[ сборник ]
Древние обряды, верования и культы
народов Средней Азии.
// М.: 1986. 208 с.
Отв.ред. канд.ист.наук В.Н. Басилов.
[ аннотация: ]
В книге исследуются пережитки доисламских верований и обрядов, сохранявшихся у мусульманского населения Средней Азии. На основе новых полевых историко-этнографических материалов авторами рассматриваются земледельческие ритуалы и культы; демонологические представления и шаманство; обрядность похоронно-поминального цикла; пережитки магии.
Для этнографов, историков, атеистов.
Скачать файл с twirpx.com: .pdf, 67,87 Мб.
Содержание
Н.П. Лобачёва. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии. — 6
О.А. Сухарева. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX — начало XX в.). — 31
Дж.X. Кармышева. Земледельческая обрядность у казахов. — 47
И. Мухиддинов. Обряды и обычаи припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ. — 70
В.Н. Басилов. Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов. — 94
К. Тайжанов, X. Исмаилов. Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов. — 110
Б.X. Кармышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы. — 139
Г.П. Васильева. Магические функции детских украшений у туркмен. — 182
Заключение. — 196
Введение. ^
Сборник «Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии» состоит из работ, посвящённых значительному в прошлом явлению в области религиозной жизни народов Средней Азии и Казахстана — пережиткам домусульманских верований и обрядов. Известно, что в быту всех народов, некогда принявших ислам, продолжали удерживаться многие прежние воззрения и ритуалы, берущие начало в древних местных религиях. Эти пережитки доисламских поверий и обрядов, не вытесненные исламом, представляли собой настолько важный элемент повседневной религиозной практики мусульман, что в значительной степени именно их сохранением объясняется заметное локальное своеобразие ислама в разных регионах «мусульманского мира».
В сборнике объединены этнографические статьи, основанные в большинстве случаев на материалах, собранных «в поле» — в личном общении исследователей с населением, путём наблюдений и бесед с людьми. В этих статьях освещены многие черты старого быта народов Средней Азии и Казахстана, связанные с религиозными представлениями и обычаями. Таким образом, сборник находит своё место в рамках одного из главных направлений советской этнографии — изучения традиционной культуры и быта народов нашей страны.
Сборник следует причислить и к религиеведческим работам. Это закономерно: рассматривая жизнь народов всесторонне, этнография смыкается с религиеведением, когда предметом изучения становятся верования, религиозные ритуалы, культы. Как известно, религиеведение в значительной степени основано на этнографических данных; исследование ранних религиозных воззрений человечества почти полностью зависит от этнографических материалов.
Сборник имеет также непосредственное отношение и к исследованию ислама, рассматривает его влияние на жизнь населения в странах, где распространено мусульманство. Этнографический подход к изучению ислама имеет отчётливую специфику. Этнографы изучают ислам в его реальных формах, в том виде, в каком он живёт и проявляет себя в быту разных народов. Таким образом, предметом исследования выступает «бытовой ислам», значительно отличающийся от ислама официального, канонического, книжного. А «бытовой ислам» как раз и характеризуется теснейшим переплетением местных домусульманских религиозных традиций с нормами, установлениями,
(3/4)
идеями и обрядами ислама. В сознании самих мусульман все в совокупности поверья и ритуалы, вне зависимости от их действительного происхождения, представали и предстают как истинный ислам; этнографы собрали достаточно фактов, показывающих, что и мусульманское духовенство далеко не всегда было способно провести разграничительную черту между исламом и традиционными домусульманскими верованиями и обрядами.
Повторим, что ислам нигде, никогда, ни у какого народа не существовал в «чистом» виде, повсеместно он являлся сложным сплавом местных традиций, восходящих к доисламским религиям, и традиций, кодифицированных шариатом (в данном случае мы не рассматриваем разнообразия источников шариата). Если работы исламоведов, изучающих коран, шариат, деятельность мусульманского духовенства и прочее, характеризуют одну сторону ислама, то работы этнографов, рассматривающих на конкретном фактическом материале местные особенности религиозной жизни «мусульманских» народов, раскрывают другую сторону того же ислама.
Исследования домусульманских пережитков в исламе уже создали особое направление в отечественной науке, представленное многочисленными статьями и серией книг. Эти публикации хорошо известны читателям, интересующимся как этнографией народов Средней Азии и Казахстана, так и проблемами исламоведения. Мы не ставим перед собой задачу давать библиографический очерк и упомянем здесь лишь несколько работ, в которых специфика данного направления выражена особенно отчетливо: Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969; Он же. Под небом Хорезма. М., 1973; Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970; Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе, 1972; Демидов С.М. Туркменские овляды. Ашхабад, 1976; Муродов О. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, 1979.
В ряду этих публикаций заметное место занимает и сборник «Домусульманские верования и обряды в Средней Азии» (М., 1975), получивший положительную оценку в печати. [1] Предлагаемая читателю книга «Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии» — второй сборник по данной теме. Он является результатом работы, которую провёл сектор этнографии народов Средней Азии и Казахстана Института этнографии АН СССР.
Статьи сборника — при всём разнообразии конкретных вопросов, определивших задачи каждой из них, — разделяются на две группы. Первую составляют работы, посвящённые разным аспектам изучения земледельческих верований и обрядов (статьи Н.П. Лобачёвой, О.А. Сухаревой, Дж.X. Кармышевой, И. Мухиддинова). Во вторую группу входят работы, в которых рассматривается практика иррациональной народной медицины, связанная с магико-анимистическими способами исцеления и предохранения от болезней (статьи В.Н. Басилова, X. Исмаилова и К. Тайжанова, Г.П. Васильевой). В статье Б.X. Кармышевой о погребально-по-
(4/5)
минальной обрядности узбеков Ферганской долины затронута и проблематика обеих указанных групп.
На основе новых материалов статьи сборника раскрывают синкретизм ислама, его способность вбирать в себя религиозные идеи и традиции немусульманского происхождения. Таким образом, показывая местное своеобразие ислама, созданное домусульманским наследием, авторы статей выявляют закономерность, общую для ислама в целом. Многие воззрения и обряды, рассмотренные авторами статей, ещё не ушли в прошлое и продолжают оказывать влияние на быт населения. Так, не изжиты ещё культ святых, вера в духов, шаманство и разные формы знахарства, использующего обрядовые способы лечения. Опубликованные в этой книге материалы помогают понять сложную структуру религиозных представлений, которая всё ещё проявляется в особенностях мировоззрения верующих в регионах распространения ислама.
Научное описание и анализ сохраняющихся и в современный период религиозных верований и культов имеют практическое значение, связанное с осуществлением задач атеистического воспитания трудящихся. Важность и актуальность исследования истории и современного состояния религии была вновь подчёркнута на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. [2] Сборник помогает понять те явления, с которыми необходимо вести борьбу, и этим будет полезен общественности, в том числе и практическим работникам на местах.
В.Н. Басилов, Г.П. Снесарев
[1] См.: Литвинский Б.А., Григулевич И.Р., Стратанович Г.Г. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — СЭ, 1977, №1, с. 164-169; Швецова Т. Демонология и шаманство в исламе. — Наука и религия, 1975, №8, с. 92-93; Ёллыев С. Исследование этнографов. — Вечерний Ашхабад, 1975, 25 нояб.; Penkala D. Domusulmanskije verovanija i obriady v Sredenj Azii, 1975. — Lud, 1978, t. 62, s. 228-229.
[2] Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с. 68, 71-73.
Список сокращений. ^
АИЭ — Архив Института этнографии
ВДИ — Вестник древней истории
ГМЭ — Государственный музей этнографии
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения
ЗВОИРАО — Записки Восточного отделения императорского Русского археологического общества
ЗЗОИРГО — Записки Западносибирского отдела императорского Русского географического общества
ЗООИРГО — Записки Оренбургского отдела императорского Русского географического общества
ИВГО — Известия Всесоюзного географического общества
ИГАИМК — Известия Государственной академии материальной культуры
ИОАИЭ — Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете
ИООН — Известия Отделения общественных наук АН ТаджССР
ИС — Иранский сборник. М., 1963
КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии
ЛОИВ — Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР
МАЭ — Музей археологии и этнографии
МХЭ — Материалы Хорезмской экспедиции
ПИИЭ — Полевые исследования Института этнографии
СА — Советская археология
СЭ — Советская этнография
СЭС — Среднеазиатский этнографический сборник. М.
ТИАЭА — Труды Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР
ТИИАЭ — Труды Института истории, археологии и этнографии АН ТаджССР
ТИИАЭ АН ТССР — Труды Института истории, археологии и этнографии АН ТССР
ТИЭ — Труды Института этнографии
ТКАЭЭ — Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции
ТХЭ — Труды Хорезмской экспедиции
УЗТГУ — Учёные записки Таджикского университета
ЭВ — Эпиграфика Востока
ЭО — Этнографическое обозрение
VD — Videvdat
SBE — The Sacred Books of the East translated by various oriental scholars and edited by F. Max Müller. Oxford, 1880
|