● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Итоги работ археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Л.: 1989. [ сборник ]

Итоги работ археологических экспедиций
Государственного Эрмитажа.

// Л.: Гос.Эрмитаж. 1989. 208 с.
[Археологические экспедиции Государственного Эрмитажа. / Сборники]

Науч.ред. Г.И. Смирнова.

 

На обложке: раскопки экспедиций Эрмитажа:
Нимфей, Херсонес, Келермесс, Бахчисарай, Пенджикент.

Содержание

 

Из истории археологических экспедиций Эрмитажа
[Н.Л. Грач, Б.И. Маршак, М.Б. Щукин]. — 3

 

A.М. Микляев, Б.С. Короткевич, А.Н. Мазуркевич. Результаты археологических исследований на юге Псковской и севере Смоленской областей в 1962-1987 годах. — 9

Г.И. Смирнова. Культурно-исторические процессы в Прикарпатье в конце II — первой половине I тысячелетия до н.э. по материалам Западно-Украинской экспедиции. — 19

Я.В. Доманский, Ю.Г. Виноградов, С.Л. Соловьёв. Основные результаты работ Березанской экспедиции. — 33

Н.Л. Грач. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за 1973-1987 гг.). — 61

Н.Г. Горбунова. К вопросу о древних скотоводах Южной Ферганы. — 80

К.В. Каспарова. Припятское Полесье на рубеже эр (по материалам Белорусско-Полесской экспедиции). — 89

М.Б. Щукин. Семь сезонов Славяно-сарматской экспедиции. — 103

Б.И. Маршак. Боги, демоны и герои пенджикентской живописи. — 115

Г.Л. Семёнов. Согдийский город в раннем средневековье: формирование плана. — 128

М.Г. Крамаровский. Солхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в XIII-XIV вв. — 141

B. Г. Шкода. Особенности согдийского зороастризма в свете археологии. — 158

Ю.П. Калашник. Средневековый дом в XX квартале Херсонеса (раскопки 1982-1988 гг.). — 165

В.Д. Белецкий. Псковская экспедиция Эрмитажа (к итогам раскопок 1954-1987 гг.). — 188

 

Список сокращений. — 206

 


 

Из истории археологических экспедиций Эрмитажа.   ^

 

Эрмитаж — это не только один из самых больших музеев истории мировой культуры, не только всемирно известная картинная галерея, это и крупнейший научный центр, в том числе и такой науки как археология. И вряд ли делом случая является тот факт, что многие годы его возглавляли или археологи, или люди, самым тесным образом к археологии причастные. Первым директором Эрмитажа стал в 1863 г. С.А. Гедеонов, заведующий Археологической комиссией в Риме и автор труда «Варяги и Русь». Второй директор А.А. Васильчиков был одновременно и председателем Археологической комиссии в Петербурге. Много внимания уделял археологии И.А. Орбели, и последние 38 лет во главе Эрмитажа стоят археологи — М.И. Артамонов и Б.Б. Пиотровский.

 

Находки из археологических раскопок стали поступать в Эрмитаж с 1830 г., основу его Отдела древностей составили комплексы знаменитых скифских курганов — Куль-Оба, Чертомлык, Солоха и др. Когда в 1859 г. была создана Археологическая комиссия, она заседала в стенах Эрмитажа. Многие сотрудники музея были и членами этой комиссии, и возникшей на её основе в 1919 г. Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК). Археология, таким образом, имеет в Эрмитаже давние традиции, является неотъемлемой частью его деятельности и как музея, и как научного центра. Оставим пока в стороне те аспекты научной деятельности эрмитажных археологов, которые связаны с научной обработкой коллекций, их экспонированием и т.д. Сосредоточимся на полевой, экспедиционной работе.

 

Если до 1930-х гг. раскопочная деятельность Эрмитажа была неразрывно связана с деятельностью экспедиций Археологической комиссии и ГАИМК, то после преобразования в 1930-1931 гг. Отдела древностей Эрмитажа в ряд отделов и превращения ГАИМК в Институт истории материальной культуры с центром в Москве, в Эрмитаже стали создаваться свои собственные экспедиции. Можно наметить шесть основных направлений, по которым они работали.

 

1. Целый ряд экспедиций начал работать на Кавказе — по обе стороны Кавказского хребта — Моздокская под руководством Б.Б. Пиотровского исследовала погребения раннескифского времени на Кавказе; Кубанская, совместная с Краснодарским краевым музеем, вела раскопки Усть-Лабинского могильника, в ней от Эрмитажа работала А.П. Манцевич. В 1938 г. Колхидская экспедиция во главе с А.А. Иессеном провела исследования поселения эпохи бронзы у с. Квелони. Раскопки Анберда в Армении позволили И.А. Орбели дать яркую характеристику феодального замка армянского средневековья.

(3/4)

 

А послевоенные многолетние работы Б.Б. Пиотровского в Кармир-Блуре дали несравненно более полное, чем ранее, представление об Урартском царстве — древнейшем государстве на территории СССР. В составе Кармир-Блурской экспедиции действовал и палеолитический отряд М.З. Паничкиной, ставший затем самостоятельной Армянской экспедицией. В 1954 г. работы Эрмитажа в Закавказье прекратились, но в 1957 г. возобновились полевые исследования на Северном Кавказе. Ряд памятников энеолитического времени, в том числе крепость Мешоко в течение семи сезонов исследовала Северо-Кавказская экспедиция А.Д. Столяра.

 

Теперь работы на Северном Кавказе продолжает А.А. Иерусалимская, раскопки которой в Мощевой Балке дали новые материалы для познания эпохи раннего средневековья и изучения торговли по Шёлковому пути, а в 1980 г. по инициативе Б.Б. Пиотровского была создана Келермесская экспедиция (Л.К. Галанина, А.Ю. Алексеев, Ю.Ю. Пиотровский), исследующая как знаменитые Келермесские курганы скифского времени, материалы которых из раскопок 1903-1904 гг. хранятся в Эрмитаже, так и грунтовой меотский могильник VII-VI вв., и захоронения эпохи бронзы.

 

2. Сибирские древности стали объектом исследования эрмитажных экспедиций в 1935-1937 гг. Бийская экспедиция Г.П. Сосновского раскапывала неолитические стоянки и могильник афанасьевской культуры на Алтае, а Красноярская под руководством М.М. Герасимова доставила из Минусинских степей каменные статуи окуневской культуры. В 1939 г. начала работы Алтайская экспедиция М.П. Грязнова с широким спектром интересов, изучались курганы разных эпох от ранних кочевников до позднего средневековья.

 

Сразу после войны эта экспедиция возобновила свою деятельность. В 1946-1954 гг. совместно с Горно-Алтайской и Верхне-Обской экспедициями ИИМК исследовались разновременные памятники на Оби и были раскопаны знаменитые Пазырыкские, Башадарские и Туэктинские курганы на Алтае, находки из которых — гордость археологической коллекции Эрмитажа.

 

В 1960-1970-е гг. небольшие работы на Алтае проводил С.С. Сорокин, раскопавший, в частности, ряд «малых» курганов в Пазырыке, а ныне исследования в этом направлении возобновлены созданием Горно-Алтайской экспедиции Л.С. Марсадолова.

 

3. Проблемами греческой колонизации Северного Причерноморья, изучением жизни греческих городов занимаются три экспедиции отдела античного мира.

 

Раскопки боспорского города Нимфея впервые были начаты в 1939 г. под руководством М.М. Худяка. За 20 лет раскопок, проводившихся с перерывом в четыре года во время Отечест-

(4/5)

венной войны, были получены большие результаты: открыты крепостные стены, жилые дома, улицы, производственные мастерские, святилища, а также найден обильный вещественный материал. Все это позволило исследователю установить хронологические рамки существования города, воспроизвести в основных чертах его облик и историю.

 

В 1960-1964 гг. работы М.М. Худяка были продолжены В.М. Скудновой, а с 1966 г. по настоящее время — Н.Л. Грач.

 

Херсонесская экспедиция работает в ряду других по изучению античного города Херсонеса с 1947 г. Возглавивший её Г.Д. Белов продолжил исследования северного района древнего города, начатые им ещё в 1931 г., в бытность его сотрудником Херсонесского музея. Планомерными раскопками экспедиции добыты богатые материалы, служащие источником для изучения архитектуры, производственной деятельности, культуры и быта херсонесцев на всех этапах истории города. Г.Д. Белов открыл жилые и производственные комплексы эллинистического и римского времени, в частности, так называемый дом Аполлония III-II вв. до н.э. и дом с красильной мастерской того же времени, усадьбу винодела и мастерскую стеклодела II-IV вв. н.э. Велик также вклад Г.Д. Белова в изучение средневекового Херсонеса — им исследованы жилые дома, храмы, производственные мастерские.

 

С 1957 [1979] г. экспедицией руководит Ю.П. Калашник. Планомерно, последовательно исследуется один небольшой участок древнего Херсонеса-Херсона. Поскольку античные слои города перекрыты средневековыми, то на последних и сосредоточено пока основное внимание экспедиции.

 

Березанская экспедиция была организована в 1962 г. К.С. Горбуновой. С 1973 по 1980 гг. её возглавляла Л.В. Копейкина, а с 1982 г. по настоящее время ведёт Я.В. Доманский. На острове Березань экспедиция исследует самое раннее античное поселение в Северном Причерноморье. Изучение этого памятника даёт ключи к решению важнейших проблем и вопросов, связанных с историей греческой колонизации данного региона. С 1967 г. периодически наряду с поселением исследуется некрополь. За годы раскопок накоплен огромный материал, позволивший определить политический статус поселения, его экономические контакты с центрами метрополии и Ольвией, время существования и те изменения, которые происходили на протяжении столетий.

 

4. Достаточно давнюю традицию имеет в Эрмитаже и среднеазиатская археология. Ещё в довоенные годы А.Ю. Якубовский поставил вопрос о специфике средневековых городов Средней Азии и предложил решать эти вопросы с помощью раскопок. Он же провёл и первые обследования самого восточного и самого западного городов древнего Согда: Пенджикента и Пайкенда. С 1946 г. совместно с Академией наук ведутся работы

(5/6)

в Пенджикенте, следуя сформулированному А.Ю. Якубовским принципу — не только вести раскопки в городе, но раскапывать город, то есть стремиться восстановить картину жизни города в полном объёме. И теперь, благодаря почти наполовину раскрытому древнему Пенджикенту, мы знаем раннесредневековый Согд много лучше, чем все соседние с ним земли. Появилась возможность, опираясь на это уникальное городище и привлекая материалы других памятников, судить о процессе возникновения восточных городов, об основных этапах их роста.

 

На решение этой же проблемы направлены и возобновленные недавно Г.Л. Семёновым раскопки в Пайкенде и изучение остатков города, находящегося далеко от Средней Азии, лежащего на стыке двух миров — Средиземноморья и Евразийских степей, но тоже восточного по своему характеру, с его синкретической культурой и разнородным населением. Это один из городов Золотой Орды — Солхат (Старый Крым), раскопки которого с 1978 г. ведёт М.Г. Крамаровский. Эти исследования по тематике и материалу непосредственно смыкаются и с изучением Ю.П. Калашником слоев средневекового Херсонеса.

 

Среднеазиатская археология Эрмитажа не ограничивается раскопками городов. Огромное значение имеет изучение памятников древних кочевников, начатое ещё в довоенные годы М.П. Грязновым и А.Н. Бернштамом. Много внимания проблеме соотношения культур кочевников и земледельцев в Фергане с VI в. до н.э. по VII в. н.э. уделяла Ферганская экспедиция Н.Г. Горбуновой, действовавшая с 1959 по 1987 гг. Одновременно изучались самые разнообразные памятники — сельские поселения, небольшие крепости, усадьбы, могильники от эпохи бронзы до раннего средневековья. Составлялась археологическая карта, отдельный отряд вёл поиски мезолитических и неолитических стоянок.

 

Для воссоздания древней истории Средней Азии весьма существенны были также раскопки буддийского культового комплекса Кара-Тепе близ Термеза, проводившиеся ещё задолго до войны Е.Г. Пчелиной и Б.Б. Пиотровским, исследования участницей каратепинских раскопок Т.И. Зеймаль буддийских памятников II-VIII вв. в Таджикистане, изучение ею же древней ирригации долины Вахша. Большой вклад в археологическое изучение Таджикистана внёс также Е.В. Зеймаль своими разработками истории Кушанской империи (I-IV вв.).

 

5. Одной из самых первых эрмитажных экспедиций была созданная В.И. Равдоникасом Гатчинская экспедиция, исследовавшая в 1932-1933 гг. под Ленинградом ряд курганов и могильников XII-XIII вв. Ею было положено начало ещё одному из направлений эрмитажной археологии — изучению северо-запада европейской части СССР. Возобновлена эта традиция была в 1953 г. созданием Псковской экспедиции, возглавленной Г.П. Гроздиловым и работавшей сначала в Изборске, а затем во

(6/7)

Пскове. Её деятельность ныне продолжают две экспедиции — Псковская, во главе с В.Д. Белецким, и Северо-Западная, родившаяся из сформированного в 1962 г. Г.П. Гроздиловым Неолитического отряда во главе с А.М. Микляевым. В последние годы Северо-Западная экспедиция превратилась в комплексную, изучающую не только свайные неолитические поселения, но и широкий спектр памятников от позднего палеолита до средневековья на юге Псковской и севере Смоленской областей. Широко применяются в этой экспедиции и подводные археологические исследования.

 

6. Новая страница в полевых изысканиях Государственного Эрмитажа была открыта в 1950-е гг. деятельностью М.И. Артамонова. Под его руководством Юго-Подольская экспедиция в 1952-1954 гг. исследовала разновременные памятники Винницкой области — предскифские (чернолесской культуры), черняховские III-IV вв., раннесредневековые славянские. Производились раскопки больших городищ с разновременными напластованиями — Немировского, Севериновского, Григоровского. Раннюю тематику этой экспедиции продолжают с 1954 г. изыскания Западно-Украинской экспедиции Г.И. Смирновой, хотя не чуждается она и изучения памятников других эпох: многослойное поселение Незвиско на Днестре, могильник поянешты-лукашевской культуры II-I вв. до н.э. у села Долиняны, сарматские погребения I в. н.э. у сёл Кельменцы, Ленковцы и др. С 1964 по 1970 гг. в составе экспедиции работал палеолитический отряд М.К. Анисюткина. Более позднюю тематику изучения юго-западных областей, начатую М.И. Артамоновым, продолжают работы Полесской экспедиции К.В. Каспаровой, Славяно-Сарматской М.Б. Щукина, Галичской О.М. Иоаннисяна.

 

Настоящий сборник научных трудов призван подвести некоторые итоги полевых изысканий эрмитажных археологов. В качестве авторов сборника выступают начальники ряда действующих ныне археологических экспедиций. Причём ставилась задача не столько рассказать о том, что, где и когда было найдено, какие объекты были раскопаны, сколько о тех проблемах древней и средневековой истории, для решения которых экспедиции и создавались, а также о тех вопросах, которые возникали в связи с раскопанными материалами.

 

Поскольку объём сборника и размеры статей ограничены, авторы выбирали разные пути решения поставленной задачи. Одни предпочли краткость изложения, отсылая читателей, интересующихся деталями, к своим трудам, рассыпанным по разным изданиям. Получились статьи-резюме, которые будут весьма полезны как специалистам — предоставляя возможность окинуть взглядом результаты работ каждой экспедиции, — так и людям, просто интересующимся археологией и древней историей.

(7/8)

 

Другие авторы, предвидя невозможность охватить проблему целиком и не желая комкать и упрощать её из-за краткости изложения, предпочли осветить лишь тот или иной аспект проблемы. Таковы статьи Н.Г. Горбуновой, Б.И. Маршака, В.Г. Шкоды, Г.Л. Семёнова, М.Г. Крамаровского, Ю.П. Калашника. Оба пути, очевидно, в достаточной мере оправданы.

 

Н.Л. Грач, Б.И. Маршак, М.Б. Щукин


 

Список сокращений.   ^

 

АО — Археологические открытия

APT — Археологические работы в Таджикистане (Душанбе)

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

ВВ — Византийский временник

ВДИ — Вестник древней истории

ДПК — Древние памятники культуры на территории СССР (Государственный Эрмитаж)

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения русского археологического общества (Москва)

ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей

ИАК — Известия Археологической Комиссии (Санкт-Петербург)

ИВГО — Известия Всесоюзного Географического общества (Москва — Ленинград)

ИГАИМК — Известия Государственной Академии истории материальной культуры (Ленинград)

ИИИАА — Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки (Ленинград)

ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана (Ташкент)

ИРГО — Известия Русского Географического общества

ИТОИАЭ — Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии (Симферополь)

ИТУАК — Известия Таврической учёной архивной комиссии (Симферополь)

ИФЖ — Историко-филологический журнал (Ереван)

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССР

МДАПВ — Материали і дослідження з археологіі Прикарпаття і Волині. Киів

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

НВ — Новый Восток

СА — Советская археология

САИ — Археология СССР. Свод археологических источников

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа

ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа

ТИИА — Труды Института истории и археологии

ТСАГУ — Труды Среднеазиатского государственного университета

УзФАН — Узбекский филиал Академии наук СССР

(206/207)

УСА — Успехи среднеазиатской археологии

ЦГАДА — Центральный государственный архив древних актов

ЦГВИА — Центральный государственный военно-исторический архив

AM — Athenische Mitteilungen

AMI — Archeologische Mitteilungen aus Iran

AOB — Acta orientalia Academiae scientiarum Hungaricae. Budapest

AR — Archeologické rozhledy. Praha

BAR IS — British Archaeological Reports. International Series. Oxford

BSOAS — Bulletin of the School of Oriental and African Studies

SCIVA — Studia si cecretari de istoria veche si archeologia. Bucureşti

SPAV — Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften

WPZ — Wiener prähistorische Zeitschrift

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки