● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Антропоморфные изображения./ Первобытное искусство. Новосибирск: 1987. 224 с.
Отв.ред. Р.С. Васильевский. [ аннотация: ] Представленные в сборнике статьи посвящены исследованию, описанию и интерпретации очень важных и интересных сюжетов первобытного искусства, что позволяет воссоздать многие стороны жизни древних обществ. Особое внимание уделяется семантике различных антропоморфных образов (воина, охотника, скотовода, служителя культа и др.), анализу содержащихся в них представлений, их воздействия на человека, его сознание, психику и поведение. Книга рассчитана на археологов, историков, этнографов, искусствоведов.
Содержание
Предисловие. — 5
Б.А. Фролов. Открытие человека (к опыту новых исследований первобытного искусства). — 8-18Р.С. Васильевский. Антропоморфные изображения и их интерпретация. — 19-27З.А. Абрамова. О некоторых особенностях палеолитических женских статуэток Сибири. — 28-36И.А. Лозе. Изображения человека в искусстве каменного века Восточной Прибалтики. — 37-48В.Т. Петрин, В.Н. Широков. Об одном антропоморфном сюжете с Шайтанской писаницы (Средний Урал). — 49-57Д.Л. Бродянский. Антропоморфные мифологические образы в системе артефактов неолита и палеометалла Дальнего Востока. — 58-72С.В. Студзицкая. Изображение человека в искусстве древнего населения Урало-Западносибирского региона (эпоха бронзы). — 73-88И.Г. Глушков. Иконографические особенности некоторых самусьских изображений человека. — 89-95В.Б. Бородаев. Новообинцевский клад. — 96-114А.К. Конопацкий. Человек в первобытном искусстве Индии. — 115-124В.И. Дьяков. Антропоморфные керамические скульптуры из Приморья эпохи бронзы. — 125-132Н.Л. Членова. Северокавказские оленные камни и новомордовские стелы. — 133-149B.Д. Кубарев. Антропоморфные хвостатые существа Алтайских гор. — 150-169Е.А. Окладникова. Образ человека в наскальном искусстве Центрального Алтая. — 170-180Ю.С. Худяков. Образ воина в наскальном искусстве Южной Сибири и Центральной Азии. — 181-190А.В. Матвеев, Н.П. Матвеева. Ювелирные изделия Тютринского могильника (к проблеме Сибирской коллекции Петра I). — 191-201Е.Н. Чернолуцкая. О семантике антропоморфных изображений в наскальном искусстве австралийцев. — 202-215Л.М. Мосолова. Древнейшие антропоморфные изображения Киргизии. — 216-223
Список сокращений. — 223
Предисловие. ^
Одной из волнующих проблем истории человечества и его культуры по-прежнему остаётся проблема первобытного искусства, зарождения эстетического чувства и художественного творчества. Она неизменно привлекает внимание исследователей различных областей знаний: историков, искусствоведов, археологов, этнографов, философов, биологов, а в последние годы — и представителей точных наук. И это закономерно.
Возникновение искусства как новой формы деятельности человека коренилось в самой его природе, внутренних потребностях в передаче чувств и переживаний. Оно определялось физическими возможностями человека, его сознанием, интеллектуальными способностями, творческим воображением, которые эволюционировали в процессе трудовой деятельности и повседневной борьбы за существование.
Имея в основе общественную природу, искусство отражало в первую очередь общественно значимые явления.
Среди сюжетов и образов первобытного искусства особое место по своей выразительности и эмоциональной значимости занимают изображения человека. В искусстве палеолита, например, они занимают второе место по количеству памятников, уступая лишь образу зверя (мамонты, бизоны, олени и т.д.). При этом чаще всего встречаются женские изображения, составляющие, по подсчётам исследователей, около 52% известных к настоящему времени в Европе и Азии антропоморфных изображений эпохи верхнего палеолита. Этот факт подчёркивает особую значимость социального положения женщины в системе общественной жизни первобытной общины.
В научной литературе не прекращаются жаркие споры вокруг вопросов семантики, функционального назначения, хронологии, распространения антропоморфных изображений, и особенно изображений женщин. Так, при интерпретации женских изображений исследователями высказывались различные точки зрения. Образ женщины связывался с культом плодородия, охотничьей магией, женщина-родоначальница выступала как хранительница огня и домашнего очага, выдвигалась эротическая теория и т.д.
Это разнообразие идей и представлений о смысле и назначении антропоморфных изображений находит отражение в публикуемых статьях сборника. Б.А. Фролов, например, рассматривая эволюцию образа человека в искусстве палеолита, приходит к выводу о том, что многообразные формы коллективных действий, связанных с антропоморфными изображениями в первобытном обществе, относились прежде всего к обрядам плодородия, инициации и организации охотничьего промысла.
Сравнивая скульптуры женщин палеолитических поселений Мальта и Буреть в Сибири с женскими статуэтками эпохи палеолита Восточной, Центральной и Западной Европы, З.А. Абрамова убедительно показывает общее и особенное в их характере и формах. Её наблюдения относительно связи европейских и сибирских палеолитических фигурок с более поздними художественными интерпретациями женских образов подчёркивают различие социальных функций женщин, которые определялись системой общественной жизни в эпоху верхнего палеолита и зависели от палеоэкологических и палеогеографических условий.
По мере того как история ускоряла свой бег, менялись отношения в общинах людей, миропонимание, искусство и его образы. Во время неолита и в эпоху бронзы обширные пространства Евразии населяли самые различные племена и этнические общности, различавшиеся по социальному устройству и языку, имевшие разных богов и разные символы...
Представление об искусстве неолита Восточной Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) дают антропоморфные изображения, публикуемые И.А. Лозе. Среди них выделяются атлетическая фигура мужчины, вырезанная из рога лося, и яркий образец женской плоской скульптуры, украшенной треугольными нарезками. По своему смысловому назначению они связываются с рядом верований и магических ритуалов. Антропоморфные изображения Прибалтики, как считают исследователи, имеют много общего с подобными изображениями эпохи неолита Среднего Зауралья.
Развитие неолитических культур дзёмон Японских островов, особенно о-ва Хоккайдо, во многом синхронизируется с культурами неолита советского Дальнего Востока. В образцах искусства этих культур прослеживается ряд близких аналогий, характер которых сохраняется и в эпоху палеометалла (статьи Д.Л. Бродянского, В.И. Дьякова).
Особую область искусства Евразии составляет Урало-Западносибирский регион. Новым антропоморфным изображениям, открытым здесь в самое последнее время, посвящены статьи В.Т. Петрина и В.Н. Широкого, С.В. Студзицкой, И.Г. Глушкова, В.Б. Бородаева.
Своеобразное восприятие окружающего мира у племён и племенных объединений кочевников евразийских степей, для которого характерен культ патриархальных богов и героев, находит отражение в многочисленных памятниках зоны Великой степи. Это и наскальные изображения, и антропоморфные каменные изваяния, и стелы (статьи Н.Л. Членовой, В.Д. Кубарева, Е.А. Окладниковой, Ю.С. Худякова). При этом прорисовки петроглифов в статьях В.Д. Кубарева (рис. 1-3) и Е.А. Окладниковой различаются.
В статье Е.Н. Чернолуцкой раскрывается семантика антропоморфных изображений в наскальном искусстве австралийцев. Эта публикация, как и некоторые другие статьи сборника, продолжает традиции предыдущих изданий «Первобытного искусства» — знакомит читателей с зарубежными образцами искусства.
В сборнике, таким образом, содержится ряд публикаций и исследований, дающих новое освещение материалов первобытного творчества, имеющих большое значение для понимания мировоззрения древних обществ, вводящих в научный оборот новые, ранее неизвестные или малоизвестные древние памятники — антропоморфные изображения и другие творения первобытного искусства.
У сборников «Первобытное искусство», издание которых начато несколько лет назад Сибирским отделением издательства «Наука», сложился довольно широкий и постоянный контингент читателей, представляющих интеллигенцию, учащуюся молодежь, преподавателей вузов, ученых. И мы надеемся, что им будет интересно новое издание, посвящённое образу человека в первобытном искусстве.
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытияАС — Археологический съездАСГЭ — Археологический сборник Гос. ЭрмитажаВАУ — Вопросы археологии УралаВДИ — Вестник древней историиГИМ — Государственный Исторический музейИАК — Известия императорской Археологической комиссииИЛАИ — Известия Лаборатории археологических исследованийКСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССРМАЭ — Музей антропологии и этнографии АН СССРМИА — Материалы и исследования по археологии СССРМИМК ТГУ — Музей истории материальной культуры Томского гос. университетаОАК — Отчёт Археологической комиссииРГО — Русское Географическое обществоСА — Советская археологияСАИ — Свод археологических источниковСГЭ — Сообщения Гос.ЭрмитажаСЭ — Советская этнографияТИЭ — Труды Института этнографии АН СССРSM — Suomen Museo, HelsinkiFM — Finskt Museum HelsingforsТИИАЭ — Труды Института истории, археологии в этнографии Академии наук Казахской ССР
наверх |