главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление каталога
|
1. Красностенный сосуд в виде совы. ^
[Илл. на стр. 22] Красностенный сосуд в виде совы. Кат. №1.(Открыть Кат. 1 в новом окне)
Мочика. Сова была одним из главных божеств у народов Тихоокеанского побережья Южной Америки. В мифологическом мире мочика она, вероятно, выполняла жреческие функции. Глина, ангоб. Высота 21; длина донышка 13,5. * Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 242.
|
2. Красностенный сосуд в виде лиса. ^ Мочика. Сосуд соединяет в себе зооморфные и антропоморфные элементы: голова лиса с оскаленной пастью увенчивает человеческое тело, а сзади из-под набедренной повязки торчит кончик лисьего хвоста. В пантеоне мочика лису, вероятно, отводилась роль бога-воина. Его изображение часто встречалось у других народов Тихоокеанского побережья. Глина, ангоб. Высота 15; диаметр горла 5. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 247.
|
3. Красностенный сосуд с рельефными изображениями. ^
[Стр. 22] Красностенный сосуд с рельефными изображениями. Кат. №3.(Открыть Кат. 3 в новом окне)
Мочика (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Вдоль округлого тулова сосуда тянется цепочка из семи рельефных изображений человеческих фигурок. Пятеро из них, взявшись за руки, идут, глядя в затылок шествующего впереди, ещё двое лицами обращены друг к другу, они держат в руках два одинаковых предмета, соединённых между собой верёвкой. Глубокие глазницы и оскаленные зубы придают головам человечков сходство с черепами. Ю.Е. Берёзкин интерпретирует сцену на сосуде как «танец мёртвых», который в дни определённых празднеств исполняли мужчины, изображавшие духов предков. При этом двое из них играли на двух связанных между собой верёвкой струнных инструментах. Глина, ангоб. Высота 22; диаметр 7,7 Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 245 Литература: Berezkin Yu. Moche Society and Iconography // Pre-Columbian Collections in European Museums. Budapest. 1987. Fig. 53.
|
4. Полихромный сосуд в виде обезьяны. ^
[Стр. 23] Полихромный сосуд в виде обезьяны. Кат. №4.(Открыть Кат. 4 в новом окне)
Наска-уари (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). В мифологическом мире некоторых народов Южной Америки, обезьяна играла роль шамана, и её атрибутом часто служил сосуд с наркотическим напитком, при помощи которого шаманы приводили себя в состояние экстаза, необходимое для прорицания. Небольшой округлый предмет в поднесённых ко рту передних лапах обезьяны, возможно, и представляет собою маленький сосуд или плод. Глина, ангоб, лощение. Высота 18; диаметр горла 3,3. Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 254.
|
5. Светлый сосуд в виде сидящей горбуньи. ^
[Стр. 23] Светлый сосуд в виде сидящей горбуньи. Кат. №5.(Открыть Кат. 5 в новом окне)
Сикан (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Глина, ангоб, лощение. Высота 20; диаметр горла 1,8. Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 255.
|
6. Красностенный сосуд с рельефными изображениями. ^
[Стр. 24] Красностенный сосуд с рельефными изображениями. Кат. №6.(Открыть Кат. 6 в новом окне)
Касма (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). На одной стороне тулова сосуда представлен стоящий в фас антропоморфный персонаж в зубчатом головном уборе, с двумя одинаковыми зубчатыми жезлами в руках. Это — весьма распространённый в искусстве народов Южной Америки образ бога охоты и плодородия. Вдоль пояса фигуры тянется длинная двуглавая змея с ушами — символ небес. На другой стороне изображен в профиль ещё один антропоморфный персонаж, от его головы исходят лучи-змеи, змеей украшен и головной убор. В руках он держит оружие и отрубленную голову. Этот бог служил, по-видимому, воплощением охоты и войны. Отрубленные головы считались символом победы в сражениях и удачной охоты. По бокам тулово сосуда украшено рельефными изображениями хищника из семейства кошачьих с огромной оскаленной пастью (с одной стороны) и человека с маской оскалившегося хищника на голове (с другой). Человек держит за шею какое-то животное (ламу?). Возможно, боковые рельефы представляют собою другие ипостаси того же божества-охотника, и все сюжеты, изображённые на этом сосуде, связаны с охотничьими ритуалами. Глина. Высота 23; окружность тулова 54 Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 250.
|
7. Красностенный сосуд, украшенный фигурками двух птиц. ^ Северная часть южноамериканского побережья Тихого океана. Эпоха инков (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Вся поверхность памятника сплошь покрыта орнаментом и мелкими изображениями. Сосуд относится к категории «свистящих» — когда в него набирают воду, вытесняемый ею воздух со свистом вырывается наружу. Свистящие сосуды, вероятно, использовались в культовых церемониях народов Южной Америки. Глина, тёмная краска, лощение. Высота 20; длина тулова 16. Сосуд поступил в Эрмитаж из коллекции египтолога Б.А. Тураева в 1928 г. Инв. №ДМ 248.
|
8. Чёрный сосуд с изображением ягуара. ^
[Стр. 24] Чёрный сосуд с изображением ягуара. Кат. №8.(Открыть Кат. 8 в новом окне)
Чиму (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Шарообразное тулово сосуда с обеих сторон украшено рельефным изображением пятнистого хищника из семей- ства кошачьих, вероятно ягуара. С одной стороны усатая морда хищника развёрнута в фас, с другой — в профиль, а из раскрытой пасти торчит длинный загнутый кверху язык с головой змеи на конце. Ягуар с древнейших времён был одним из главных персонажей мифологии и искусства народов Южной Америки, при изображении которого надо было следовать определённым канонам. У хищника на эрмитажном сосуде, однако, не видно ни зубов, ни клыков, обычных для образа ягуара. Животное отнюдь не выглядит свирепым, оно изображено в изящной, полной динамизма и несколько стилизованной манере. Глина, лощение. Высота 21; диаметр тулова 43. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 246.
|
9. Чёрный сосуд со стремевидной ручкой-горлом. ^ Чиму. Тулово сосуда — шарообразное. По сливу карабкается маленькая фигурка обезьяны, хвост которой лежит вдоль ручки. Подобная форма сосуда, как и стремевидная ручка, была с древнейших времён типична для различных культур Южной Америки. Маленькие зверьки или птицы, украшающие горлышко сосуда, служат одним из отличительных признаков керамики чиму. Глина, лощение. Высота 24; окружность тулова 45. Сосуд поступил из коллекции музея Общества поощрения художеств. После ликвидации этого музея (1929) сосуд в числе других экспонатов поступил в музей Училища технического рисования барона Штиглица, а оттуда в 1933 г.— в Эрмитаж. Инв. №ДМ 284.
|
10. Чёрный сосуд с рельефными изображениями. ^ Чиму. Мостовидная ручка сосуда соединяет два горлышка, одно из которых заканчивается головкой животного. На обеих сторонах тулова в медальонах на фоне точечного орнамента изображен в фас антропоморфный персонаж в большом серповидном головном уборе. Этот персонаж, постоянно встречающийся в памятниках искусства чиму, вероятно, представлял собою местное божество. Глина, лощение.Высота 24; окружность тулова 45. Поступил из музея Общества поощрения художеств в 1933 г. Инв. №ДМ 322.
|
11. Чёрный двухкамерный сосуд. ^
[Стр. 25] Чёрный двухкамерный сосуд. Кат. №11.(Открыть Кат. 11 в новом окне)
Чиму. Сосуд состоит из двух плоских бутылей, соединённых между собою. Одна из бутылей заканчивается узким высоким горлом, вторая — фигуркой хищной птицы с огромной «двуухой» головой и человеческим лицом. Тоненькие птичьи лапки упираются в тулово сосуда, а человеческие руки, отходящие прямо от головы, сжимают небольшую птичку с длинным клювом. Бутыли с внешних сторон сплошь покрыты точками-пупырышками, на этом фоне вылеплено рельефное изображение человека, напоминающего персонаж на сосуде №10. Скульптурная фигурка, по мнению Ю.Е. Берёзкина, представляет собою мифологическую женщину-птицу, мужчина же, изображения которого украшают тулово сосуда, — это антропоморфный герой, вступивший, как рассказывают мифы некоторых народов Южной Америки, в связь с нею. Что касается прогиба на голове женщины-птицы, то он может объясняться искусственной деформацией черепа, практиковавшейся в древнем Перу. Сосуд свистящий. Глина, лощение. Высота 24; диаметр тулова 16. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 244 Литература: Берёзкин Ю.Е. Сосуд из перуанской коллекции МАЭ // СМАЭ. 1980. Т. 35. С. 183-186.
|
12. Красностенный сосуд в виде куба с сидящим на нём человеком. ^ Чиму. На человеке пояс с набедренной повязкой в форме плиссированного передника. На затылке изображены два узла волос, поверх волос — рельефная сеточка (индейцы некоторых областей Америки носили на голове плетёные сеточки). По ручке-сливу карабкается обезьяна с длинным загибающимся на конце хвостом. Глина, ангоб, лощение. Высота 19; сторона куба 8,5 Сосуд поступил в Эрмитаж в составе коллекции Пиццати в 1834 г. Инв. №ДМ 253. Литература: Stephaní, N1769.
|
13. Чёрный сосуд, украшенный скульптурной группой. ^ Чиму. Мостовидная ручка соединяет два горлышка сосуда. С одной стороны конусообразного тулова на небольшом кубе (заменяющем одно из горлышек) расположена скульптурная группа: хищник из семейства кошачьих держит в передних лапах животное (?), по величине превосходящее его самого. Полукруглая ручка соединяет куб с противоположной стороной тулова сосуда. На ручке находится слив (большая часть его отбита), у основания которого примостилась фигурка птицы с длинным клювом. Это свистящий сосуд, однако из-за отбитого горлышка он издает лишь очень слабый свист. Глина, лощение. Высота 15; окружность тулова 34,5. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 256.
|
14. Чёрный сосуд в виде обезьяны с длинным хвостом. ^ Чиму. Глина, лощение. Высота 14; длина (с хвостом) 20. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 252.
|
15. Чёрный сосуд в виде свернувшейся кольцом рыбы. ^ Чиму (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Зубастая свирепая рыба воплощала грозную морскую стихию, от которой зависело благополучие жителей Тихоокеанского побережья, кормившихся в значительной степени рыбной ловлей. Глина, лощение. Длина туловища рыбы 61; высота горлышка 11,2. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 241.
|
16. Сосуд в виде сидящего горбуна. ^
[Стр. 25] Чёрный сосуд в виде сидящего горбуна. Кат №16.(Открыть Кат. 16 в новом окне)
Чиму-чанкай (атрибуция Ю.Е. Берёзкина). Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 20; диаметр горла 8,5. Сосуд поступил в Эрмитаж в составе коллекции Пиццати в 1834 г. Инв. №ДМ 249. Литература: Stephaní, №840
|
17. Антропоморфный сосуд. ^ Чанкай. Яйцевидное тулово сосуда служит телом человека, горло сосуда — головой, венчик — головным убором. Решётчатый тёмный орнамент на щеках изображает татуировку или усы. Подобные сосуды, по-видимому, использовались в обрядах, связанных с культом воды. Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 39; окружность тулова 65. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 257. Литература: Кинжалов Р.В. Древнеперуанский керамический сосуд из Чанкая // СГЭ. 1957. №12. С. 54-55.
|
18. Пластинка в форме человеческой фигурки. ^
[Стр. 26] Пластинка в форме человеческой фигурки. Кат. №18.(Открыть Кат. 18 в новом окне)
Чибча-муиски. Все детали на лице и теле человечка изображены в технике ложной филиграни — они производят впечатление проволочек, припаянных к поверхности пластины, на самом же деле статуэтка целиком отлита в форме. Подобные статуэтки, встречающиеся в больших количествах и часто изготовлявшиеся из сплава золота и меди, обычно находят в тайниках чибча-муисков. Бронза. Высота 5,9; ширина плеч 2,9. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №323
|
19. Верхняя часть пластинки в форме человеческой фигурки. ^ Чибча-муиски. Бронза. Высота 5,5; ширина 3,2. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №324.
|
20. Подвеска в форме человеческой фигурки. ^ Колумбия. Бронза. Высота 5,7; ширина 0,8. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно.. Инв. №ДМ 328.
|
21. Подвеска в форме человеческой фигурки. ^ Колумбия. Бронза. Высота 5,7; ширина 1. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 329.
|
22. Подвеска в виде двусторонней статуэтки. ^ Колумбия. Бронза. Высота 4,8; ширина 1,7. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 330.
|
23. Шпилька для волос в виде длинного гвоздя. ^ Южная Америка. Бронза. Длина 15; диаметр 1. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 334.
|
24. Топорик с круглым отверстием на ручке. ^ Южная Америка. Топорик использовался, вероятно, не в качестве орудия, а как обменный эквивалент (устное сообщение Ю.Е. Берёзкина). Медь. Длина 13; ширина 13. Поступил в Эрмитаж из музея Кабинета этнической антропологии и палеографии географического факультета Ленинградского университета через Ленинградский институт лингвистических исследований в 1932 г. Инв. №ДМ 407.
|
25. Наконечник дротика листовидной формы. ^ Центральная Америка (?). Кремень. Длина 13,3; ширина 5,2. Пост.: см. №24. Инв. №ДМ 405.
|
26. Секира в форме полумесяца. ^ Происхождение неизвестно. Тёмный пятнистый камень. Высота 12,5; ширина 16,8. Поступила из коллекции графов Строгановых. Инв. №ДМ 406.
|
27. Наконечник копья листовидной формы. ^ Мексика. Тёмно-серый камень. Длина 8,7; ширина 3,7. Поступил из коллекции полковника В.А. Романова, собранной в Мексике и в 1899 г. подаренной владельцем Санкт-Петербургскому археологическому институту; впоследствии коллекция была передана в Ленинградский институт лингвистических исследований, а оттуда в 1932 г. — в Эрмитаж. Инв. №447.
|
28. Наконечник стрелы листовидной формы. ^ Мексика. Обсидиан. Длина 5,4; ширина 1,7. Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 424.
|
29. Двусторонний скребок. ^ Мексика (?). Обсидиан. Длина 3,6; ширина 3,1. Пост.: см. №24. Инв. №ДМ 352.
|
30. Красностенный сосуд с желобчатым орнаментом в виде ромбов. ^ Долина Мехико. Архаическая культура. Глина, ангоб, лощение. Высота 20,5; окружность тулова 58. Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 341.
|
31. Красностенный сосуд сферической формы с концентрическими окружностями вокруг венчика. ^ Центральная Мексика Глина, ангоб, лощение. Высота 9,8; окружность тулова 41 Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 342
|
32. Статуэтка женщины с удлинёнными глазами. ^ Долина Мехико. Архаическая культура (тип Тлатилько) Подобные статуэтки женщин с доходящими до висков глазами, подчёркнутой грудью и широкими бёдрами находят в больших количествах в слоях архаической культуры долины Мехико. Вероятно, они использовались в погребальных ритуалах или церемониях, связанных с культом плодородия. Глина. Высота 6,3; ширина 3. Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г. Инв. №ДМ 308.
|
33. Статуэтка сидящего человека. ^
[Стр. 27] Статуэтка сидящего человека. Кат. №33.(Открыть Кат. 33 в новом окне)
Ольмеки (атрибуция Р.В. Кинжалова). У человека звероподобное лицо с низким лбом, приплюснутым широким носом, тяжёлой нижней челюстью и клыками, торчащими из оскаленного рта. Зрачки были когда-то сделаны из другого материала, сейчас утрачены. Подобные существа, изображения которых часто встречаются в искусстве ольмеков, считались детьми женщины и ягуара и получили в науке название младенцев-ягуаров. В правой руке человек-ягуар сжимает отрубленную голову в высоком уборе из перьев, с большими круглыми глазами. Статуэтка представляет собою, как полагает Р.В. Кинжалов, изображение ягуароподобного бога, сжимающего в руке голову побежденного им брата и соперника — пернатого змея (прообразы ацтекских богов Тескатлипока и Кецалькоатля). Тёмно-зелёный тальк. Высота 7,6; ширина 4. Пост. из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 238. Литература: Кинжалов Р.В. Ольмекская статуэтка Эрмитажа // СГЭ. 1954. №6. С. 30-31. Кинжалов Р.В. Скульптура змеи из собрания МАЭ // СМАЭ. 1981. Т. 37. С. 31-34.
|
34. Статуэтка стоящего человека. ^ Ольмеки-миштеки (атрибуция Р.В. Кинжалова). Тёмно-зелёный камень с чёрными вкраплениями. Высота 12; ширина 6. Поступила из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 237
|
35. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^ Ольмекоидный стиль Тёмно-зелёный камень. Высота 8,3; ширина 7. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 235
|
36. Терракотовая головка со щелевидными глазами. ^ Теотихуакан. Глина. Высота 4; ширина 4. Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 437
|
37. Терракотовая головка. ^ Теотихуакан. Глина. Высота 3; ширина 2,5. Происходит из коллекции В.А. Романова. Инв. №ДМ 390
|
38. Терракотовая головка. ^ Теотихуакан. Глина. Высота 2,5; ширина 2. Происходит из коллекции В.А. Романова. Инв. №ДМ 389
|
39. Верхняя часть терракотовой маски. ^ Теотихуакан. Глина, ангоб. Высота 9; ширина 8. Поступила в Эрмитаж из Санкт-Петербургского археологического института. Инв. №ДМ 297.
|
40. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^
[Стр. 28] Маска с рельефным изображением человеческого лица. Кат. №40.(Открыть Кат. 40 в новом окне)
Теотихуакан. Верхняя часть лба срезана, по-видимому, сверху к маске приклеплялся [прикреплялся] головной убор. Под правильными дугами бровей — удлинённые миндалевидные глаза с двумя пластинками из чёрного обсидиана, изображающими зрачки. Тонкий правильный нос с чуть раздувающимися крыльями, высокие скулы, впалые щеки, лёгкие складки, идущие от переносицы к уголкам губ, твёрдый, почти квадратный подбородок и полуоткрытый рот со слегка выпяченными губами делают лицо весьма выразительным. Такие черты лица типичны для масок и терракотовых головок из Теотихуакана (ср. №38, 39). Блестящие зрачки придают живость взгляду, а раздувающиеся ноздри и полуоткрытый рот создают ощущение того, что человек дышит. В узких ушах прямоугольной формы просверлены дырочки для серёг (вероятно, серьги были сделаны из другого материала). Подобные маски накладывались на лицо покойного во время погребальной церемонии или прикреплялись к деревянной статуе божества (именно для этой цели могли служить отверстия, просверленные на оборотной стороне маски). Серо-зелёный камень, пластинки из обсидиана. Высота 14,5; ширина 15. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 233. Литература: Кинжалов Р.В. Тольтекская маска // СГЭ. 1959. №15. С. 54-56.
|
41. Маска с рельефным изображением человеческого лица. ^
[Стр. 28] Маска с рельефным изображением человеческого лица. Кат. №41.(Открыть Кат. 41 в новом окне)
Мексика. Эпоха ацтеков (атрибуция Р.В. Кинжалова). Узкие, очевидно, закрытые глаза-щёлочки (левый вырезан гораздо глубже, чем правый), очень длинный, тонкий заострённый на конце нос с чётко обозначенными крыльями и ноздрями, которые можно увидеть только если маска находится в горизонтальном положении, заставляют думать, что мастер вырезал лицо лежащего человека с тем расчётом, что смотреть на него будут сверху. Глубокие глазные впадины, заострившийся нос и мертвенно-бледный цвет камня придают маске сходство с обликом мертвеца. Между губами узкого прямоугольного рта видна полоска верхних зубов, в верхней части прямоугольных ушей просверлены небольшие отверстия, вероятно для того, чтобы маску легче было привязать (дырочки для серёг, скорее всего, были бы расположены ближе к мочке уха); оборотная сторона чуть вогнута, возможно для того, чтобы маска плотнее прилегала к лицу покойного. Как полагает Р.В. Кинжалов, маска изображает человека, побывавшего в загробном мире, взглянувшего на него «одним глазом» и каким-либо образом вернувшегося оттуда. Маска носит черты культуры мескала, развивавшейся в первом тысячелетии до н.э. в бассейне реки Мескала, на территории современного штата Герреро (Мексика). Алебастр. Высота 18; ширина 15. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 234. Литература: Кинжалов Р.В. Древнемексиканская алебастровая маска // СМАЭ. 1964. Т. 22. С. 250-253.
|
42. Статуэтка богини. ^
[Стр. 27] Статуэтка богини. Кат. №42.(Открыть Кат. 42 в новом окне)
Ацтеки. Богиня сидит поджав ноги, отчётливо изображены босые ступни её неестественно изогнутых ног (не пятками, а носками вместе). Руки лежат на коленях. Лицо — мягких очертаний, с полными хорошо моделированными губами полуоткрытого рта, между которыми видна полоска зубов. Нос повреждён. На богине — завязанная на затылке головная повязка с рельефным орнаментом и накидка типа «пончо», которая, возможно, первоначально была окрашена в красный цвет. Статуя представляет собою изображение ацтекской богини текущей воды Чальчиуитликуэ, сестры богов дождя и жены бога влаги и плодородия Тлалока. Этой богине были подвластны реки и источники, движение дождя и наводнения. Серый камень. Высота 26,6; окружность статуи 48. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 240. Литература: Кинжалов Р.В. Статуэтка «богини в изумрудной одежде» // СГЭ. 1956. №9. С. 51-52.
|
43. Красностенная чаша на трёх плоских ножках. ^ Ацтеки. Внутренняя (лощеная) и внешняя поверхности чаши украшены чёрным геометрическим орнаментом. Дно с внутренней стороны покрыто сеткой из нанесённых на сырую глину врезов: вероятно, чаша служила тёркой. Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 7,5; диаметр 16,8. Происходит из коллекции В.А. Романова. Инв. №ДМ 338.
|
44. Красностенная чаша на трёх полых ножках. ^ Миштеки (атрибуция Р.В. Кинжалова). На внутренней поверхности чаши сохранились следы чёрного геометрического орнамента. Дно покрыто решёткой из беспорядочно нанесенных врезов. Внутри заключен какой-то предмет и, если чашу потрясти, она издает звук, похожий на шум погремушки. Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 9,6; диаметр 17 Происходит из коллекции В.А. Романова. См. №27. Инв. №ДМ 343.
|
45. Плоская фигурка обнажённой женщины. ^
[Стр. 29] Плоская фигурка обнажённой женщины. Кат. №45.(Открыть Кат. 45 в новом окне)
Западные культуры (Колима). Глина, следы ангоба и лощения. Высота 17,7; ширина плеч 8. Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г. Инв. №ДМ 311.
|
46. Статуэтка собачки. ^ Западные культуры. В западных культурах собаке отводилась важная роль в заупокойном культе, поэтому статуэтки, изображающие это животное, очень часто встречаются в погребениях. Глина, следы ангоба. Длина 6,8; высота 3,5. Дар X. Лопеса Портильи Эрмитажу в 1965 г. Инв. №ДМ 316.
|
47. Скульптурная головка. ^ Западные культуры (атрибуция Р.В. Кинжалова). Головка, возможно, была украшением сосуда. Глина, ангоб, лощение. Высота 10,5; окружность 23,5. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №5504
|
48. Статуэтка животного, стоящего на задних лапах. ^ Мескалоидная культура, штат Герреро (атрибуция Р.В. Кинжалова). Серо-зелёный камень. Высота 11; окружность головы 13. Происходит из коллекции Строгановых. Инв. №ДМ 236.
|
49. Полихромный сосуд с геометрическим орнаментом. ^
[Стр. 29] Полихромный сосуд с геометрическим орнаментом. Кат. №49.(Открыть Кат. 49 в новом окне)
Северная Мексика (?). Выполнен в древних традициях. Орнамент расположен двумя широкими лентами из повторяющихся элементов, одна из которых опоясывает полусферическое тулово сосуда, другая — широкое горло. Тёмно-коричневая полоса разделяет две зоны орнамента, подчёркивая тем самым и переход от тулова к горлу. Небольшая выемка на дне сосуда способствует его устойчивости. Глина, ангоб. Высота 23; диаметр горла 16. Сосуд был привезён В.Ф. Левинсоном-Лессингом из Центральной Америки в 1913 г. Инв. №ДМ 455.
|
50. Бубенец в виде фигурки воина. ^
[Стр. 30] Бубенец в виде фигурки воина. Кат. №50.(Открыть Кат. 50 в новом окне)
Ацтеки. Туловище грушевидной формы, заключающее в себе погремушку, увенчано человеческой головой в шлеме-маске хищной птицы, надетой так, что лицо воина выглядывает между двумя половинками широко раскрытого клюва. В тоненьких руках воина — украшенный пучком перьев жезл, три дротика и небольшой щит. На нижнем, широком, конце грушевидного тулова — маленькие птичьи лапки. Верхняя часть фигурки заключена в прямоугольную рамку, выполненную в технике ложной филиграни. Прикреплённые к рукам воина орлиные крылья изображены в той же технике. На затылке — две массивные петли для подвешивания. Бубенец, возможно, использовался как нагрудное украшение членов объединения «воинов-орлов», к которому принадлежали представители многих знатных ацтекских семей. Эрмитажный бубенец — один из очень немногих сохранившихся до наших дней памятников ацтекской, и вообще мексиканской, торевтики. Причины этого, вероятно, следует видеть не только в стремлении конкистадоров захватить (а затем пустить в переплавку) как можно больше золотых изделий, но и в том обстоятельстве, что обработка золота в Мексике была освоена только к концу первого тысячелетия н.э. (в отличие от Южной Америки, где найдены золотые украшения, относящиеся к первому тысячелетию до н.э.). Золото. Высота 9; ширина рамки 7,4. Поступил в Эрмитаж через контору «Антиквариат» в 1935 г. Инв. №ДМ 321. Литература: Кинжалов Р.В. Ацтекское золотое нагрудное украшение // СМАЭ. Т. 19. 1960. С. 206-220; Mexico-Splendors of Thirty Centuries. Catalogue of the Exhibition, Held at the Metropolitan Museum of Art, New York. Boston. 1990. P. 229-231; Soustelle J. Mexico. Cleveland, New York. 1967. Fig. 136.
|
51. Чёрная чаша, покрытая имитирующим плетение рельефом. ^ Пуэбло. Глина, лощение. Высота 11; диаметр 21. №51-64 поступили в Эрмитаж из музея Пенсильванского университета (США) в 1934 г. Инв. №ДМ 266.
|
52. Чёрный сосуд, покрытый имитирующим плетение рельефом. ^ Пуэбло. Рисунок «плетения» на венчике сосуда и его тулове различается. Глина. Высота 17,5; окружность тулова 70,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 258.
|
53. Светлая чаша с геометрическим орнаментом. ^ Пуэбло. Внутренняя поверхность чаши расписана бегущим по кругу зигзагообразным орнаментом, состоящим из чередующихся бежевых и коричневых элементов. Снаружи чаша не расписана, лишь с одной стороны чёрной краской нанесены контуры какой-то геометрической фигуры. Пространство внутри контура заполнено коричневой краской. Глина, ангоб, чёрная и коричневая краска, лощение. Высота 10; диаметр 20,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 270.
|
54. Сосуд, покрытый имитирующим плетение орнаментом. ^ Пуэбло. Поверхность округлого тулова сплошь покрыта зигзагообразным бегущим в горизонтальном направлении орнаментом, состоящим из чередования тёмных и светлых элементов. Возможно, этот орнамент имитирует плетение, так как чередование тёмных и светлых полос травы было характерно и для плетёной утвари. Горло сосуда покрыто тёмным орнаментом. Глина, ангоб, тёмная краска. Высота 12,5; окружность тулова 42,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 265.
|
55. Сосуд сферической формы с двумя маленькими ручками-ушками. ^ Пуэбло. Тулово сосуда украшено чёрным геометрическим орнаментом из треугольных фигур, поочередно обращённых вершинами вверх и вниз; вокруг горла чёрной краской проведены концентрические линии. Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 16; окружность тулова 59. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 274.
|
[Стр. 31] Черпаки. Кат. №56, 57.(Открыть Кат. 56-57 в новом окне) |
56. Черпак с длинной полой ручкой. ^ Пуэбло. Внутренняя поверхность черпака украшена тремя изображениями одной и той же зигзагообразной фигуры, верхняя поверхность ручки — орнаментом в виде решётки. Глина, ангоб, чёрная краска. Длина 29; окружность черпака 36,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 272.
|
57. Черпачок с желобком на ручке. ^ Пуэбло. Внутренняя сторона черпачка украшена геометрически» орнаментом, на внешней стороне начерчен лишь один знак. Глина, ангоб, чёрная краска. Длина 17; окружность черпачка 23. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 273.
|
[Стр. 31] Кувшины. Кат. №58-61.(Открыть Кат. 58-61 в новом окне) |
58. Кувшин с шаровидным туловом. ^ Пуэбло. Поверхность тулова покрыта чёрным геометрическим орнаментом, чёрные полосы украшают и горло кувшина. Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 14; окружность тулова 48. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 275.
|
59. Кувшин с туловом в форме полусферы. ^ Пуэбло. Тулово и широкое сужающееся кверху горло украшены зигзагообразным орнаментом чёрного цвета. Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 12; окружность тулова 39. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 276.
|
60. Кувшин с овальным туловом. ^ Пуэбло. Тулово покрыто состоящим из одних и тех же повторяющихся элементов геометрическим орнаментом чёрного цвета. Чёрные полосы украшают венчик и расположенную сбоку ручку кувшина. Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 9; окружность тулова 26. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 277.
|
61. Кувшинчик с шаровидным туловом. ^ Пуэбло. Тулово украшено узором-ёлочкой, горло и ручка — зигзагообразными линиями. Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 5,5; окружность тулова 15,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 278.
|
62. Красностенная чаша с вогнутыми краями. ^ Пуэбло. Внутренняя поверхность чаши расписана по кругу орнаментом из геометрических фигур. На внешней стороне чаши изображена трижды повторяющаяся геометрическая фигура. Глина, ангоб, чёрная краска, лощение. Высота 9; диаметр 20,8. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 269.
|
63. Красностенный сосуд в форме тыквы. ^ Пуэбло. Тулово сосуда украшено геометрическим орнаментом чёрного цвета. Глина, ангоб, чёрная краска. Высота 9,5; окружность тулова 44,5. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 264.
|
64. Светлая чаша с расписным дном. ^
[Стр. 30] Светлая чаша с расписным дном. Кат. №64.(Открыть Кат. 64 в новом окне)
Пуэбло. В очерченном коричневой краской круге на дне чаши изображена строгая композиция из двух соединенных вершинами треугольников, покрытых геометрическим узором, и двух простых крестов между ними. На внешнем борту чаши изображена загадочная геометрическая фигура, одна половина которой является зеркальным отражением другой. Техника росписи более высокая, чем в прочих образцах керамики пуэбло, представленных на выставке. Глина, ангоб, коричневая и чёрная краска, лощение. Высота 8,5; диаметр 23. Пост.: см. №51. Инв. №ДМ 262.
|
65. Чаша овальной формы с рельефными изображениями. ^
[Стр. 32] Чаша овальной формы с рельефными изображениями. Кат. №65.(Открыть Кат. 65 в новом окне)
Хайда. XVIII в. (атрибуция Р.В. Кинжалова). С внешней стороны чаши на обоих концах овала вырезаны скульптурные головы животного и хищной птицы (?), причём вторая, меньшая по размеру, голова изображена «вверх ногами». Боковые пространства заполнены схематичными рельефными изображениями, одинаковыми с обеих сторон. При небольших размерах чаша довольно тяжёлая и, следовательно, неудобна в быту Это обстоятельство и высокое качество сложной резьбы заставляет видеть в ней предмет ритуального назначения. Народы, жившие на севере Америки (тлинкиты, хайда и другие), мастерски владели искусством резьбы по дереву, кости и камню. Древние традиции сохранялись, как можно видеть на примере эрмитажной чаши, на протяжении многих веков после завоевания Америки. Чёрный камень. Высота 6,5; окружность чаши 39. Собрание Эрмитажа, время поступления неизвестно. Инв. №ДМ 282.
|
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление каталога