[ каталог выставки ]
К 500-летию открытия Америки.
Каталог выставки [в Государственном Эрмитаже].
// СПб: «Славия-Интербук». 1993. 160 с. ISBN 5-7664-0879-X
М.М. Дандамаева
Искусство и культура Доколумбовой Америки.
• 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 •
• 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 •
• 21 • 22 • 23 • 24 • 25 • 26 • 27 • 28 • 29 • 30 •
• 31 • 32 • 33 • 34 • 35 • 36 • 37 • 38 • 39 • 40 •
• 41 • 42 • 43 • 44 • 45 • 46 • 47 • 48 • 49 • 50 •
• 51 • 52 • 53 • 54 • 55 • 56 • 57 • 58 • 59 • 60 •
• 61 • 62 • 63 • 64 • 65 •
Своеобразная культура народов Америки поразила воображение европейцев. Воины, путешественники и миссионеры с восторгом и ужасом описывали экзотический быт и свирепые нравы индейцев. Гораздо позже, уже во второй половине XIX в., на Американском континенте появились археологи, неожиданно для себя открывшие там руины огромных, давно заброшенных городов и никогда прежде невиданные памятники искусства. Только тогда исследователи начали понимать, что могущественные империи ацтеков и инков, с которыми пришлось столкнуться испанским завоевателям, были лишь последним звеном многовековой истории Нового Света. Цивилизации Южной Америки и Месоамерики (региона, охватывающего территории современных Гватемалы, Сальвадора, западных районов Никарагуа и Гондураса, а также Центральную и Южную Мексику) возникли почти на четыре тысячи лет позже, чем древнейшие цивилизации Старого Света. Когда на американском материке появились конкистадоры, его обитателям ещё не был известен колёсный транспорт, плуг и гончарный круг. Жители Месоамерики (в отличие от народов, населявших Центральные Анды) не разводили домашних животных и пользовались, по большей части, каменными орудиями и оружием. Относительно примитивный уровень развития не помешал, однако, индейцам возводить грандиозные каменные сооружения и создавать изящные ювелирные украшения, покорившие европейских ценителей искусства. Народы Месоамерики изобрели письменность и сложную систему летосчисления. Цивилизации Нового Света были уничтожены европейцами на той стадии, которую можно сравнить с уровнем развития, достигнутым народами Древнего Востока во второй половине третьего тысячелетия до н.э.
Истоки цивилизации Южной Америки уходят, по-видимому, в третье тысячелетие до н.э., когда племена, обитавшие на побережье Тихого океана и в Центральных Андах (территория современного Перу и частично Боливии), переходят к земледелию. Как показывает изучение археологического материала (письменности народы Южной Америки в доколумбово время не имели) на протяжении многих веков одни племена сменяли на этих территориях другие, заимствуя многие черты культуры своих предшественников и соседей. Эти народы, самоназвания и происхождение которых сегодня неизвестны, обычно получают в науке условные наименования, чаще всего по географическим названиям тех мест, где были обнаружены памятники их цивилизаций. Возникшая в начале первого тысячелетия н.э. на севере перуанской части Тихоокеанского побережья, в долине реки Моче, цивилизация мочика оставила после себя развалины монументальных святилищ и крепостей из сырцового кирпича и весьма привлекательные своим изяществом и реализмом произведения изобразительного искусства. Одновременно с цивилизацией мочика в южной части перуанского побережья Тихого океана, в долине реки Наска, существовала культура наска. Наряду с прибрежными цивилизациями в первом тысячелетии н.э. развивались и горные — на территории Центральных Анд, тянувшихся параллельно побережью. Одной из них была культура уари, в некоторых группах керамических изделий которой заметно влияние расписной керамики наска, для которой характерна разнообразная цветовая гамма.
Государство мочика погибло в VII в. н.э., но традиции мочикского искусства сохраняются у народов, живших на этой территории в последующие века. Среди них — культуры сикан и касма. В XIII-XV вв. в долине реки Моче складывается унаследовавшая некоторые мочикские черты культура чиму, условно называемая так по имени династии правителей, владевших этими землями. Одновременно с чиму в центральной части перуанского побережья сложилась культура чанкай, получившая название от реки Чанкай. Кроме перечисленных культур древних Перу и Боливии известны и
(16/17)
Древние культуры Южной Америки, представленные в экспозиции.
многие другие, однако здесь названы только те, памятники которых представлены в коллекции Эрмитажа.
В начале XV в. значительная часть Южной Америки (территории современных Перу, Эквадора, Боливии, северного Чили и северо-западной Аргентины) была объединена в империю, высшая аристократия, в том числе и верховные правители которой носили титул «инка». Самостоятельное существование государства инков продолжалось до 1532 г., когда испанец Франсиско Писарро (между 1470/1475-1541) захватил в плен императора Атауальпу.
Разнообразные виды искусства древнего Перу представлены в Эрмитаже лишь изделиями гончарного производства. Керамика, которую можно видеть на выставке, не использовалась в повседневной жизни, это — «парадные» сосуды, изготовлявшиеся специально для ритуальных церемоний. Среди них значительную часть составляют антропоморфные и зооморфные сосуды. Самыми распространёнными персонажами были обитавшие в Южной Америке животные — ягуар (или другой хищник из семейства кошачьих), обезьяна, сова, лиса и некоторые другие. Репертуар форм сосудов не был, однако, простым отражением местной фауны — жители Южной Америки, как и другие народы древности, представляли себе богов в облике животных.
Большинство сосудов изготовлялось из красновато-кирпичной глины; чёрная керамика, получаемая при помощи специальных способов обжига из той же глины, становится преобладающей в культуре чиму. Сосуды обычно изготовляли в формах, состоявших из двух половинок. Высохнув, половинки будущего изделия отставали от стенок формы. Иногда сосуды (обычно фигурные) состояли из нескольких частей, вылепленных по отдельности
(17/18)
и позже соединённых. Готовое изделие покрывали ангобом (глиной, разведённой в воде). Рельефные украшения получали, оставляя на мягкой ещё поверхности сосуда оттиски штампа из обожжённой глины. Часто рельефное изображение было сделано уже на самой форме, в которой изготовляли сосуд. В некоторых случаях поверхность лощили (полировали) кусочком кожи или ткани. Лощёной, как правило, бывала чёрная керамика. Парадные сосуды выпускались сериями, с использованием одной и той же формы. Так, в коллекции Эрмитажа хранятся два сосуда в виде обезьяны (ДМ 251 и 252), в точности повторяющие друг друга (на выставке представлен сосуд ДМ 252, №14).
Начало обработки металла в Южной Америке относится к глубокой древности. В погребениях, датируемых первым тысячелетием до н.э., в больших количествах находят золотые украшения. Мочикские ремесленники изготовляли орудия и оружие из меди. С конца первого тысячелетия н.э. в медь стали добавлять мышьяк, а позже олово, получая при этом бронзу. Образцы бронзовых изделий, представленных на выставке, происходят с территории Колумбии. Весьма характерную группу памятников составляют тонкие пластинки в форме человеческих фигурок — изделия чибча-муисков, обитавших недалеко от современной столицы Колумбии.
В Месоамерике в это же время развивалась совсем иная цивилизация. Какие именно народы были её создателями, неизвестно, поэтому культуры Месоамерики условно называют именами тех этносов, которые населяли соответствующие территории к началу эпохи конкистадоров.
Истоки цивилизации Месоамерики восходят ко второму тысячелетию до н.э., когда основным занятием населения этой области становится земледелие. Культура, развивавшаяся в этот период в долине Мехико, получила название архаической. Множество памятников этой культуры, в том числе разнообразная керамика и терракотовые женские статуэтки культового назначения, были найдены на территории поселения, раскопанного около местечка Тлатилько, на окраине современного Мехико. Одновременно с архаической культурой на побережье Мексиканского залива (современные мексиканские штаты Вера Крус и Табаско) существовала цивилизация ольмеков, умевших уже в первом тысячелетии до н.э. возводить каменные сооружения, мощные стены и алтари. Судить об облике этих искусных строителей и камнерезов можно по весьма характерным памятникам ольмекской скульптуры, среди которых были и огромные каменные головы (высота самой большой из них — 2,5 м) с искусно высеченными чертами гигантских лиц. В Эрмитаже представлена лишь мелкая пластика ольмеков.
В западной Мексике, вдоль побережья Тихого океана, на протяжении тысячелетий (второе тысячелетие до н.э. — первая половина первого тысячелетия н.э.) развивались так называемые западные культуры. В погребениях, относящихся к ним, нахо-
Месоамерика.
(18/19)
Области обитания пуэбло, тлинкитов, хайда.
дят множество терракотовых статуэток, изображающих людей, животных, различные эпизоды из жизни человека. Эти фигурки сопровождали умершего в загробный мир.
В первом тысячелетии н.э. крупнейшим культурным центром долины Мехико становится Теотихуакан, город, где уже в первые века новой эры были построены грандиозные культовые сооружения, возведение которых ацтеки впоследствии приписывали гигантам — мифическим предкам людей. Одним из основных ремесел в Теотихуакане было производство керамики. В слоях раннего времени находят много терракотовых статуэток, для изготовления которых, как и для производства отдельных частей керамических сосудов, использовались формы. Керамические изделия обжигались в печах, остатки которых обнаружены археологами.
Памятники скульптуры Теотихуакана, сохранившиеся до наших дней, немногочисленны, гораздо лучше известны каменные маски, использовавшиеся в религиозных церемониях и погребальном культе. Маски не были, по-видимому, портретными, но теотихуаканские камнерезы умели мастерски передавать тонкие черты выразительных лиц, которые производят впечатление живых и дышащих. Работали мастера Теотихуакана, как и Месоамерики вообще, орудиями, сделанными из твёрдых пород камня или обсидиана (вулканического стекла). Недостатка в материале ремесленники не испытывали — окрестности города были богаты залежами обсидиана. Медные орудия стали применяться в Месоамерике лишь во втором тысячелетии н.э.
Цивилизация Теотихуакана внезапно погибла в VII или VIII в. н.э. Город был разрушен пришедшими с севера племенами, стоявшими на более низкой ступени развития. Теотихуакан, северный форпост мексиканской цивилизации, стал, вероятно, их первой жертвой, однако и в последующие
(19/20)
века эти племена продолжали свои разрушительные набеги. В начале XV в. долина Мехико попала под власть небольшого воинственного племени ацтеков, государство которых вскоре распространило свою власть почти на всю Центральную и Южную Мексику. Ацтеки многому научились у своих предшественников и в области монументального строительства, и в искусстве малых форм, как, например, каменные маски и мелкая пластика. Существование ацтекского государства оказалось недолгим — в 1519-1521 гг., при царе Монтесуме II, оно было завоёвано Кортесом.
Обитавшие в конце первого — первой половине второго тысячелетия на Мексиканском побережье Тихого океана миштеки славились изысканностью своих ювелирных изделий и высоким качеством полихромной керамики. В эрмитажном собрании нет сколько-нибудь значительных памятников искусства блестящих цивилизаций майя, сапотеков и тольтеков.
Искусство народов Северной Америки представлено в коллекции Эрмитажа почти исключительно керамикой пуэбло. Название «пуэбло» объединяет несколько индейских племен (хопи, зуньи, таньо и других), говоривших на разных языках. Испанские конкистадоры, продвигавшиеся в XVI в. из Мексики в более северные районы Америки, увидели там удивительные строения — огромные, состоявшие из нескольких этажей дома, проникнуть в которые (даже на первый этаж) можно было только через крышу по приставленной к стене лестнице. Такие дома вмещали сотни людей — целые общины. В горных районах их заменяли скальные «дворцы». Конкистадоры назвали такие строения «пуэбло», что в переводе с испанского значит «селение», а позже это название было перенесено на сами племена, обитавшие в подобных домах.
Индейцы пуэбло, по-видимому, перешли к осёдлому образу жизни в первые века новой эры, расцвет их культуры относится к VII-VIII вв. (в конце этого периода и строились знаменитые дворцы). Часть племён пуэбло обитала в пустыне, на территории современного штата Аризона, другие — речные пуэбло — вдоль берега реки Рио-Гранде (современный штат Нью-Мексико). Вероятно с X в. на их земли стали нападать наступавшие с севера племена индейцев-апачей («апачи» в переводе с языка одного из племён пуэбло значит «враги»), спасаясь от которых пуэбло покидали свои дома и уходили на юг. В конце XVI в. пуэбло были покорены испанцами. Особой славой пользовалась керамика пуэбло. Они часто обменивали изящную и разнообразную глиняную посуду на товары, которыми были богаты соседние племена. Гончарное производство у племён пуэбло считалось женским промыслом. Керамику изготовляли не в формах, как это обычно бывало в Мексике и Южной Америке, а используя технику налепа: сначала лепили донышко сосуда, делая своего рода слепок с подставки сферической формы (корзины или кожуры тыквы), затем, дав ему высохнуть, наращивали над донышком стенки из глиняных жгутов. Готовое изделие шлифовали при помощи камня. Посуду лепили из белой или оранжевой глины, покрывали ангобом (чаши — с наружной и внутренней сторон) и расписывали чаще всего геометрическим орнаментом. Мастерицы работали кисточкой, используя краски растительного и минерального происхождения. Бегущий вдоль окружности чаши или сосуда геометрический орнамент, как правило, состоит из ритмического повторения одной и той же фигуры. Древние художники, по всей видимости, вкладывали в элементы этого орнамента значение, часто непонятное современному исследователю. Возможно, узор на некоторых керамических изделиях имитировал плетение, так как в более ранние периоды своей истории пуэбло славились плетёной утварью.
Коллекция памятников культуры Древней Америки в Эрмитаже невелика. Она насчитывает немногим более двухсот экспонатов и включает памятники искусства и археологии разных частей Нового Света: Южной Америки, Месоамерики и Северной Америки. Первые экспонаты собрания прибыли в Эрмитаж в 1834 г. в составе коллекции памятников античного искусства, приобретённой у флорентийского врача Пиццати (два перуанских сосуда — №12 и 16). Вся древнеамериканская коллекция императорского Эрмитажа была невелика — чуть более двух десятков экспонатов, в основном — перуанские сосуды. Основная часть сегодняшнего собрания была сформирована в первой трети XX в., когда в Эрмитаж передавались экспонаты из других музеев, ликвидированных в 1920-1930-е гг. Керамика индейцев пуэбло поступила в Эрмитаж в порядке межмузейного обмена из музея Пенсильванского университета (г. Филадельфия) в 1934 г. В послевоенные годы коллекция пополнялась отдельными экспонатами, приобретаемыми у частных лиц. Наиболее значительным поступлением в этот период стало собрание терракот, которое в 1965 г. преподнёс в дар Эрмитажу X. Лопес Портильо, ставший впоследствии президентом Мексики.
(20/21)
[ Каталог. ] ^
[Прим. к кат.1: * Все размеры даны в сантиметрах.]
1. Красностенный сосуд в виде совы. ^
[Илл. на стр. 22] Красностенный сосуд в виде совы. Кат. №1.
Мочика.
Сова была одним из главных божеств у народов Тихоокеанского побережья Южной Америки. В мифологическом мире мочика она, вероятно, выполняла жреческие функции.
Глина, ангоб. Высота 21; длина донышка 13,5. *
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 242.
|
2. Красностенный сосуд в виде лиса. ^
Мочика.
Сосуд соединяет в себе зооморфные и антропоморфные элементы: голова лиса с оскаленной пастью увенчивает человеческое тело, а сзади из-под набедренной повязки торчит кончик лисьего хвоста. В пантеоне мочика лису, вероятно, отводилась роль бога-воина. Его изображение часто встречалось у других народов Тихоокеанского побережья.
Глина, ангоб. Высота 15; диаметр горла 5.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 247.
|
3. Красностенный сосуд с рельефными изображениями. ^
[Стр. 22] Красностенный сосуд с рельефными изображениями. Кат. №3.
Мочика (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Вдоль округлого тулова сосуда тянется цепочка из семи рельефных изображений человеческих фигурок. Пятеро из них, взявшись за руки, идут, глядя в затылок шествующего впереди, ещё двое лицами обращены друг к другу, они держат в руках два одинаковых предмета, соединённых между собой верёвкой. Глубокие глазницы и оскаленные зубы придают головам человечков сходство с черепами. Ю.Е. Берёзкин интерпретирует сцену на сосуде как «танец мёртвых», который в дни определённых празднеств исполняли мужчины, изображавшие духов предков. При этом двое из них играли на двух связанных между собой верёвкой струнных инструментах.
Глина, ангоб. Высота 22; диаметр 7,7 Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 245
Литература: Berezkin Yu. Moche Society and Iconography // Pre-Columbian Collections in European Museums. Budapest. 1987. Fig. 53.
|
4. Полихромный сосуд в виде обезьяны. ^
[Стр. 23] Полихромный сосуд в виде обезьяны. Кат. №4.
Наска-уари (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
В мифологическом мире некоторых народов Южной Америки, обезьяна играла роль шамана, и её атрибутом часто служил сосуд с наркотическим напитком, при помощи которого шаманы приводили себя в состояние экстаза, необходимое для прорицания. Небольшой округлый предмет в поднесённых ко рту передних лапах обезьяны, возможно, и представляет собою маленький сосуд или плод.
Глина, ангоб, лощение. Высота 18; диаметр горла 3,3.
Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 254.
|
5. Светлый сосуд в виде сидящей горбуньи. ^
[Стр. 23] Светлый сосуд в виде сидящей горбуньи. Кат. №5.
Сикан (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Глина, ангоб, лощение. Высота 20; диаметр горла 1,8.
Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 255.
|
6. Красностенный сосуд с рельефными изображениями. ^
[Стр. 24] Красностенный сосуд с рельефными изображениями. Кат. №6.
Касма (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
На одной стороне тулова сосуда представлен стоящий в фас антропоморфный персонаж в зубчатом головном уборе, с двумя одинаковыми зубчатыми жезлами в руках. Это — весьма распространённый в искусстве народов Южной Америки образ бога охоты и плодородия. Вдоль пояса фигуры тянется длинная двуглавая змея с ушами — символ небес. На другой стороне изображен в профиль ещё один антропоморфный персонаж, от его головы исходят лучи-змеи, змеей украшен и головной убор. В руках он держит оружие и отрубленную голову. Этот бог служил, по-видимому, воплощением охоты и войны. Отрубленные головы считались символом победы в сражениях и удачной охоты. По бокам тулово сосуда украшено рельефными изображениями хищника из семейства кошачьих с огромной оскаленной пастью (с одной стороны) и человека с маской оскалившегося хищника на голове (с другой). Человек держит за шею какое-то животное (ламу?). Возможно, боковые рельефы представляют собою другие ипостаси того же божества-охотника, и все сюжеты, изображённые на этом сосуде, связаны с охотничьими ритуалами.
Глина. Высота 23; окружность тулова 54
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 250.
|
7. Красностенный сосуд, украшенный фигурками двух птиц. ^
Северная часть южноамериканского побережья Тихого океана. Эпоха инков (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Вся поверхность памятника сплошь покрыта орнаментом и мелкими изображениями. Сосуд относится к категории «свистящих» — когда в него набирают воду, вытесняемый ею воздух со свистом вырывается наружу. Свистящие сосуды, вероятно, использовались в культовых церемониях народов Южной Америки.
Глина, тёмная краска, лощение. Высота 20; длина тулова 16.
Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 248.
|
8. Чёрный сосуд с изображением ягуара. ^
[Стр. 24] Чёрный сосуд с изображением ягуара. Кат. №8.
Чиму (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Шарообразное тулово сосуда с обеих сторон украшено рельефным изображением пятнистого хищника из семей-
(21/22)
ства кошачьих, вероятно ягуара. С одной стороны усатая морда хищника развёрнута в фас, с другой — в профиль, а из раскрытой пасти торчит длинный загнутый кверху язык с головой змеи на конце.
Ягуар с древнейших времён был одним из главных персонажей мифологии и искусства народов Южной Америки, при изображении которого надо было следовать определённым канонам. У хищника на эрмитажном сосуде, однако, не видно ни зубов, ни клыков, обычных для образа ягуара. Животное отнюдь не выглядит свирепым, оно изображено в изящной, полной динамизма и несколько стилизованной манере.
Глина, лощение. Высота 21; диаметр тулова 43.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 246.
|
9. Чёрный сосуд со стремевидной ручкой-горлом. ^
Чиму.
Тулово сосуда — шарообразное. По сливу карабкается маленькая фигурка обезьяны, хвост которой лежит вдоль ручки. Подобная форма сосуда, как и стремевидная ручка, была с древнейших времён типична для различных культур Южной Америки. Маленькие зверьки или птицы, украшающие горлышко сосуда, служат одним из отличительных признаков керамики чиму.
Глина, лощение. Высота 24; окружность тулова 45.
Сосуд поступил из коллекции музея Общества поощрения художеств. После ликвидации этого музея (1929) сосуд в числе других экспонатов поступил в музей Училища технического рисования барона Штиглица, а оттуда в 1933 г.— в Эрмитаж. Инв. №ДМ 284.
|
10. Чёрный сосуд с рельефными изображениями. ^
Чиму.
Мостовидная ручка сосуда соединяет два горлышка, одно из которых заканчивается головкой животного. На обеих сторонах тулова в медальонах на фоне точечного орнамента изображен в фас антропоморфный персонаж в большом серповидном головном уборе. Этот персонаж, постоянно встречающийся в памятниках искусства чиму, вероятно, представлял собою местное божество.
Глина, лощение.Высота 24; окружность тулова 45.
Поступил из музея Общества поощрения художеств в 1933 г. Инв. №ДМ 322.
|
11. Чёрный двухкамерный сосуд. ^
[Стр. 25] Чёрный двухкамерный сосуд. Кат. №11.
Чиму.
Сосуд состоит из двух плоских бутылей, соединённых между собою. Одна из бутылей заканчивается узким высоким горлом, вторая — фигуркой хищной птицы с огромной «двуухой» головой и человеческим лицом. Тоненькие птичьи лапки упираются в тулово сосуда, а человеческие руки, отходящие прямо от головы, сжимают небольшую птичку с длинным клювом. Бутыли с внешних сторон сплошь покрыты точками-пупырышками, на этом фоне вылеплено рельефное изображение человека, напоминающего персонаж на сосуде №10.
(22/23)
Скульптурная фигурка, по мнению Ю.Е. Берёзкина, представляет собою мифологическую женщину-птицу, мужчина же, изображения которого украшают тулово сосуда, — это антропоморфный герой, вступивший, как рассказывают мифы некоторых народов Южной Америки, в связь с нею. Что касается прогиба на голове женщины-птицы, то он может объясняться искусственной деформацией черепа, практиковавшейся в древнем Перу. Сосуд свистящий.
Глина, лощение. Высота 24; диаметр тулова 16.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 244
|
12. Красностенный сосуд в виде куба с сидящим на нём человеком. ^
Чиму.
На человеке пояс с набедренной повязкой в форме плиссированного передника. На затылке изображены два узла волос, поверх волос — рельефная сеточка (индейцы некоторых областей Америки носили на голове плетёные сеточки). По ручке-сливу карабкается обезьяна с длинным загибающимся на конце хвостом.
Глина, ангоб, лощение. Высота 19; сторона куба 8,5 Сосуд поступил в Эрмитаж в составе коллекции Пиццати в 1834 г. Инв. №ДМ 253. Литература: Stephaní, N1769.
|
13. Чёрный сосуд, украшенный скульптурной группой. ^
Чиму.
Мостовидная ручка соединяет два горлышка сосуда. С одной стороны конусообразного тулова на небольшом кубе (заменяющем одно из горлышек) расположена скульптурная группа: хищник из семейства кошачьих держит в передних лапах животное (?), по величине превосходящее его самого. Полукруглая ручка соединяет куб с противоположной стороной тулова сосуда. На ручке находится слив (большая часть его отбита), у основания которого примостилась фигурка птицы с длинным клювом. Это свистящий сосуд, однако из-за отбитого горлышка он издает лишь очень слабый свист.
Глина, лощение. Высота 15; окружность тулова 34,5.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 256.
|
14. Чёрный сосуд в виде обезьяны с длинным хвостом. ^
Чиму.
Глина, лощение. Высота 14; длина (с хвостом) 20.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 252.
|
15. Чёрный сосуд в виде свернувшейся кольцом рыбы. ^
Чиму (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Зубастая свирепая рыба воплощала грозную морскую стихию, от которой зависело благополучие жителей
(23/34)
Тихоокеанского побережья, кормившихся в значительной степени рыбной ловлей.
Глина, лощение. Длина туловища рыбы 61; высота горлышка 11,2.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 241.
|
16. Сосуд в виде сидящего горбуна. ^
[Стр. 25] Чёрный сосуд в виде сидящего горбуна. Кат №16.
Чиму-чанкай (атрибуция Ю.Е. Берёзкина).
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 20; диаметр горла 8,5.
Сосуд поступил в Эрмитаж в составе коллекции Пиццати в 1834 г. Инв. №ДМ 249.
Литература: Stephaní, №840
|
17. Антропоморфный сосуд. ^
Чанкай.
Яйцевидное тулово сосуда служит телом человека, горло сосуда — головой, венчик — головным убором. Решётчатый тёмный орнамент на щеках изображает татуировку или усы. Подобные сосуды, по-видимому, использовались в обрядах, связанных с культом воды.
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 39; окружность тулова 65.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 257.
|
18. Пластинка в форме человеческой фигурки. ^
[Стр. 26] Пластинка в форме человеческой фигурки. Кат. №18.
Чибча-муиски.
Все детали на лице и теле человечка изображены в технике ложной филиграни — они производят впечатление проволочек, припаянных к поверхности пластины, на самом же деле статуэтка целиком отлита в форме. Подобные статуэтки, встречающиеся в больших количествах и часто изготовлявшиеся из сплава золота и меди, обычно находят в тайниках чибча-муисков.
Бронза. Высота 5,9; ширина плеч 2,9.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №323
|
19. Верхняя часть пластинки в форме человеческой фигурки. ^
Чибча-муиски.
Бронза. Высота 5,5; ширина 3,2.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №324.
|
20. Подвеска в форме человеческой фигурки. ^
Колумбия.
Бронза. Высота 5,7; ширина 0,8.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно..
Инв. №ДМ 328.
(24/25)
|
21. Подвеска в форме человеческой фигурки. ^
Колумбия.
Бронза. Высота 5,7; ширина 1.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 329.
|
22. Подвеска в виде двусторонней статуэтки. ^
Колумбия.
Бронза. Высота 4,8; ширина 1,7.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 330.
|
23. Шпилька для волос в виде длинного гвоздя. ^
Южная Америка.
Бронза. Длина 15; диаметр 1.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.
Инв. №ДМ 334.
|
24. Топорик с круглым отверстием на ручке. ^
Южная Америка.
Топорик использовался, вероятно, не в качестве орудия, а как обменный эквивалент (устное сообщение Ю.Е. Берёзкина).
Медь. Длина 13; ширина 13.
Поступил в Эрмитаж из музея Кабинета этнической антропологии и палеографии географического факультета Ленинградского университета через Ленинградский институт лингвистических исследований в 1932 г. Инв. №ДМ 407.
|
25. Наконечник дротика листовидной формы. ^
Центральная Америка (?).
Кремень. Длина 13,3; ширина 5,2.
Пост.: см. №24. Инв. №ДМ 405.
|
26. Секира в форме полумесяца. ^
Происхождение неизвестно.
Тёмный пятнистый камень. Высота 12,5; ширина 16,8.
Поступила из коллекции графов Строгановых. Инв. №ДМ 406.
|
27. Наконечник копья листовидной формы. ^
Мексика.
Тёмно-серый камень. Длина 8,7; ширина 3,7.
Поступил из коллекции полковника В.А. Романова, собранной в Мексике и в 1899 г. подаренной владельцем Санкт-Петербургскому археологическому институту; впоследствии коллекция была передана в Ленинградский институт лингвистических исследований, а оттуда в 1932 г. — в Эрмитаж. Инв. №447.
|
28. Наконечник стрелы листовидной формы. ^
Мексика.
Обсидиан. Длина 5,4; ширина 1,7.
Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27.
Инв. №ДМ 424.
|
29. Двусторонний скребок. ^
Мексика (?).
Обсидиан. Длина 3,6; ширина 3,1.
Пост.: см. №24. Инв. №ДМ 352.
(25/26)
|
30. Красностенный сосуд с желобчатым орнаментом в виде ромбов. ^
Долина Мехико. Архаическая культура.
Глина, ангоб, лощение. Высота 20,5; окружность тулова 58.
Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 341.
|
31. Красностенный сосуд сферической формы с концентрическими окружностями вокруг венчика. ^
Центральная Мексика
Глина, ангоб, лощение. Высота 9,8; окружность тулова 41
Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 342
|
32. Статуэтка женщины с удлинёнными глазами. ^
Долина Мехико. Архаическая культура (тип Тлатилько)
Подобные статуэтки женщин с доходящими до висков глазами, подчёркнутой грудью и широкими бёдрами находят в больших количествах в слоях архаической культуры долины Мехико. Вероятно, они использовались в погребальных ритуалах или церемониях, связанных с культом плодородия.
Глина. Высота 6,3; ширина 3.
Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г.
Инв. №ДМ 308.
|
33. Статуэтка сидящего человека. ^
[Стр. 27] Статуэтка сидящего человека. Кат. №33.
Ольмеки (атрибуция Р.В. Кинжалова).
У человека звероподобное лицо с низким лбом, приплюснутым широким носом, тяжёлой нижней челюстью и клыками, торчащими из оскаленного рта. Зрачки были когда-то сделаны из другого материала, сейчас утрачены. Подобные существа, изображения которых часто встречаются в искусстве ольмеков, считались детьми женщины и ягуара и получили в науке название младенцев-ягуаров. В правой руке человек-ягуар сжимает отрубленную голову в высоком уборе из перьев, с большими круглыми глазами. Статуэтка представляет собою, как полагает Р.В. Кинжалов, изображение ягуароподобного бога, сжимающего в руке голову побежденного им брата и соперника — пернатого змея (прообразы ацтекских богов Тескатлипока и Кецалькоатля).
Тёмно-зелёный тальк. Высота 7,6; ширина 4.
Пост. из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 238.
|
34. Статуэтка стоящего человека. ^
Ольмеки-миштеки (атрибуция Р.В. Кинжалова).
Тёмно-зелёный камень с чёрными вкраплениями. Высота 12; ширина 6.
Поступила из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 237
|
35. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^
Ольмекоидный стиль
Тёмно-зелёный камень. Высота 8,3; ширина 7.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 235
|
36. Терракотовая головка со щелевидными глазами. ^
Теотихуакан.
Глина. Высота 4; ширина 4.
Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27.
Инв. №ДМ 437
|
37. Терракотовая головка. ^
Теотихуакан.
Глина. Высота 3; ширина 2,5.
Происходит из коллекции В.А. Романова.
Инв. №ДМ 390
|
38. Терракотовая головка. ^
Теотихуакан.
Глина. Высота 2,5; ширина 2.
Происходит из коллекции В.А. Романова.
Инв. №ДМ 389
|
39. Верхняя часть терракотовой маски. ^
Теотихуакан.
Глина, ангоб. Высота 9; ширина 8.
Поступила в Эрмитаж из Санкт-Петербургского археологического института. Инв. №ДМ 297.
|
40. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^
[Стр. 28] Маска с рельефным изображением человеческого лица. Кат. №40.
Теотихуакан.
Верхняя часть лба срезана, по-видимому, сверху к маске приклеплялся [прикреплялся] головной убор. Под правильными дугами
(26/27)
бровей — удлинённые миндалевидные глаза с двумя пластинками из чёрного обсидиана, изображающими зрачки. Тонкий правильный нос с чуть раздувающимися крыльями, высокие скулы, впалые щеки, лёгкие складки, идущие от переносицы к уголкам губ, твёрдый, почти квадратный подбородок и полуоткрытый рот со слегка выпяченными губами делают лицо весьма выразительным. Такие черты лица типичны для масок и терракотовых головок из Теотихуакана (ср. №38, 39). Блестящие зрачки придают живость взгляду, а раздувающиеся ноздри и полуоткрытый рот создают ощущение того, что человек дышит. В узких ушах прямоугольной формы просверлены дырочки для серёг (вероятно, серьги были сделаны из другого материала).
Подобные маски накладывались на лицо покойного во время погребальной церемонии или прикреплялись к деревянной статуе божества (именно для этой цели могли служить отверстия, просверленные на оборотной стороне маски).
Серо-зелёный камень, пластинки из обсидиана. Высота 14,5; ширина 15.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 233.
|
41. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^
[Стр. 28] Маска с рельефным изображением человеческого лица. Кат. №41.
Мексика. Эпоха ацтеков (атрибуция Р.В. Кинжалова).
Узкие, очевидно, закрытые глаза-щёлочки (левый вырезан гораздо глубже, чем правый), очень длинный, тонкий заострённый на конце нос с чётко обозначенными крыльями и ноздрями, которые можно увидеть только если маска находится в горизонтальном положении, заставляют думать, что мастер вырезал лицо лежащего человека с тем расчётом, что смотреть на него будут сверху. Глубокие глазные впадины, заострившийся нос и мертвенно-бледный цвет камня придают маске сходство с обликом мертвеца. Между губами узкого прямоугольного рта видна полоска верхних зубов, в верхней части прямоугольных ушей просверлены небольшие отверстия, вероятно для того, чтобы маску легче было привязать (дырочки для серёг, скорее всего, были бы расположены ближе к мочке уха); оборотная сторона чуть вогнута, возможно для того, чтобы маска плотнее прилегала к лицу покойного. Как полагает Р.В. Кинжалов, маска изображает человека, побывавшего в загробном мире, взглянувшего на него «одним глазом» и каким-либо образом вернувшегося оттуда.
Маска носит черты культуры мескала, развивавшейся в первом тысячелетии до н.э. в бассейне реки Мескала, на территории современного штата Герреро (Мексика).
Алебастр. Высота 18; ширина 15.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 234.
|
42. Статуэтка богини. ^
[Стр. 27] Статуэтка богини. Кат. №42.
Ацтеки.
Богиня сидит поджав ноги, отчётливо изображены босые ступни её неестественно изогнутых ног (не пятками, а
(27/28)
носками вместе). Руки лежат на коленях. Лицо — мягких очертаний, с полными хорошо моделированными губами полуоткрытого рта, между которыми видна полоска зубов. Нос повреждён. На богине — завязанная на затылке головная повязка с рельефным орнаментом и накидка типа «пончо», которая, возможно, первоначально была окрашена в красный цвет. Статуя представляет собою изображение ацтекской богини текущей воды Чальчиуитликуэ, сестры богов дождя и жены бога влаги и плодородия Тлалока. Этой богине были подвластны реки и источники, движение дождя и наводнения.
Серый камень. Высота 26,6; окружность статуи 48.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 240.
|
43. Красностенная чаша на трёх плоских ножках. ^
Ацтеки.
Внутренняя (лощеная) и внешняя поверхности чаши украшены чёрным геометрическим орнаментом. Дно с внутренней стороны покрыто сеткой из нанесённых на сырую глину врезов: вероятно, чаша служила тёркой.
Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 7,5; диаметр 16,8.
Происходит из коллекции В.А. Романова. Инв. №ДМ 338.
|
44. Красностенная чаша на трёх полых ножках. ^
Миштеки (атрибуция Р.В. Кинжалова).
На внутренней поверхности чаши сохранились следы чёрного геометрического орнамента. Дно покрыто решёткой из беспорядочно нанесенных врезов. Внутри заключен какой-то предмет и, если чашу потрясти, она издает звук, похожий на шум погремушки.
Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 9,6; диаметр 17
Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 343.
|
45. Плоская фигурка обнажённой женщины. ^
[Стр. 29] Плоская фигурка обнажённой женщины. Кат. №45.
Западные культуры (Колима).
Глина, следы ангоба и лощения. Высота 17,7; ширина плеч 8.
Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г.
Инв. №ДМ 311.
|
46. Статуэтка собачки. ^
Западные культуры.
В западных культурах собаке отводилась важная роль в заупокойном культе, поэтому статуэтки, изображающие это животное, очень часто встречаются в погребениях.
Глина, следы ангоба. Длина 6,8; высота 3,5.
Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г. Инв. №ДМ 316.
|
47. Скульптурная головка. ^
Западные культуры (атрибуция Р.В. Кинжалова).
Головка, возможно, была украшением сосуда.
Глина, ангоб, лощение. Высота 10,5; окружность 23,5.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №5504
(28/29)
|
48. Статуэтка животного, стоящего на задних лапах. ^
Мескалоидная культура, штат Герреро (атрибуция Р.В. Кинжалова).
Серо-зелёный камень. Высота 11; окружность головы 13.
Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 236.
|
49. Полихромный сосуд с геометрическим орнаментом. ^
[Стр. 29] Полихромный сосуд с геометрическим орнаментом. Кат. №49.
Северная Мексика (?). Выполнен в древних традициях.
Орнамент расположен двумя широкими лентами из повторяющихся элементов, одна из которых опоясывает полусферическое тулово сосуда, другая — широкое горло. Тёмно-коричневая полоса разделяет две зоны орнамента, подчёркивая тем самым и переход от тулова к горлу. Небольшая выемка на дне сосуда способствует его устойчивости.
Глина, ангоб. Высота 23; диаметр горла 16.
Сосуд был привезён В.Ф. Левинсоном-Лессингом из Центральной Америки в 1913 г. Инв. №ДМ 455.
|
50. Бубенец в виде фигурки воина. ^
[Стр. 30] Бубенец в виде фигурки воина. Кат. №50.
Ацтеки.
Туловище грушевидной формы, заключающее в себе погремушку, увенчано человеческой головой в шлеме-маске хищной птицы, надетой так, что лицо воина выглядывает между двумя половинками широко раскрытого клюва. В тоненьких руках воина — украшенный пучком перьев жезл, три дротика и небольшой щит. На нижнем, широком, конце грушевидного тулова — маленькие птичьи лапки. Верхняя часть фигурки заключена в прямоугольную рамку, выполненную в технике ложной филиграни. Прикреплённые к рукам воина орлиные крылья изображены в той же технике. На затылке — две массивные петли для подвешивания. Бубенец, возможно, использовался как нагрудное украшение членов объединения «воинов-орлов», к которому принадлежали представители многих знатных ацтекских семей. Эрмитажный бубенец — один из очень немногих сохранившихся до наших дней памятников ацтекской, и вообще мексиканской, торевтики. Причины этого, вероятно, следует видеть не только в стремлении конкистадоров захватить (а затем пустить в переплавку) как можно больше золотых изделий, но и в том обстоятельстве, что обработка золота в Мексике была освоена только к концу первого тысячелетия н.э. (в отличие от Южной Америки, где найдены золотые украшения, относящиеся к первому тысячелетию до н.э.).
Золото. Высота 9; ширина рамки 7,4.
Поступил в Эрмитаж через контору «Антиквариат» в 1935 г. Инв. №ДМ 321.
Литература: Кинжалов Р.В. Ацтекское золотое нагрудное украшение // СМАЭ. Т. 19. 1960. С. 206-220; Mexico-Splendors of Thirty Centuries. Catalogue of the Exhibition, Held at the Metropolitan Museum of Art, New York. Boston. 1990. P. 229-231; Soustelle J. Mexico. Cleveland, New York. 1967. Fig. 136.
|
51. Чёрная чаша, покрытая имитирующим плетение рельефом. ^
Пуэбло.
Глина, лощение. Высота 11; диаметр 21.
№51-64 поступили в Эрмитаж из музея Пенсильванского университета (США) в 1934 г. Инв. №ДМ 266.
(29/30)
|
52. Чёрный сосуд, покрытый имитирующим плетение рельефом. ^
Пуэбло.
Рисунок «плетения» на венчике сосуда и его тулове различается.
Глина. Высота 17,5; окружность тулова 70,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 258.
|
53. Светлая чаша с геометрическим орнаментом. ^
Пуэбло.
Внутренняя поверхность чаши расписана бегущим по кругу зигзагообразным орнаментом, состоящим из чередующихся бежевых и коричневых элементов. Снаружи чаша не расписана, лишь с одной стороны чёрной краской нанесены контуры какой-то геометрической фигуры. Пространство внутри контура заполнено коричневой краской.
Глина, ангоб, чёрная и коричневая краска, лощение. Высота 10; диаметр 20,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 270.
|
54. Сосуд, покрытый имитирующим плетение орнаментом. ^
Пуэбло.
Поверхность округлого тулова сплошь покрыта зигзагообразным бегущим в горизонтальном направлении орнаментом, состоящим из чередования тёмных и светлых элементов. Возможно, этот орнамент имитирует плетение, так как чередование тёмных и светлых полос травы было характерно и для плетёной утвари. Горло сосуда покрыто тёмным орнаментом.
Глина, ангоб, тёмная краска. Высота 12,5; окружность тулова 42,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 265.
|
55. Сосуд сферической формы с двумя маленькими ручками-ушками. ^
Пуэбло.
Тулово сосуда украшено чёрным геометрическим орнаментом из треугольных фигур, поочередно обращённых вершинами вверх и вниз; вокруг горла чёрной краской проведены концентрические линии.
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 16; окружность тулова 59.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 274.
|
[Стр. 31] Черпаки. Кат. №56, 57.
|
56. Черпак с длинной полой ручкой. ^
Пуэбло.
Внутренняя поверхность черпака украшена тремя изображениями одной и той же зигзагообразной фигуры, верхняя поверхность ручки — орнаментом в виде решётки.
Глина, ангоб, чёрная краска. Длина 29; окружность черпака 36,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 272.
|
57. Черпачок с желобком на ручке. ^
Пуэбло.
Внутренняя сторона черпачка украшена геометрически» орнаментом, на внешней стороне начерчен лишь один знак.
Глина, ангоб, чёрная краска. Длина 17; окружность черпачка 23.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 273.
|
[Стр. 31] Кувшины. Кат. №58-61.
|
58. Кувшин с шаровидным туловом. ^
Пуэбло.
(30/31/32)
Поверхность тулова покрыта чёрным геометрическим орнаментом, чёрные полосы украшают и горло кувшина.
Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 14; окружность тулова 48.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 275.
|
59. Кувшин с туловом в форме полусферы. ^
Пуэбло.
Тулово и широкое сужающееся кверху горло украшены зигзагообразным орнаментом чёрного цвета.
Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 12; окружность тулова 39.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 276.
|
60. Кувшин с овальным туловом. ^
Пуэбло.
Тулово покрыто состоящим из одних и тех же повторяющихся элементов геометрическим орнаментом чёрного цвета. Чёрные полосы украшают венчик и расположенную сбоку ручку кувшина.
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 9; окружность тулова 26.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 277.
|
61. Кувшинчик с шаровидным туловом. ^
Пуэбло.
Тулово украшено узором-ёлочкой, горло и ручка — зигзагообразными линиями.
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 5,5; окружность тулова 15,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 278.
|
62. Красностенная чаша с вогнутыми краями. ^
Пуэбло.
Внутренняя поверхность чаши расписана по кругу орнаментом из геометрических фигур. На внешней стороне чаши изображена трижды повторяющаяся геометрическая фигура.
Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 9; диаметр 20,8.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 269.
|
63. Красностенный сосуд в форме тыквы. ^
Пуэбло.
Тулово сосуда украшено геометрическим орнаментом чёрного цвета.
Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 9,5; окружность тулова 44,5.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 264.
|
64. Светлая чаша с расписным дном. ^
[Стр. 30] Светлая чаша с расписным дном. Кат. №64.
Пуэбло.
В очерченном коричневой краской круге на дне чаши изображена строгая композиция из двух соединенных вершинами треугольников, покрытых геометрическим узором, и двух простых крестов между ними. На внешнем борту чаши изображена загадочная геометрическая фигура, одна половина которой является зеркальным отражением другой. Техника росписи более высокая, чем в прочих образцах керамики пуэбло, представленных на выставке.
Глина, ангоб, коричневая и чёрная краска, лощение.
Высота 8,5; диаметр 23.
Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 262.
|
65. Чаша овальной формы с рельефными изображениями. ^
[Стр. 32] Чаша овальной формы с рельефными изображениями. Кат. №65.
Хайда. XVIII в. (атрибуция Р.В. Кинжалова).
С внешней стороны чаши на обоих концах овала вырезаны скульптурные головы животного и хищной птицы (?), причём вторая, меньшая по размеру, голова изображена «вверх ногами». Боковые пространства заполнены схематичными рельефными изображениями, одинаковыми с обеих сторон. При небольших размерах чаша довольно тяжёлая и, следовательно, неудобна в быту Это обстоятельство и высокое качество сложной резьбы заставляет видеть в ней предмет ритуального назначения.
Народы, жившие на севере Америки (тлинкиты, хайда и другие), мастерски владели искусством резьбы по дереву, кости и камню. Древние традиции сохранялись, как можно видеть на примере эрмитажной чаши, на протяжении многих веков после завоевания Америки.
Чёрный камень. Высота 6,5; окружность чаши 39.
Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 282.
|
|
|