главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.П. Бородовский, А.А. Оболенский, В.В. Бабич, А.С. Борисенко, Н.К. Морцев.

Древнее серебро Сибири (краткая история, состав металла, рудные месторождения).

// Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005. 88 с. ISBN 5-94306-045-7.

 

Древнее серебро Сибири. Новосибирск: 2005.Глава 3. Древнейшие оловянные изделия Саяно-Алтая.

 

Обработка цветных металлов в эпоху раннего железа на юге Западной Сибири является одной из актуальных тем современных археологи­ческих исследований [Бобров, 2002, с. 157-159]. Для развития миро­вого бронзолитейного производства трудно переоценить значение олова [Гришин, 1980, с. 33, 45]. Тем не менее, использование этого металла в древности долгое время оставалось проблематичным. Разрушающее вли­яние низких температур на определённые модификации олова считалось одной из причин того, что в далёком прошлом этот металл не мог ис­пользоваться как материал для изготовления предметов [Селимханов, 1970, с. 65]. Действительно, так называемая оловянная чума, способ­ствующая полиморфному превращению «белого» олова в «серое» (при этом металл рассыпается в серый порошок), является существенным ог­раничением при использовании данного материала. Однако открытие оло­вянной фольги на деревянных резных украшениях узды из кургана 1 Ак-Алаха 1 [Полосьмак, 1994, с. 51] и Берельского некрополя [Samasev, Bazarbaeva, Zumambekova, 2002, s. 266, abb. 24], a также на деревянном зеркале из пазырыкских погребальных комплексов Верх-Кальджина-2 [Молодин, Полосьмак, Чикишева, 2000, с. 177] опровергают это преду­беждение. Более того, некоторые находки ещё более древнего времени позволяют говорить о том, что олово в Южной Сибири использовалось для изготовления престижных предметов уже в первой половине I тыс. до н.э. Например, одна из пластинчатых «раннескифских» пекторалей царского кургана Аржан-2 в Туве (раскопки К.В. Чугунова), по мне­нию C.B. Хаврина, была изготовлена из олова.

 

Среди серии образцов, исследованных авторами, оказалось не­сколько предметов, внешне похожих на древние серебряные изделия, но изготовленных преимущественно из олова (табл. 8). Большинство предметов происходили из курганной группы Чултуков Лог-1 на северном Алтае [Бородовский, 2002, с. 398-399]. Этот погребальный комплекс имеет ярко выраженную мультикультурную принадлежность (северо-пазырыкская, быстрянская и кара-кобинская культуры) и от­носится к середине I тыс. до н.э.

(56/57)

Таблица 8.

Образцы оловянных изделий (ранний железный век).

 

Номер образца

Изделие

Памятник

51

Пектораль

Аржан-2, мог. 8

52

Накладка

Аржан-2, мог. 12

86

Серьга

Чултуков Лог-1, кург. 1, погр. 1

84

Серьга с цепочкой

Чультуков Лог-1, кург. 36, погр. 1

87

Окантовка

Чултуков Лог-1, кург. 36, погр. 1

85

Пластина

Чултуков Лог-1, кург. 1, погр. 1

 

Проанализированные предметы были представлены фольгой, ис­пользовавшейся для отделки одежды и серёжек (петельчатых и имею­щих вид короткой цепочки). Все оловянные изделия происходили из пазырыкских погребений. Из какого сырья выполнены оловянные предметы с северного Алтая, ещё предстоит выяснить, но технология получения олова была довольно хорошо освоена во второй половине I тыс. до н.э. Алтайские литейщики пазырыкского времени получали из полиметаллических руд сплавы достаточно «чистого» олова [Мо­лодин, Полосьмак, Чикишева, 2000, с. 178]. Керамический сосуд со следами оловянной плавки эпохи раннего железа был найден в При­уралье среди материалов ананьинской культуры [Крижевская, 1959, с. 109-111]. Эти факты, бесспорно, свидетельствуют о технологи­ческой возможности получения олова в древности, но не отвечают на вопрос о степени его осмысления как самостоятельного металла, по­скольку длительное время внешне похожие цветные металлы отожде­ствлялись друг с другом.

 

С этой точки зрения наиболее показательна платина. В XVIII в. при разработке вместе с золотом из россыпей платила казалась внешне по­хожей на серебро, но отличалась большей твёрдостью. Именно поэто­му испанцы считали платину «плохим» серебром. В испанском языке platina — уменьшительное («серёбрышко») от plata («серебро»). Анало­гичным было и старинное русское название платины — «серебрец» [Среб­родольский, 1990, с. 41]. Металлические зерна платины по внешнему виду очень похожи на серебро, поэтому смысловая сторона таких на­званий, учитывая их интернациональность, достаточно красноречива. Таким образом, вопрос об отождествлении олова с серебром не лишён актуальности.

 

Оформление оловянной фольгой деревянных и роговых украшений для конской узды и упряжи пазырыкского времени вряд ли случайно. С

(57/58)

одной стороны, олово могло быть «эрзацем» серебра в декоре этих изде­лий. С другой стороны, в мифологии различных народов связь серебра и копытных животных достаточно устойчива. Одним из примеров явля­ется легенда германских рудознатцев о том, как было открыто одно из богатейших европейских месторождений серебра — Раммельсберг. В це­лом ряде версий этой легенды от Г. Агриколы до М.В. Ломоносова ло­шадь копытом бьёт землю, и в разные стороны разлетаются обломки се­ребросодержащих руд. Позднейшей «калькой» этого мифологического сюжета является история об олене Серебряное Копытце из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Среди дошедших до нас мифологических сюже­тов середины I тыс. до н.э. копытные (конь, олень, лось, лань) являются не только центральными образами, но и персонажами, оказывающими основное влияние на принятие важных решений.

 

Древнейшие образцы оловянных изделий, известные на данный мо­мент, происходят с Ближнего Востока и Средиземноморья и датируют­ся серединой III тыс. до н.э. [Гришин, 1980, с. 25]. На юге Западной Сибири оловянные изделия получили широкое распространение в нача­ле I тыс. до н.э. Эти предметы в Сибири бытовали параллельно с сереб­ряными изделиями или имитировали их древнейшие образцы. В скифс­кую эпоху олово и серебро в Саяно-Алтайском регионе активно ис­пользовались при изготовлении престижных и социально значимых украшений, а также для отделки конской узды и упряжи (пектораль из Аржана-2, серьги и обкладки одежды из Чултукова Лога-1). Не исклю­чено, что в этот период начала формироваться мифологема этого цвет­ного металла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги