главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
А.П. Бородовский, А.А. Оболенский, В.В. Бабич, А.С. Борисенко, Н.К. Морцев.Древнее серебро Сибири (краткая история, состав металла, рудные месторождения).// Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005. 88 с. ISBN 5-94306-045-7.
Глава 3. Древнейшие оловянные изделия Саяно-Алтая.
Обработка цветных металлов в эпоху раннего железа на юге Западной Сибири является одной из актуальных тем современных археологических исследований [Бобров, 2002, с. 157-159]. Для развития мирового бронзолитейного производства трудно переоценить значение олова [Гришин, 1980, с. 33, 45]. Тем не менее, использование этого металла в древности долгое время оставалось проблематичным. Разрушающее влияние низких температур на определённые модификации олова считалось одной из причин того, что в далёком прошлом этот металл не мог использоваться как материал для изготовления предметов [Селимханов, 1970, с. 65]. Действительно, так называемая оловянная чума, способствующая полиморфному превращению «белого» олова в «серое» (при этом металл рассыпается в серый порошок), является существенным ограничением при использовании данного материала. Однако открытие оловянной фольги на деревянных резных украшениях узды из кургана 1 Ак-Алаха 1 [Полосьмак, 1994, с. 51] и Берельского некрополя [Samasev, Bazarbaeva, Zumambekova, 2002, s. 266, abb. 24], a также на деревянном зеркале из пазырыкских погребальных комплексов Верх-Кальджина-2 [Молодин, Полосьмак, Чикишева, 2000, с. 177] опровергают это предубеждение. Более того, некоторые находки ещё более древнего времени позволяют говорить о том, что олово в Южной Сибири использовалось для изготовления престижных предметов уже в первой половине I тыс. до н.э. Например, одна из пластинчатых «раннескифских» пекторалей царского кургана Аржан-2 в Туве (раскопки К.В. Чугунова), по мнению C.B. Хаврина, была изготовлена из олова.
Среди серии образцов, исследованных авторами, оказалось несколько предметов, внешне похожих на древние серебряные изделия, но изготовленных преимущественно из олова (табл. 8). Большинство предметов происходили из курганной группы Чултуков Лог-1 на северном Алтае [Бородовский, 2002, с. 398-399]. Этот погребальный комплекс имеет ярко выраженную мультикультурную принадлежность (северо-пазырыкская, быстрянская и кара-кобинская культуры) и относится к середине I тыс. до н.э. Таблица 8. Образцы оловянных изделий (ранний железный век).
Проанализированные предметы были представлены фольгой, использовавшейся для отделки одежды и серёжек (петельчатых и имеющих вид короткой цепочки). Все оловянные изделия происходили из пазырыкских погребений. Из какого сырья выполнены оловянные предметы с северного Алтая, ещё предстоит выяснить, но технология получения олова была довольно хорошо освоена во второй половине I тыс. до н.э. Алтайские литейщики пазырыкского времени получали из полиметаллических руд сплавы достаточно «чистого» олова [Молодин, Полосьмак, Чикишева, 2000, с. 178]. Керамический сосуд со следами оловянной плавки эпохи раннего железа был найден в Приуралье среди материалов ананьинской культуры [Крижевская, 1959, с. 109-111]. Эти факты, бесспорно, свидетельствуют о технологической возможности получения олова в древности, но не отвечают на вопрос о степени его осмысления как самостоятельного металла, поскольку длительное время внешне похожие цветные металлы отождествлялись друг с другом.
С этой точки зрения наиболее показательна платина. В XVIII в. при разработке вместе с золотом из россыпей платила казалась внешне похожей на серебро, но отличалась большей твёрдостью. Именно поэтому испанцы считали платину «плохим» серебром. В испанском языке platina — уменьшительное («серёбрышко») от plata («серебро»). Аналогичным было и старинное русское название платины — «серебрец» [Сребродольский, 1990, с. 41]. Металлические зерна платины по внешнему виду очень похожи на серебро, поэтому смысловая сторона таких названий, учитывая их интернациональность, достаточно красноречива. Таким образом, вопрос об отождествлении олова с серебром не лишён актуальности.
Оформление оловянной фольгой деревянных и роговых украшений для конской узды и упряжи пазырыкского времени вряд ли случайно. С одной стороны, олово могло быть «эрзацем» серебра в декоре этих изделий. С другой стороны, в мифологии различных народов связь серебра и копытных животных достаточно устойчива. Одним из примеров является легенда германских рудознатцев о том, как было открыто одно из богатейших европейских месторождений серебра — Раммельсберг. В целом ряде версий этой легенды от Г. Агриколы до М.В. Ломоносова лошадь копытом бьёт землю, и в разные стороны разлетаются обломки серебросодержащих руд. Позднейшей «калькой» этого мифологического сюжета является история об олене Серебряное Копытце из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Среди дошедших до нас мифологических сюжетов середины I тыс. до н.э. копытные (конь, олень, лось, лань) являются не только центральными образами, но и персонажами, оказывающими основное влияние на принятие важных решений.
Древнейшие образцы оловянных изделий, известные на данный момент, происходят с Ближнего Востока и Средиземноморья и датируются серединой III тыс. до н.э. [Гришин, 1980, с. 25]. На юге Западной Сибири оловянные изделия получили широкое распространение в начале I тыс. до н.э. Эти предметы в Сибири бытовали параллельно с серебряными изделиями или имитировали их древнейшие образцы. В скифскую эпоху олово и серебро в Саяно-Алтайском регионе активно использовались при изготовлении престижных и социально значимых украшений, а также для отделки конской узды и упряжи (пектораль из Аржана-2, серьги и обкладки одежды из Чултукова Лога-1). Не исключено, что в этот период начала формироваться мифологема этого цветного металла.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги