главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Использование музейных коллекций в критике буддизма.// Сборник научных трудов. Л.: ГМИРиА. 1981. 176 с.
[ аннотация: ] В настоящий сборник включены статьи, освещающие вопросы методики использования предметов буддийского культа в целях создания научно-атеистических экспозиций в краеведческих и исторических музеях. Ряд статей содержит рекомендации по унификации описания и датировки буддийских культовых изображений и методов их хранения и консервации. Сборник рассчитан, в первую очередь, на музейных работников и специалистов по истории стран Востока, а также историков, искусствоведов и специалистов по научному атеизму.
Содержание
Т.А. Стецкевич. Предисловие. — 3
A.А. Терентьев. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений. — 6Е.А. Торчинов. Буддийская иконография Праджня-парамиты и некоторые аспекты праджня-парамитской философии. — 121Т.Г. Комиссарова. Роль образа Вималакирти (текст и изображение) в истории буддизма. — 28Р.Н. Крапивина. К интерпретации двух изображений сиддх — родоначальников традиции школы тибетского буддизма сачжаба. — 141Э.В. Ганевская. К проблеме атрибуции культовых предметов (на материале сравнительного анализа скульптуры из собрания Музея искусства народов Востока). — 145B.Н. Мазурина. Культовые маски цама в собрании ГМИРиА. — 155Е.С. Куликовская. К проблеме хранения, реставрации и исследования тибетской живописи танка. — 166
[ Предисловие. ] ^
Предлагаемый сборник статей посвящён рассмотрению некоторых проблем, связанных с изучением и методикой описания, хранения и экспонирования предметов буддийского культа.
Предметы буддийского культа имеются во многих музеях Советского Союза. Самая крупная коллекция принадлежит Музею истории религии и атеизма в Ленинграде и частично экспонируется в отделе «Религии и атеизм народов Востока», составляя тематический комплекс «История и критический анализ буддизма». Буддийские культовые предметы также включены в экспозиции региональных музеев истории религии и атеизма, художественных, исторических, этнографических и некоторых краеведческих музеев, призванных, наряду со специальными задачами каждого вида музеев, выполнять общую функцию — участвовать в деле атеистического воспитания трудящихся.
Создание экспозиции, в которой критически осмысливается роль буддизма в жизни народов, в формировании их мировоззрения, культуры, искусства, сопряжено с серьёзными трудностями. Прежде всего, каждый культовый предмет, находящийся в коллекции музея, и в особенности тот, который экспонируется, должен быть точно описан и определён. Эта прописная истина в приложении к предметам буддийского культа — скульптуре, иконам, маскам религиозных мистерий — вырастает в значительную проблему. Буддийская иконография отличается особой сложностью: тысячи персонажей изображаются во множестве вариаций, с различным количеством голов, рук, с сотнями атрибутов, в различной цветовой гамме. Для определения персонажа музейным работникам приходится обращаться ко многим сборникам буддийских изображений, и зачастую трудоёмкий процесс поиска не приводит к желаемому результату, вероятность ошибочного решения остаётся достаточно большой.
Известные нам каталоги предметов буддийского искусства, изданные за рубежом, как правило, изобилуют неточностями. В книге советского исследователя Л. Гумилёва «Старобурятская живопись» (М., «Искусство», 1975) из 54 изо- бражений 18 определены совершенно неверно, а остальные описания нуждаются в уточнениях. Не случайно до сих пор ни в одном из музеев нашей страны не имеется полного научного каталога буддийских коллекций.
В Государственном музее истории религии и атеизма в процессе работы по описанию фондов и созданию экспозиции была разработана методика отождествления буддийских изображений с помощью информационно-поисковой системы на перфокартах, * [сноска: * См.: Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР. — В сб.: Музеи в атеистической пропаганде. Л, 1978.] позволяющая значительно сократить время, затрачиваемое на определение персонажа, свести до минимума возможность ошибок.
Публикация А.А. Терентьева в данном сборнике является необходимым дополнением к предложенной ранее методике и представляет собой попытку выработать единый язык описания изображений. Автор выделяет десять основных элементов иконографии, в соответствии с которыми можно определить любое буддийское изображение при всём многообразии форм, характерных для персонажей буддизма; впервые вводит в научный оборот таблицы, представляющие воспроизведения и описания разновидностей элементов иконографии, уточняет их наименования. Статья может быть использована как справочное пособие не только музейными работниками, но и исследователями буддизма.
Музейная экспозиция служит делу атеистического воспитания тогда, когда культовые предметы используются в ней для раскрытия социальных и гносеологических корней религиозного мировоззрения, его эволюции и связей с реальной общественно-исторической действительностью. Для осуществления этой задачи большое значение приобретает выявление функциональных и художественных особенностей предметов культа, определение сюжетов произведений религиозного искусства, персонажей и их места в иерархии божеств, в религиозно-философских концепциях и обыденном сознании.
Проблеме использования письменных источников — религиозно-философских текстов на тибетском и китайском языках — для интерпретации сюжетов произведений буддийского искусства посвящены статьи Е.А. Торчинова, Т.Г. Комиссаровой и Р.Н. Крапивиной.
Определение места и времени изготовления экспоната — одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед исследователем предметов буддийского культа. На примере сравнительного анализа стилистических особенностей двух бронзовых статуэток из собрания Музея искусства народов Востока (ГМИНВ) Э.В. Ганевская предлагает один из вариантов решения этой проблемы и в то же время показывает возможности более глубокого показа музейными средствами сложных и противоречивых отношений и взаимосвязей религии и национальных художественных традиций.
В статье В.Н. Мазуриной описываются некоторые маски мистерии цам из собрания ГМИРиА, приводятся сведения о роли отдельных персонажей в разных вариантах цама. Эти материалы могут быть полезны для описания и экспонирования подобных масок, имеющихся в других музеях.
Хранение и реставрация предметов буддийского культа в нашей стране осуществляется на основе Инструкции Министерства культуры СССР по учёту и хранению музейных ценностей, которая не включает, однако, специальных положений по хранению специфических по технике живописи буддийских икон на холсте (танка). В ряде музеев танка хранятся в произвольно выбранных условиях, что угрожает их сохранности. В статье Е.С. Куликовской анализируются сведения по технике и технологии танка и предлагаются некоторые рекомендации по хранению буддийских икон, разработанные в соответствии с требованиями Инструкции в отношении хранения живописных полотен на холсте или шёлке, тканей и графических произведений.
Т.А. Стецкевич
наверх |