главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Древний Восток и античная цивилизация.// Л.: Гос. Эрмитаж. 1988 [на обл. — 1989]. 138 с.
Науч.ред. В.К. Афанасьева, Е.В Мавлеев. Содержание
Введение. — 3
Е.В. Мавлеев. Восток на Западе. К типологии этрусской цивилизации. — 6Ю.Б. Циркин. Кельтиберское общество. — 19А.Н. Щеглов. Позднескифское государство в Крыму: к типологии эллинизма. — 29И.Ш. Шифман. Библейское и античное восприятие мирового порядка (к проблеме типологии культур). — 41А.И. Зайцев. Философская поэма греческого Запада. — 48О.Я. Неверов. Магический амулет с изображением богов — покровителей планет. — 55М.М. Лесницкая. Культ Исиды и римский портрет. — 60A.М. Гилевич. О культе Сабазия в Херсонесе. — 70Л.И. Давыдова. Древневосточные мотивы на боспорских надгробных рельефах I-II вв. — 77B.Г. Шкода. Греческое «жилище богов» и согдийский храм. — 82Н.Б. Янковская. Особенности финансирования международной торговли XIX в. до н.э. (к предыстории монеты). — 92А.Г. Грушевой, И. М. Дьяконов. Средиземноморская торговля Тира в начале VI в. до н.э. — 102C.П. Борисковская. Ольвия и Навкратис. К проблеме ранних контактов Северного Причерноморья с Египтом. — 111
Список сокращений. — 120[ Иллюстрации. — стр. 122-136 ]
Введение ^
Оппозиция «Восток — Запад» всегда несла в себе не только противопоставление, но и скрытое притяжение. Сменяли друг друга века, и разные поколения подвергали её пересмотру и переосмыслениям. Освещались и подчёркивались вопросы, актуальные требованиям времени. Так, представления об оппозиции, как о противостоянии, с одной стороны, застоя (и даже регресса), и с другой — прогресса, поступательного движения, применительно к древней истории сводятся обычно к противопоставлению «варварства» Древнего Востока и «чуда» античности. Истоки таких представлений — в некогда реально существовавшей (и не только во время греко-персидских войн) политической конфронтации «Востока» и «Запада». Европоцентризм исследователей, именно так оценивавший соотношение «Запада» и «Востока», исторически объясним: они смотрят на проблему глазами древнегреческих мыслителей.
В настоящее время на первый план выдвигаются проблемы типологии культур, вопросы взаимодействия и взаимовлияния в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Новые материалы, накопившиеся в результате последних археологических изысканий, новая методика исследований позволяют представить эти проблемы в новом свете, всё более выявляется роль великих древневосточных цивилизаций в сложении более «молодых» культур Запада.
Рассмотрение на конкретных примерах форм и результатов взаимодействия разных типов человеческого общества становится насущной задачей. Этому посвящены статьи, входящие в наш сборник.
Первая группа статей касается типологии цивилизаций и культур. Е.В. Мавлеев в статье «Восток на Западе. К типологии этрусской цивилизации» рассматривает уникальный, на первый взгляд, пример восточного типа цивилизации в Италии, показывая, однако, естественность её формирования именно в таком виде в силу определённого взаимодействия возможностей человеческой культуры и её специфического природного окружения. Ю.Б. Циркин подробно рассказывает об устройстве кельтиберского общества, которое типологически близко стоит к этрусскому, но переживает совершенно иную судьбу по причине другого природного окружения и иного места в международной торговле. Статья А.Н. Щеглова «Позднескифское государство в Крыму: к типологии эллинизма» переносит нас в противоположную часть античной ойкумены, но знакомит с подобными закономерностями. Статья посвящена дискуссионному вопросу о типе государства у скифов в Крыму; автор считает его одним из восточных эллинистических государств, сформировавшихся в результате интенсивного взаимодействия Востока и Греции.
Вторая группа статей посвящена взаимодействиям типологических особенностей в материальной и духовной культуре. Статья И.Ш. Шифмана «Библейское и античное восприятие мирового порядка (к проблеме типологии культур)» анализирует соответствующие дефиниции космического порядка. Л.И. Зайцев в статье «Философская поэма греческого Запада» касается одного аспекта в развитии греческой культуры, значительно отступающего от традиций Эллады, очевидно, под влиянием местных италийских культур, в первую очередь этрусской.
Третья группа статей связана с анализом заимствований Востоком и Западом друг у друга и характером пребывания этих приобретений в инородной культурной среде. О.Я. Неверов в статье «Магический амулет с изображением богов — покровителей планет» рассматривает резной античный камень с изображением восточных божеств. М.М. Лесницкая в статье «Культ Исиды и римский портрет» выявляет специфику культа Исиды в развитии одной из групп римского портрета. А.М. Гилевич в статье «О культе Сабазия в Херсонесе» касается проблемы укоренения восточного культа в античной среде. Л.И. Давыдова в статье «Древневосточные мотивы на боспорских надгробных рельефах I-II вв.» анализирует античные изображения в связи с возможностью использования в них некоторых мотивов, которые могли сформироваться на Востоке. И, наконец, В.Г. Шкода в статье «Греческое „жилище богов” и согдийский храм» демонстрирует выявленную им закономерность: заимствование среднеазиатской культурой особенности религиозной архитектуры далёкой Греции.
Последняя группа статей связана с проблемой торговли между Востоком и Западом, которая, как известно, сделала очень много для налаживания всевозможных контактов. В глубину веков переносит нас статья Н.Б. Янковской «Особенности финансирования международной торговли XIX в. до н.э.», в которой автор показывает характерные уже для тех времён размах торговых операций и их изощренность, несмотря на наличие большого числа пережиточных форм в организации всех этих операций. Статья Л.Г. Грушевого и И.М. Дьяконова «Средиземноморская торговля Тира в начале VI в. до н.э.» в результате нового прочтения пророчества Езекиила позволяет судить о колоссальном размахе предприятий финикийцев, для которых плавание по всему Средиземноморью было совершенно обыденным делом. Заключает раздел статья С.П. Борисковском «Ольвия и Навкратис. К проблеме ранних контактов Северного Причерноморья с Египтом». На основании отечественных раскопок в Северном Причерноморье она рисует картину торговых контактов с дельтой Нила.
Конечно, затронутые в сборнике вопросы — лишь малая толика в решении (вернее, только подходе к нему) этой значительной проблемы. Наверно, можно было бы поставить в упрёк сборнику некоторую мозаичность, но это оборотная сторона его сильной стороны — конкретности материала каждой статьи. И надо полагать, что чем большим материалом овладевает наука, тем скорее наступит очередь теоретических обобщений. Хотя мы отдаём себе отчёт, сколь далеки от составления целой картины (или мозаичного панно), будем надеяться, что начало положено, и мы сможем повторить слова академика В.М. Алексеева: «Счастлив тот, кто два мира в себе держит прочно ...». В.К. Афанасьева, Е.В. Мавлеев
наверх |