● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог ]Древности Пальмиры.Каталог выставки.// Л.: Государственный Эрмитаж. 1986. 40 с.Вступительная статья
Содержание (в издании не приводится)
[ Предисловие Б.Б. Пиотровского. ] — 3[ Предисловие А. Бахнаси. ] — 4-5
[ Вступительная статья ] (Е.В. Зеймаль). — 6-10
[ Каталог. ] (1-114) — 11-22[ Фотографии. ] — 23-38
См. файл на сайте Эрмитажа.
(/3) ^
Искусство древней Пальмиры неизменно пользуется заслуженной славой и его памятники хранятся во многих музеях мира. Небольшую, но интересную коллекцию древностей из Пальмиры имеет и Эрмитаж.
Город Пальмира (Тадмор), лежащий на основных торговых путях, с I в. до н.э. по III в. н.э. занимал важное положение в Передней Азии. Его живописные руины давно привлекали путешественников, художников, любителей старины. Пальмира считалась одним из самых красивых городов в древности и в русской художественной литературе с конца XVIII в. наш город на Неве образно назывался «Северной Пальмирой».
Русские учёные уже давно заинтересовались древностями Пальмиры. В 1882 г. там небольшие раскопки проводил С.С. Абамелек-Лазарев, а в 1900 г. работала экспедиция Русского археологического общества. Систематические раскопки начались в Пальмире с 1957 г. экспедицией академика К. Михаловского. Вместе с тем постоянное исследование вели там и сирийские археологи (С. Абдул-Хак, А. Бунни). Ныне в Пальмире [и] в музее Дамаска накоплен богатый материал, характеризующий высокую культуру и искусство этого древнего государства.
Настоящая выставка была организована к 50-летнему юбилею работы польских археологов на Переднем Востоке.
Эрмитаж выражает большую благодарность Министру культуры Сирийской Арабской Республике г-же Н. Аттар и генеральному директору древностей и музеев г-ну Бахнаси за представление этой интересной выставки Эрмитажу. Директор Эрмитажа академик Б.Б. Пиотровский
(3/4) ^
Руины древней Пальмиры — возвышающиеся среди пустыни стройные колоннады и остатки величественных храмов — породили немало легенд, одна из которых приписывала строительство этого города мудрому царю Соломону и подвластным ему джиннам. Однако учёные установили, что Пальмира намного древнее: под именем Тадмор она упоминается в клинописных текстах с конца III тысячелетия до н.э., обнаружены здесь и остатки поселения бронзового века.
С середины XIX в. главное внимание археологов из разных стран (французских, немецких, русских, швейцарских, польских, а с 1950 г. — и сирийских) сконцентрировано на остатках города, возникшего во II-I вв. до н.э. и достигшего наибольшего расцвета во II-III вв. н.э. Хотя с I в. н.э. Пальмира попадает в сферу не только политического, но и культурного влияния Римской империи и её владений на Ближнем Востоке, черты самобытной древней культуры пальмирцев сохраняются и в социально-административном устройстве «вольного города», и в его религиозно-идеологической жизни, и в памятниках искусства — скульптуре и живописи. Культуру и искусство Пальмиры нельзя правильно понять и осмыслить в категориях римского мира: её история и цивилизация — органическая часть истории и цивилизации стран Арабского региона.
Одна из наиболее ярких страниц в истории Пальмиры — её возвышение и борьба за господство на всем Ближнем Востоке во второй половине III в. н.э. Этот взлёт начался в правление Одената, провозглашённого императором после победы над царём царей Ирана Шапуром. Но особенно прочно запечатлелись в народной памяти деяния супруги Одената — Зенобии, власть которой простиралась далеко за пределы Сирии — на Египет и Малую Азию. В преданиях и легендах запечатлён образ этой героической женщины, составляющий национальную гордость арабов. Даже её непримиримый враг — император Аврелиан очень высоко ценил «её уравновешенность при обсуждении дел, её волю в исполнении приня- тых решений, её твёрдость в военных делах и её величественное умение прощать».
Пальмира — столичный город в Сирийской пустыне — великое творение культуры и цивилизации, археологические исследования которого с каждым годом рассказывают всё больше и больше об этой славной главе в истории арабов.
Экспонируемые в Государственном Эрмитаже произведения пальмирского искусства — лишь небольшая часть наших коллекций. Но мы надеемся, что эта выставка будет способствовать дальнейшему укреплению культурных связей между Советским Союзом и Сирией.
Доктор Афиф Бахнаси,
наверх |