[ каталог выставки ]
Восточный художественный металл
из Среднего Приобья. Новые находки.
/ Каталог временной выставки. К 70-летию отдела Востока.
// Л.: Государственный Эрмитаж. 1991. 44 с.
Составители:
М.Г. Крамаровский (Эрмитаж),
Н.В. Фёдорова (Уральский университет).
Аннотации: Н.В. Фёдорова (№1-22), М.Г. Крамаровский (№23).
Научная редакция — М.Г. Крамаровский, Б.И. Маршак.
Содержание (в издании нет)
H.В. Фёдорова. Художественный металл Волжской Болгарии. — 5
M.Г. Крамаровский. Новые находки золотоордынского серебра из Приобья. Северо-китайские и исламские черты в торевтике 13-14 вв. — 11
Каталог [1-23]. — 21
[ Иллюстрации ]. — 29
[ Предисловие. ] ^
Выставка знакомит посетителей Эрмитажа с новыми находками восточного металла из Среднего Приобья. Все вещи найдены в одном районе — урочище Сайгатино близ Сургута — и относятся к привозным, пришедшим к обским уграм в 9-14 вв. с юга — из Восточного Ирана, и с запада — из Прикамья, Волжской Болгарии и степной части Золотой Орды. Самая ранняя по времени — группа иранских бронзовых чаш 9-11 вв.; одна чаша (кат. 21), возможно, датируется 8-9 вв. К периоду доболгарской государственности (до 10 в.) относится и гроздьевидная височная подвеска (кат. 7) из серии уже известных по Редикорскому кладу 1908 г. в Прикамье. [1]
Находки 12-14 вв. из Волжской Болгарии представлены в основном ювелирными украшениями. Это не только наиболее многочисленная, но и наиболее ценная в художественном отношении часть импорта. Вместе с уже известными в науке материалами, новые памятники болгарского серебра демонстрируют важное историческое качество — стабильность связей Волжско-Камского региона с Приобьем на протяжении нескольких столетий, начиная с 8-9 вв. Как это часто бывает, большинство находок болгарского серебра сделано за пределами Волжской Болгарии. Их роль не ограничивается тем большим значением, которое придавалось произведениям болгарских торевтов и ювелиров в жизни местного приобского населения. Как первоисточник, болгарские находки из Приобья дают бесценную возможность реконструировать художественную жизнь одного из значительных исламских тюркских народов Восточной Европы.
В литературе уже обращалось внимание на роль иранских прототипов в формировании декора прикамской парадной посуды 10 в. (в том числе и известного блюда с изображением сцены шествия охотника (?) за восседающей на спине оленя (?) птицей в Особой кладовой Востока). [2] Хочется выделить значение иранской художественной традиции в формировании одного из самых впечатляющих достижений болгарских торевтов — черни по серебру. Об этом нам ещё раз напоминают украшения с изображением льва (кат. 13). Четыре накладки, созданные в 12 — начале 13 вв., заставляют вспомнить об иранских поясных наборах 11 в. из с. Мышеловка в Поднепровье [3] и, конечно, кладе 11-12 вв. из Западного Ирана в Нихавенде (Британский музей). [4] Едва ли можно сомневаться, что в 12-13 вв. болгарская школа среброделия, широко использующая чернь, оказалась связующим звеном в эстафете традиций от иранского — к среброделию Древней Руси. Золотоордынские находки — один из наименее известных и потому несколько неожиданный компонент в восточном серебре Приобья.
(3/4)
Строго говоря, шесть золотоордынских чаш могут быть отнесены к импорту с известной оговоркой, поскольку районы Среднего Приобья со второй половины 13 в. находились под контролем джучидов из дома внука Чингис-хана Бату, возглавившего западный поход монголов 1234 г.
Хочется надеяться, что посетители музея смогут по достоинству оценить не только мастерство средневековых торевтов и ювелиров, но и труд археологов, открывших для нас замечательные памятники культуры столь отдалённых друг от друга, но объединённых взаимными обменами народов. Все материалы, представленные на выставке, в том числе и подаренная Эрмитажу чаша (кат. 23), обнаружены коллективом археологов Уральского университета (рук. Л.М. Терехова), которым авторы каталога выражают искренную признательность и благодарность.
М.Г. Крамаровский
[4] Allan James W. Nishapur: Metalwork of the Early Islamic Period. New York: Metropolitan Museum of Art. 1982. P. 28-30. Nos. 6-38.
|