главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ каталог выставки ]

Восточный художественный металл
из Среднего Приобья. Новые находки.

/ Каталог временной выставки. К 70-летию отдела Востока.

// Л.: Государственный Эрмитаж. 1991. 44 с.

 

Составители:
М.Г. Крамаровский (Эрмитаж),
Н.В. Фёдорова (Уральский университет).

Аннотации: Н.В. Фёдорова (№1-22), М.Г. Крамаровский (№23).

Научная редакция — М.Г. Крамаровский, Б.И. Маршак.

 

Содержание (в издании нет)

 

М.Г. Крамаровский. Предисловие ]. — 3

 

H.В. Фёдорова. Художественный металл Волжской Болгарии. — 5

M.Г. Крамаровский. Новые находки золотоордынского серебра из Приобья. Северо-китайские и исламские черты в торевтике 13-14 вв. — 11

 

Каталог [1-23]. — 21

Иллюстрации ]. — 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предисловие. ]   ^

 

Выставка знакомит посетителей Эрмитажа с новыми находками восточного металла из Среднего Приобья. Все вещи найдены в одном районе — урочище Сайгатино близ Сургута — и относятся к привозным, пришедшим к обским уграм в 9-14 вв. с юга — из Восточного Ирана, и с запада — из Прикамья, Волжской Болгарии и степной части Золотой Орды. Самая ранняя по времени — группа иранских бронзовых чаш 9-11 вв.; одна чаша (кат. 21), возможно, датируется 8-9 вв. К периоду доболгарской государственности (до 10 в.) относится и гроздьевидная височная подвеска (кат. 7) из серии уже известных по Редикорскому кладу 1908 г. в Прикамье. [1]

 

Находки 12-14 вв. из Волжской Болгарии представлены в основном ювелирными украшениями. Это не только наиболее многочисленная, но и наиболее ценная в художественном отношении часть импорта. Вместе с уже известными в науке материалами, новые памятники болгарского серебра демонстрируют важное историческое качество — стабильность связей Волжско-Камского региона с Приобьем на протяжении нескольких столетий, начиная с 8-9 вв. Как это часто бывает, большинство находок болгарского серебра сделано за пределами Волжской Болгарии. Их роль не ограничивается тем большим значением, которое придавалось произведениям болгарских торевтов и ювелиров в жизни местного приобского населения. Как первоисточник, болгарские находки из Приобья дают бесценную возможность реконструировать художественную жизнь одного из значительных исламских тюркских народов Восточной Европы.

 

В литературе уже обращалось внимание на роль иранских прототипов в формировании декора прикамской парадной посуды 10 в. (в том числе и известного блюда с изображением сцены шествия охотника (?) за восседающей на спине оленя (?) птицей в Особой кладовой Востока). [2] Хочется выделить значение иранской художественной традиции в формировании одного из самых впечатляющих достижений болгарских торевтов — черни по серебру. Об этом нам ещё раз напоминают украшения с изображением льва (кат. 13). Четыре накладки, созданные в 12 — начале 13 вв., заставляют вспомнить об иранских поясных наборах 11 в. из с. Мышеловка в Поднепровье [3] и, конечно, кладе 11-12 вв. из Западного Ирана в Нихавенде (Британский музей). [4] Едва ли можно сомневаться, что в 12-13 вв. болгарская школа среброделия, широко использующая чернь, оказалась связующим звеном в эстафете традиций от иранского — к среброделию Древней Руси. Золотоордынские находки — один из наименее известных и потому несколько неожиданный компонент в восточном серебре Приобья.

(3/4)

Строго говоря, шесть золотоордынских чаш могут быть отнесены к импорту с известной оговоркой, поскольку районы Среднего Приобья со второй половины 13 в. находились под контролем джучидов из дома внука Чингис-хана Бату, возглавившего западный поход монголов 1234 г.

 

Хочется надеяться, что посетители музея смогут по достоинству оценить не только мастерство средневековых торевтов и ювелиров, но и труд археологов, открывших для нас замечательные памятники культуры столь отдалённых друг от друга, но объединённых взаимными обменами народов. Все материалы, представленные на выставке, в том числе и подаренная Эрмитажу чаша (кат. 23), обнаружены коллективом археологов Уральского университета (рук. Л.М. Терехова), которым авторы каталога выражают искренную признательность и благодарность.

 

М.Г. Крамаровский

 


 

[1] Голдина Р.М. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985. С. 21. №216. Интересующие нас подвески датируются 9 в.

[2] Marschak Boris. Silberschatze des Orients. Metallkunst des 3.-13. Jahrhunderts und ihre Kontinuität. Leipzig, 1986. S. 100, Abb. 124, 125.

[3] Даркевич В.П. Художественный металл Востока 8-13 вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М., 1976. С. 54, 115, табл. 40, 41.

[4] Allan James W. Nishapur: Metalwork of the Early Islamic Period. New York: Metropolitan Museum of Art. 1982. P. 28-30. Nos. 6-38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки