[ сборник ]
Мировоззрение народов Западной Сибири
по археологическим и этнографическим данным.
// Томск: ТГУ. 1985. 174 с. [VI ЗСАЭС]
Отв.ред. Э.Л. Львова.
[ аннотация: ]
В сборник вошли статьи по проблемам исследования традиционного мировоззрения народов Западной Сибири и сопредельных районов. С привлечением лингвистических, археологических, этнографических источииков решаются общие и частние вопросы методологии и методов изучения и реконструкции мировоззренческих представлений, публикуются новые полевые материалы, исследуются формы взаимодействия традиционных и современних культур в наше время. В числе авторов сборника широкий круг исследователей, которые представляют ведущие научные центры Москвы и Ленинграда, столиц союзных республик, вузовской наухи Сибири.
Книга рассчитана на исследователей, работающих в области языкознания, истории, археологии этнографии.
Содержание
Общие вопросы методологии и методики изучения мировоззренческих представлений.
Байбурин А.К. (Ленинград) Некоторые общие вопросы реконструкции архаического мировоззрения. — 3
Горюнков С.В. (Ленинград) Самовоспроизводство и мифология. — 5
Косарев М.Ф. (Москва) К методике реконструкции древних верований. — 7
Сыркина И.А. (Тобольск) К вопросу о методике интерпретации археологических источников по духовной культуре. — 11
Xлобыстина М.Д. (Ленинград) Археология как источник мифологических реконструкций. — 13
Чижова Л.В. (Москва) Идеологические представления в системе первобытного мировоззрения. — 17
Источники и материалы к изучению традиционного мировоззрения народов Западной Сибири.
Арсланова Ф.X. (Калинин) Отражение мировоззрения и общественных отношений кимаков в погребальных памятниках. — 21
Балакин Ю.В. (Омск) О реконструкции ритуала, связанного с изготовлением бронзовых изображений. — 23
Балакин Ю.В., Яшин В.Б. (Омск) Представления об огне у иранцев и манси. — 25
Бардина П.Е. (Томск) Представления и обряды, связанные с жилищем у русского населения Среднего Приобья. — 27
Боброва А.И. (Томок) Традиции и новации в погребальном обряде коренного населения Нарымского Приобья. — 28
Бутанаев В.Я. (Абакан) Представления хакасов о болезнях. — 33
Бродянский Д.Л. (Владивосток) Дальневосточные чуринги. — 35
Валеев Ф.Г., Валеев Б.Ф. (Казань). О реликтах доисламских верований в религиозном мировоззрении западносибирских татар. — 38
Васильев В.Б. (Москва). Основные образы анимистического пантеона северных самодийцев (по материалам тазовско-енисейского региона). — 40
Васильев К. А. (Томск). К вопросу о семантике ладьевидных сосудов сартыньинской культуры. — 41
Видинов А.С. (Томск). О сохранении воспроизводстве и изменении художественных традиций (по материалам ханты и манси). — 43
Головнёв А.В. (Тобольск). О культе ңытарма и сидряңг у ненцев. — 45
Глушков И.Г. (Омск). К вопросу о традициях в самусьском искусстве (предварительное сообщение). — 45
Грачёва Г.Н. (Ленинград), Студзицкая С.В. (Москва), Хлобыстин Л.П. (Ленинград). Погребение «идола» на оз. Лабаз (Восточный Таймыр). — 31
Дэвлет М.A. (Москва) Из истории изучения петроглифов Енисея (И.Т. Савенков и А.В. Адрианов). — 54
Жилина И.В. (Тюмень). Глиняная пластика лесостепного Зауралья. — 56
Казаков Е.П. (Казань). О средневековых погребальных масках Евразии и их истоках. — 57
Килуновская М.Е. (Ленинград). Типология изображений оленя на оленных камнях и петроглифах Южной Сибири и Центральной Азии в скифское время. — 60
Ковалёва В.Т. (Свердловск). О реконструкции мировоззрения зауральского населения в неолите и бронзовом веке. — 63
Конаков Н.Д. (Сыктывкар). Общие черты в традиционном мировоззрении Коми и народов Сибири. — 65
Коников Б.А. (Омск). О культе коня в воззрениях раннесредневекового населения таёжного Прииртышья. — 68
Коновалов А.В. (Ленинград). О проявлении домусульманских форм верований в традиционной обрядности кош-агачских казахов. — 71
Косарев М.Ф. (Москва), Косарев В.Ф. (Новосибирск). О семантике некоторых деталей древней погребальной обрядности. — 74
Косинцев П.А. (Свердловск). Костные остатки из средневековых святилищ Западной Сибири. — 76
Кулемзин В.М. (Томск). Мировоззренческие пласты в верованиях хантов. — 78
Кыйва М. (Тарту). Прибалтийско-финские параллели с представлениями о человеческой душе у ханты и манси. — 60
Лебедева А.А. (Москва). Традиционные представления и наблюдения русских Сибири об окружающем мире. — 81
Мажитов Н.А. (Уфа). О оистеме религиозных верований ранних башкир. — 83
Малолетко А.М. (Томск). Культовая лексика в гидронимике Западной Сибири. — 85
Матвеев А.В. (Тюмень). К изучению духовной культуры ирменского населения лесостепного Приобья. — 87
Матвеева Н.П. (Тюмень). К характеристике погребального обряда саргатских племён Среднего Притоболья. — 89
Могильников В.А. (Москва). Предметы изобразительного искусства обских угров и вопрос этнической интерпретации керамики вожпайского типа. — 91
Мурашко О.А., Кренке Н.А. (Москва). Металлические бляхи-подвески в погребальных комплексах аборигенного населения севера Западной Сибири XVIII-XIX вв. — 95
Мурыгин А.М. (Сыктывкар). Культовый комплекс Эшмесской пещеры в сопоставлении о мифологическими преданиями народов Сибири. — 100 99
Николаев Р.В. (Кемерово). Фольклор как источник по традиционным религиозным воззрениям кетов. — 103
Ошибкина С.В. (Москва). О значении этнографических материалов в понимании данных археологии. — 105
Петров А.И. (Омск). О некоторых источниках изучения числовых значений древних орнаментов. — 107
Плетнёва Л.М. (Томск). О традиционности погребального обряда эпохи железа в Томском Приобье. — 108
Подольский М.Л. (Москва). О мировоззренческих особенностях сибирского изобразительного искусства эпохи бронзы (окуневские личины). — 111
Привалихин В.И. (Красноярск). Культ предка-шамана у таёжного населения Северного Приангарья во второй половине I тыс. до н.э. — 114
Расторопов А.В. (Тобольск). Культовое место на Кошелевском городище. — 117
Ревуненкова Е.В. (Ленинград). Некоторые черты архаичного мировоззрения (по материалам работы Г.Н. Грачёвой «Традиционное мировоззрение охотников Таймыра XII — нач. XX вв.»). — 116
Решетов А.М. (Ленинград). Опыт анализа одного ненецкого предания. — 121
Ромбандеева Е.И. (Москва). Некоторые сведения о культе предков духов-покровителей най-отыров (по данным сыгвинских манси). — 124
Саар Э.А. (Тарту). Материалы по верованиям северных хантов в Государственном этнографическом музее ЭССР. — 126
Сайнахова Н.В. (Ханты-Мансийск). Животный мир в мансийском фольклоре. — 127
Семёнов В.А. (Сыктывкар). Об одной параллели искусству малых форм Сибири в эпоху бронзы на Европейском Северо-Востоке. — 131
Семёнова В.И. (Тюмень). Некоторые археологические данные о культовом почитании мест, связанных с металлургическим производством у хантов в начале II тыс. н.э. — 133
Сильвет X. (Тарту). О мухоморной песне обских угров. — 134
Ситникова Е.Е. (Томск). Дифференциация шамана и сакральных лиц на основе явления суперсенсорности. — 135
Студзицкая С.В. (Москва). К семантике антропоморфных изображений в искусстве древнего населения урало-западносибирского региона (эпоха бронзы). — 137
Терехова Л.М., Широков В.И. (Свердловск). Глиняная антропоморфная пластика с памятников эпохи средневековья (по материалам Зауралья и Западной Сибири). — 142
Томилов Н.А., Вернаховская К.В. (Омск). Традиционные представления западносибирских татар в области народных медицинских знаний. — 143
Топоров В.Н. (Москва). Енисейский образ трикстера (кетское — Каскет, югско-сымское — Хасингет) в свете ареальных и типологических параллелей. — 145
Троицкая Т.Н. (Новосибирск). Некоторые вопросы кулайского звериного стиля. — 150
Усманова М.С. (Томск). Подземный мир в традиционных представлениях хакасов. — 152
Усманова Э.Р. (Джезказган). К вопросу о соотношении обрядов трупоположения и трупосожжения у племён андроновской культурно-исторической общности Центрального Казахстана. — 155
Худяков Ю.С. (Новосибирск). К вопросу о формировании дружинной идеологии у средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии (по материалам наскальных изображений). — 157
Худяков Ю.С., Скобелев С.Г. (Новосибирск). Комплекс предметов вооружения в шаманском погребении из могильника Ортызы-оба. — 159
Шафрановская Т.К. (Ленинград). Сведения о Сибири в дневнике Лоренца Ланга (1715-1716). — 162
Шерстова Л.И. (Ленинград). О религиозном синкретизме алтайцев в конце XIX — начале XX в. (на примере алтай-кижи). — 163
Янборисов В.Р. (Ленинград). Генезис культа Умай у тюркоязычных народов Сибири. — 165
|