Л.Н. Гумилёв
Старобурятская живопись.
Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана.
// М.: «Искусство». 1975. 168 с.
Содержание
История, открытая искусством. — 5
В сердце Азии. — 5
Значение изучения буддийской иконографии. — 6
Предварительные, но необходимые замечания. — 7
Начало культуры. — 11
Тема и вариации. — 12
У истоков истории. — 16
Бон. — 19
Чёрное и жёлтое. — 24
История превращается в легенду. — 26
Легенда превращается в картину. — 29
Пиктограмма. — 32
Эпоха вражды и мести. — 35
От Цейлона до Байкала. — 37
Свет с запада. — 40
Познание против милосердия. — 41
Красное и белое. — 43
Жёлтая вера. — 45
Синхронистическая таблица. — 48
Краткий терминологический словарь и указатель имён. — 51
Иллюстрации [ 1-54 ]. — 57
[ аннотация, с. 4: ]
Агинский дацан, подобно северным русским монастырям, имел богатую коллекцию произведений старобурятской живописи. В процессе изучения этого материала автор устанавливает определённые связи между изображёнными персонажами и подлинными лицами тибетской истории. Таким образом, произведения старобурятской живописи становятся в интерпретации автора ценным историческим источником. Вместе с тем автор подчёркивает роль этого материала в качестве этнографического памятника, в котором воспроизведены реальные элементы старотибетской материальной культуры. Оригиналы публикуемых изображений хранятся в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (МАЭ). Коллекция 4698, инвентарные номера указаны в аннотациях, сборы произведены Г.А. Гловацким. Опись составлена Л.Н. Гумилёвым.
См. также рецензию Б.И. Панкратова и запись обсуждения в МАЭ 10 июня 1976 г.)
|