главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Р.В. КинжаловОльмекская статуэтка Эрмитажа.// СГЭ. [Вып.] VI. Л.: «Искусство». 1954. С. 30-31.
Одним из наиболее интересных памятников в собрании мексиканских древностей Эрмитажа является небольшая статуэтка (выс. 7,5 см) из тёмнозелёного талька, происходящая из коллекции Строгановых, куда она поступила от мексиканиста Э. Бобана. Статуэтка изображает полного, сидящего с поджатыми ногами, человека в сложном головном уборе и накидке в виде короткого плаща. Левая рука опущена вдоль туловища, правая прижата к груди и держит какой-то предмет, напоминающий голову человека или зверя. Голова статуэтки очень массивна, с полными одутловатыми щеками. Лоб почти закрыт головным убором, большие глаза под тяжёлыми надбровными дугами были некогда инкрустированы. Нос узкий и вдавленный в переносице, затем сильно расширяется и сливается с приподнятой верхней губой; рот полуоткрыт, в середине его видны два больших клыка. Задняя сторона статуэтки представляет собой почти плоскую поверхность: на неё нанесены лишь линии, изображающие головной убор в виде широкого венца и повязку.
Ольмекская статуэтка.
До самого последнего времени эрмитажная статуэтка оставалась одинокой среди других памятников и связать её с искусством какого-либо определённого народа древней Мексики не удавалось. Но за последние годы археологическими раскопками в южной Мексике обнаружен ряд поселений (Серро де лас Месас, Трес Сапотес и др., с главным центром Ла Вента) дотоле неизвестной ольмекской культуры, 1 [1] памятники которой содержат многие аналогии нашей статуэтке.
Для целого ряда их характерно изображение стоящих или сидящих со скрещёнными ногами человекоподобных существ, с непропорциональным пухлым телом, короткими руками и ногами. Они изображаются обычно или обнажёнными, или в простой набедренной повязке, или в короткой юбке, украшенной спереди орнаментом. Голова у этих существ продолговатая, грушевидная, с маленьким расплюснутым книзу носом, жирной шеей, тяжёлыми щеками и выдающимся подбородком. Их миндалевидные глаза под нависающими тяжёлыми веками напоминают монгольский тип. Наиболее характерной чертой этих фигур, однако, является большой рот с опущенными уголками и с толстой верхней губой, подобранной кверху, напоминая оскал рычащего ягуара
Эти фигуры, повидимому, изображают какое-то ольмекское божество, связанное с ягуаром Известно, что и после испанского завоевания у индейцев Теуантепека имелся настоящий культ ягуара. Хронисты 1 [2] сообщают, что многие индейские роды вели своё происхождение от ягуаров и что существовали ритуальные союзы, члены которых носили названия «ягуаров».
Эрмитажная статуэтка обладает всеми отличительными признаками, имеющимися у изображений этого ольмекского божества. Трактовка тела и головы, своеобразные очертания рта нашей статуэтки полностью совпадают с трактовкой их на ольмекских памятниках как крупной, так и мелкой пластики из Трес Сапотес и других поселений. Наиболее близкими стилистически к эрмитажной статуэтке, однако, являются памятники Ла Венты и, в частности, одна большая статуя, находящаяся в настоящее время в Вильяэрмосе. Здесь в ряде случаев можно отметить даже и полное совпадение деталей, начиная от сидячей позы и одежды и кончая тем же положением рук, держащих также какой-то неопределённый предмет. 1 [3]
Всё сказанное, нам кажется, позволяет прийти к заключению, что эрмитажная статуэтка принадлежит к кругу ольмекских памятников и стилистически более всего близка к произведениям периода Ла Венты, датирующегося V веком до н.э. — III веком н.э. Последнее является особенно интересным, так как во всех музейных собраниях Европы, насколько нам известно, нет ни одного памятника, который мог бы с большей или меньшей степенью достоверности быть отнесён к памятникам ольмекского искусства и, тем более, к памятникам классического периода Ла Венты.
[1] 1 Подробный обзор результатов раскопок и сообщений хронистов об ольмеках см. в моей статье «Археологическое изучение Мексики за последние годы» в книге Дж. Вайяна «История ацтеков», М.: 1949, стр. 224-228. Основное время расцвета ольмекской культуры падает на период V в. до н.э. — IX в. н.э.[2] 1 Б. Саахун, кн. XI, стр. 147-149, 268; Бургоа, гл. XXV, стр. 399.[3] 1 F. Blom and О. La Farge, Tribes and Temples. New Orleans, 1927, т. 1, стр. 89, рис. 79-80.
наверх |