениях как источник по истории природных аномалий и катастроф. — 102
XХ. Цоохуу, Ц. Турбат. Некоторые историко-археологические исследования, проведённые Институтом исследования Монгольского Алтая. — 105
А.В. Цюрюмов. Формирование этнического состава населения Калмыцкого ханства во второй половине XVII в. — 105
Л.М. Чевалков. Рисунки на каменных плитках с Горного Алтая. — 108
Т.Г. Шарабарина. Мотивы воды и огня в традиционных русских свадебных песнях русских крестьян Южного и Юго-Западного Алтая. — 111
А.В. Шитов, Э.П. Дворников, А.Н. Дмитриев, М.Г. Сухова, О.В. Журавлёва, Н.А. Кочеева, Р.А. Аванесян, А.В. Эбель. Археологические комплексы и ландшафтные характеристики долины р. Каракол (Онгудайский район Республики Алтай). — 115
Е.С. Штанов. Проблемы наскального искусства Горного Алтая хунно-сарматского времени. — 117
П.И. Шульга. О связях населения Верхней Оби, Тувы и Монголии в VII-III вв. до н.э. — 119
А.В. Эбель, Н.А. Тадина, Э.П. Дворников, А.В. Шитов. Мировоззрение в ландшафте. Аспекты ритуальных и погребальных комплексов древнего населения Саяно-Алтая (итоги 2006 года) и перспективы исследований. — 123
Е.Е. Ямаева, В.Н. Елин. Средневековый рисунок и мифологический подтекст (на материале охотничьих мифов алтайцев). — 126
История и культура народов региона.
A.П. Адлыкова. Женское монашество на Алтае во второй половине XIX — начале XX века. — 129
Л.Н. Аксёнова. Образование в Республике Алтай в начале 90-х гг. XX в. — 131
Т.В. Анкудинова. История возникновения населённого пункта Улала. — 135
B.Н. Асочакова. Христианизация коренных народов Сибири в контексте ясачной политики российского правительства в XVIII — начале XIX вв. — 138
Д.В. Банников. К вопросу определения понятия «молодёжная субкультура». — 142
Д.В. Банников. Аксиологический аспект трансформации музыкальных ценностей современной молодёжи. — 145
Н.М. Боаги. Традиционное воспитаннее старообрядческой семье (на примере уймонских староверов). — 147
О.А. Гончарова. Тенденции социального развития Горного Алтая в 40-50-е гг. XX в. — 150
В.М. Дамдынчап. Прошлое и настоящее обычного права тувинцев. — 154
Н.В. Екеев. Население Горного Алтая в первой половине XVIII века: этнический состав и расселение. — 158
Э.В. Екеева. Ономастика как знаковая система культуры алтайцев. — 163
Г.А. Забелина. Политическое и правовое положение женщины-тувинки в период Тувинской народной республики (1921-1944 гг.). — 166
В.С. Иванова, Н.А. Тадина. О зайсанате как центральноазиатском феномене Республики Алтай. — 169
A.Ю. Казанцев. Некоторые аспекты этно-социальных проблем Горного Алтая (1985-1993-гг.). — 172
М.С. Каташев. Лесопользование в колхозах и совхозах Горно-Алтайской автономной области в 1960-1980-е гг. — 177
Б.О. Кужугет, Н.В. Абаев. Философско-методологические основы тибетской медицины: учение буддизма махаяны, аюрведа и традиционная китайская философия. — 183
B.Я. Кыдыева. У монголов Ховдского аймака. — 187
А.В. Летов. Положение учреждений культуры Горного Алтая в первые послевоенные годы. — 189
О. Лхагва. Мунх Тэнгер — наука кочевников. — 192
Н.С. Модоров. Из истории распространения буддизма-ламаизма в Монголии. — 195
C.М. Мургаев. План переселения калмыков в Монголию (20-е годы XX века). — 198
Бу Мункээ. К вопросу об историко-культурных особенностях ойратов. — 201
Б. Нямдорж. Алтайский округ (в Монголии) в начале XX века. — 203
Л. Нямсурэн. Биография и общественно-политическая деятельность Жалханз Хутугт Дамдинбазара. — 208
Д.С. Орлов. Медицинское обслуживание сельских тружеников Алтайского края в 1976-1985 гг. — 212
Д.А. Перфильев. Обеспечение городского населения Алтайского края жильём и продовольствием в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). — 213
Т.С. Пустогачева. К проблеме строительства Чуйского тракта и его влияния на развитие Горного Алтая в 30-40-е гг. XX в. — 215
О.Н. Пушечникова. Политика царской России в отношении монгольских территорий (на примере истории Тувы 1911-1914 гг.). — 218
Е.Г. Сакович. К вопросу о терминах «монголы», «татары», «монголо-татары» в китайских и арабских источниках относительно территории монгольской империи XIII в. — 220
А.В. Седен. Ценностные ориентации и перспективы трудоустройства студентов-сирот и инвалидов, обучающихся в Тывинском госуниверситете. — 224
Ю.И. Ташкенова. Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения на основе этнической культуры алтайского народа. — 227
С.С. Ховалыг. Формирование чиновничества Тувы на рубеже ХIХ-ХХ вв. — 229
С.С. Ховалыг. Социальная структура традиционного тувинского общества в начале XX столетия. — 233
С.X. Хурен-оол. История проникновения и распространения буддизма в Туве. — 237
Н.X. Цэдэв. К вопросу об изменениях ценностных ориентации у молодёжи. — 242
Д. Ширэндэв. О возникновении и развитии самоуправления в Монголии. — 244
Н.Р. Штанакова, Э.А. Шнайдер. Немецкие эмигранты и создание «образцового советского хозяйства» в Ойротской А.О. (20-е гг. XX в.). — 246
А.А. Яковлев. Социально-демографическая ситуация в верховье р. Бухтармы в конце 1980 гг. (по итогам работы этнографической экспедиции 1978 г.) . — 248
А.Г. Ултургашева. Криминологическое предупреждение преступлений, совершаемых по религиозным мотивам. — 251
Языки и литературы народов Алтая.
А.А. Алексеева. Финальный абзац как единица конструктивной знаковой организации текста. — 253
Б. Алтантуяа. Образ Мангуса — сказочного чудовища монгольского эпоса. — 254
Xao Badai. К вопросу о зарождении и развитии героического эпоса «Джангар» среди уэлдского — монгольского народа. — 256
Д. Бадамноров. Лексика народной песни — выражение связи языка и литературы (на примерах поэзии ойратских народных песен). — 257
Г. Баттуул. Классификация сложноподчинённых предложений с определительной придаточной частью в русском и монгольском языках. — 261
D. Batchuluun. Phonological characteristics of mongolian and english. — 262
Д. Батчулуун. Темп повествовательно-монологической речи в монгольском языке. — 264
Идрээ Бурэн-Улзий. Мировоззренческий смысл пословиц и поговорок. — 267
Д. Ганболд. К вопросу об изучении произведения «Оюу чихт хан хувгууний тууж». — 273
Н.С. Гребенникова. Эстетика и поэтика природы в живописи В. Чукуева. — 276
Д. Өрнөхдэлгэр. Исследование творчества поэта С. Лувсандондова. — 279
М.А. Демчинова. Проблема женской доли в алтайских народных песнях. — 283
С.И. Драчева. Ассоциативный эксперимент в этнопсихолингвистических исследованиях. — 286
Б. Дуламсурэн. Конверсия — один из способов образования наречий в английском, русском и монгольском языках. — 288
Т.И. Егорова. Ещё раз об именовании русского человека. — 290
З.С. Казагачева. Алтай и алтайцы в материалах экспедиции Й.Г. Гранё. — 293
Н.Г. Камынина, Н.Г. Куропятникова. Образование окказиональных слов в речи детей с. Соузга Майминского района Республики Алтай. — 297
А.В. Киндикова. Время как особая художественная категория литературного произведения. — 300
A.А. Конунов. Алтайская песенная традиция в «Исторической поэтике» А.Н. Веселовского. — 303
B.Г. Котов. Хумай и Умай тюркской мифологии. — 308
А.Н. Майзина. К проблеме разработки теории многозначности в алтайском языке (на примере цветообозначений). — 311
О.А. Машкина. Утопия или эсхатологический миф? — 314
М.А. Быкова, Т.Н. Никонова. Уместность и значимость языковой игры в рекламном дискурсе. — 317
О.В. Новикова. Интертекстуальный анализ рассказа В.М. Шукшина «Сурaз». — 320
Т. Одончимэг. Автоматизация грамматической конструкции как эффективный метод обучения иностранному языку. — 325
Т.И. Орехова, Л.А. Тугурова. Типологическая характеристика региональных эмпоронимов. — 326
Т.Н. Осипова. Мотив творчества в поэзии Ольги Граковой. — 330
Б.Б. Саналова. Синонимия в сфере глаголов мыслительной деятельности в алтайском языке. — 332
С.Б. Сарбашева, И.Я. Селютина. Звуковой строй языка туба-кижи. — 335
П.С. Серен. Цэнгэльские тувинцы Монголии и их язык. — 342
Е.Д. Чандыева. Проблемное изучение произведений алтайских писателей на уроках родной литературы в старших классах. — 343
М.М. Чернова, С.В. Осипова. Модальные слова в художественном тексте: функциональный аспект (на материале рассказов В.М. Шукшина). — 345
А.Э. Чумакаев. Имя существительное в алтайском языке: история изучения. — 347
Т.П. Шастина. Этническое в лирическом герое Бориса Укачина (к 25-летию сборника «Календарь души»). — 349
Efa Schubert. Research about the Altayn Magtaal (ode to the Altay Mountains). — 353
К.В. Яданова. Тексты преданий в самозаписи сказителя Н.К. Ялатова. — 357
Проблемы социально-экономического развития горных регинов.
Г.Ф. Балакина. Демографическая ситуация и социальная политика в Республике Тыва. — 361
Г.Ф. Балакина, А.Д. Бегзи. Перспективы социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. — 365
С.Ю. Вайнштейн, Н.В. Хлыстова. Механизмы инвестиционной привлекательности оздоровительно-рекреационного социально-значимого региона. — 370
Т.С. Зяблицкая, Р.Т. Тюхтенева, Е.Е. Шваков. Региональная маркетинговая стратегия рекреационной отрасли Республики Алтай. — 375
Г.В. Колмаков. Проблемы социально-экономического, устойчивого развития горного региона — Республики Тыва. — 381
А.А. Лазаренко. Совершенствование системы управления общественными финансами в Республике Алтай. — 385
Э.С. Муклаева. Специфика услуги как экономического блага. — 389
Б.Наранхyy. Менеджмент в особо охраняемых территориях Западной Монголии. — 391
Б.Н. Прокопенко. Определение относительной устойчивости регионального развития региона на примере Республики Алтай. — 393
С.П. Суразакова. Проблемы устойчивого развития горных территорий. — 397
С.Т. Тодошева. Сущность и особенности регионального антикризисного развития. — 401
Л.А. Фомина. Взгляд на систему налогового планирования сельскохозяйственного предприятия. — 403
Е.Е. Шваков. Анализ ресурсного обеспечения предприятий рекреационного комплекса Республики Алтай. — 407
Круглый стол «Прошлое, настоящее и будущее Западной Монголии и сопредельных регионов в общеевразииском цивилизационном пространстве».
Е.А. Ерохина. Коллективная память о прошлом у народов Алтая: по материалам этносоциологических исследований учащейся молодежи Республики Алтай. — 410
А.В. Иванов. Ценностные максимы межкультурного и политического диалога в регионе Большого Алтая. — 418
О. Лхагва. Тайна цивилизации человечества. — 421
С.А. Мадюкова. Проблемы существования этнических традиций в современных условиях (на примере тюркских народов юга Сибири). — 424
Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев. Цивилизационные константы Внутренней Евразии: пятичастный архетип социокультурной организации. — 429
Ц. Цеценбилег, Ю.В. Попков, X. Цоохуу. Методологические основания исследования ценностей и выделения цивилизационных ценностных дихотомий. — 434
М.Ю. Шишин. Природа как константа евразийского мировоззрения. — 438
Г.Б. Эшматова. Межэтнические отношения в оценках населения Республики Алтай (по результатам социологических исследований). — 441
|