● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Этническая история народов Азии.// М.: 1972. 296 с.
Содержание
Предисловие. — 3
Л.В. Хомич. Опыт изучения современных этнических процессов в Ямало-Ненецком национальном округе. — 7Г.Н. Грачёва. Народные названия, связанные с погребениями и погребальными сооружениями (по материалам Западной Сибири). — 38Л.П. Потапов. Тубалары Горного Алтая. — 52С.М. Абрамзон. Народные предания как источник для изучения этнической истории киргизов Центрального Тянь-Шаня. — 67С.А. Арутюнов, Д.А. Сергеев, Ч.М. Таксами. Этнокультурные связи коренных народов прибрежной Северо-Восточной Азии. — 83И.С. Вдовин. Юкагиры в этнической истории коряков и чукчей. — 99Р.Ф. Итс. Борьба за независимость как фактор этнического развития народов Южного Китая в период господства Цин. — 114A.М. Решетов. Об этническом своеобразии хуэй и уровне их этнической консолидации. — 137С А. Маретина. Из этнической истории горных народов Северо-Восточной Индии. — 150М.К. Кудрявцев. Об этническом составе армий мусульманских завоевателей Индии. — 171Ф.Д. Люшкевич. Некоторые этнографические данные о татах Ирана. — 193B.Г. Трисман. К условиям складывания общего языка в Индонезии. — 212Д.И. Тихонов. Этническое развитие народов Республики Филиппины. — 228А.И. Мухлинов. Этнографическая характеристика бронзовой культуры Донгшона (Вьетнам). — 246Д.Г. Савинов. Об изменении этнического состава населения Южной Сибири по данным археологических памятников предмонгольского времени. — 255Л.Г. Нечаева. Осетинские погребальные склепы и этногенез осетин. — 267
Список сокращений. — 293
Предисловие. ^
Предлагаемый сборник статей был задуман в качестве одной из форм опубликования материалов годичных научных сессий Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР. Ядро сборника составили статьи, написанные на основании докладов, зачитанных на сессиях. К ним были присоединены другие статьи сотрудников Института, близкие по своей тематике к основной идее сборника. Она заключается в освещении различных этапов этнической истории ряда народов Азии и этнических процессов, которые происходили или происходят на тех или иных территориях этого континента.
Статьи сборника относятся как к народам нашей страны, так и к народам зарубежных стран Азии. Статьи неравноценны по глубине анализа и делятся на две категории: первая из них включает работы, посвящённые непосредственно этногенезу, выяснению этнического состава отдельных народов или групп народов; вторая трактует отдельные этнографические вопросы самостоятельного значения, рассмотрение которых, однако, необходимо для изучения этнической истории. На первый взгляд сборник может показаться разнородным. Но его статьи объединяет прежде всего метод исследования, присущий советским этнографам: комплексное использование различных источников, последовательный историзм при анализе конкретного материала. Этот метод применяется в различной форме и поэтому придаёт разнообразие представленным статьям. Их авторы привлекают и этнографические материалы, и данные языка, и исторические источники, и результаты археологических исследований.
Широкий интерес представляет статья Л.В. Хомич «Опыт изучения современных этнических процессов в Ямало- Ненецком национальном округе». Она основана на собранных автором полевых материалах и наблюдениях, почёрпнутых во время пребывания среди многонационального населения этого округа. Рассматриваются особенности расселения отдельных групп разных национальностей, их участие в тех или иных отраслях хозяйства, межнациональные браки, степень сохранения элементов национальной культуры и её особенности, формы сближения культур коренных и пришлых национальностей. Автор обращает внимание на трудности, замедляющие развитие межнациональных контактов, взаимное культурное влияние населяющих округ национальностей, высказывает мнение о путях преодоления этих трудностей.
В статье Г.Н. Грачёвой «Народные названия, связанные с погребениями и погребальными сооружениями (по материалам Западной Сибири)» хорошо показано значение терминологии, относящейся к погребальному комплексу, для проблемы этногенеза ряда народностей Сибири. Приведя фольклорный и этнографический материал о способах захоронения у ненцев, кетов, хантов, манси, селькупов, нганасан и других народов, автор даёт обширную сводку терминов из языков названных народов и делает попытку их анализа.
Л.П. Потапов в своей статье «Тубалары Горного Алтая» уточняет и анализирует этнический состав и этнографические особенности этой группы алтайцев и делает ряд интересных выводов о наличии в составе этой группы этнических компонентов, восходящих к кочевникам-скотоводам древнетюркского времени.
В статье С.М. Абрамзона «Народные предания как источник для изучения этнической истории киргизов Центрального Тянь-Шаня» использованы полевые материалы, свидетельствующие о сложности этнического состава населения этого обширного высокогорного края, обусловленной политическими, социальными и этническими факторами. Рассматриваются некоторые исторические и генеалогические предания, отдельные обычаи, характеризующие как этнические контакты с соседними районами Киргизии, так и стойкость некоторых местных традиций.
Сложный комплекс вопросов поднят в статье С.А. Арутюнова, Д.А. Сергеева и Ч.М. Таксами «Этнокультурные связи коренных народов прибрежной Северо-Восточной Азии». Оперируя данными археологических исследований и сопоставляя их с этнографическими показаниями, авторы устанавливают связи между культурами обитателей крайнего Северо-Востока — эскимосов и алеутов — и народов побережий Охотского и Японского морей, районов Приамурья — нивхов и айнов. По мнению авторов, нивхским и эскимосско-алеутским волнам заселения северных тихоокеанских побережий Азии предшествовал древний этнический субстрат, родственный последним волнам заселения Америки.
Статья И.С. Вдовина «Юкагиры в этнической истории коряков и чукчей» в значительной степени перекликается с проблематикой предыдущей работы. Касаясь дискуссионных проблем этнической истории крайнего северо-востока Азии, автор приходит к выводу, что никаких заметных следов участия юкагиров в этническом формировании чукчей и коряков нет и что континентальные области Чукотки издавна были заняты предками чукчей.
В статье Д.Г. Савинова «Об изменении этнического состава населения Южной Сибири по данным археологических памятников предмонгольского времени» освещается наименее изученный в истории Саяно-Алтая период XI-XII вв. Сравнение различных памятников этого времени с более ранними позволило автору связать появление памятников предмонгольского времени с притоком нового населения. Автор считает, что в этническом отношении новая культура была смешанной — в неё вошли элементы культуры пришлых, возможно монголоязычных, и местных тюркоязычных (телесских) и кыргызских племён.
По характеру исследуемых источников (археологические памятники) к статье Д.Г. Савинова примыкает статья Л.Г. Нечаевой «Осетинские погребальные склепы и этногенез осетин». Многолетние исследования автора позволили сделать важные выводы, имеющие непосредственное отношение к происхождению и этнической истории осетинского народа.
Проблемам этнической истории народов Китая посвящены статьи Р.Ф. Итса и А.М. Решетова, причём при хронологическом различии рассматриваемого материала в них освещаются принципиально важные в современных условиях проблемы этнических взаимоотношений в этой многонациональной стране. Р.Ф. Итс приводит новые сведения об участии некитайских народов в движении тайпинов, подчёркивая значение борьбы за независимость в этнической консолидации чжуан и мяо. А.М. Решетов ставит вопрос о принципах выделения в самостоятельный этнос хуэй.
В насыщенной новым материалом статье С.А. Маретиной «Из этнической истории горных народов Северо-Восточной Индии», при всех возможных спорных суждениях о времени ранних миграций тибето-бирманских народов из притибетских районов в районы Ассама, достаточно убедительно показан процесс формирования древнего населения данной области на почве смешения различных этнических элементов.
М.К. Кудрявцев в работе «Об этническом составе армий мусульманских завоевателей Индии» впервые специально рассмотрел столь важный вопрос для этнической истории.
Статья А.И. Мухлинова «Этнографическая характеристика бронзовой культуры Донгшона (Вьетнам)» по характеру использованного материала (археологические памятники) и по основной идее (сопоставить данные археологии с этническими структурами) достаточно ярко демонстрирует комплексный метод при этногенетических исследованиях. Существенным является вывод автора о сходных элементах в донгшонской культуре с культурой монкхмерских народов Юго-Восточной Азии.
Две статьи, В.Г. Трисман, посвящённая единому индонезийскому языку в связи с проблемой национальной консолидации, и Д.И. Тихонова «Этническое развитие народов республики Филиппин», где широко использован этнографический материал в связи с теми же аспектами, касаются этнических взаимоотношений в государствах, бывших длительное время колониями.
Этнографическим материалам об осёдлых ираноязычных татах Ирана и Средней Азии, сыгравших известную роль в этнической истории ираноязычных народов, посвящена статья Ф.Д. Люшкевич.
Таково содержание статей сборника, объединённых общей тематикой этнической истории, имеющей в современных условиях важное политическое значение. Детальное изучение этих проблем позволит правильно оценить достижения ленинской национальной политики в нашей стране и представить характер этнических взаимоотношений в бывших зависимых и полузависимых странах Азии. Сложность этнических проблем требует в качестве первоочередных целей большой предварительной работы и сбора массового конкретного материала. Авторский коллектив видел свою задачу именно в публикации такого материала, считая окончательное освещение вопросов этнической истории Азии своей последующей задачей.
Список сокращений. ^
ВГО — Всесоюзное географическое обществоВДИ — Вестник древней историиВИ — Вопросы историиВЯ — Вопросы языкознанияГИМ — Государственный исторический музейГЭ — Государственный ЭрмитажЖС — Живая старинаЗЗСОРГО — Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического обществаИА — Институт археологии Академии наук СССРИКОМАО — Известия Кавказского отделения Московского археологического обществаИКОРГО — Известия Кавказского отделения Русского географического обществаИРАИМК — Известия Российской Академии истории материальной культурыИCO — Известия Сибирского отделения Академии наук СССРИСОНИИ — Известия Североосетинского научно-исследовательского институтаКСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССРКСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии Академии наук СССРКЧНИИ — Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институтЛГУ — Ленинградский государственный университетЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии Академии наук СССРЛОИЭ — Ленинградское отделение Института этнографии Академии наук СССРМАК — Материалы по археологии КавказаМАЭ — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Академии наук СССРМЗП — Магазин землеведения и путешествийМИА — Материалы и исследования по археологии СССРМИСК — Материалы для изучения Ставропольского краяМКАЭН — Международный конгресс антропологических и этнографических наукММ — Минусинский музейМЭР — Материалы по этнографии РоссииНИИЯЛИ — Научно-исследовательский институт языка, литературы и историиОАК — Отчет Археологической комиссииРАЖ — Русский антропологический журналРГО — Русское географическое обществоСА — Советская археологияСАГУ — Среднеазиатский государственный университетСАИ — Археология СССР. Свод археологических источниковСТАИМК — Сообщения Государственной Академии истории материальной культурыСМАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии Академии наук СССРСМОМПК — Сборник материалов для описания местностей и племён КавказаССК — Сборник сведений о КавказеСФУ — Советское финноугроведениеСЭ — Советская этнографияТИИАЭ АНК — Труды Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССРТИЭ — Труды Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая Академии наук СССРТКЭАН — Тувинская комплексная экспедиция Академии наук СССРТЭООЛЕАЭ — Труды Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университетеУЗКНИИ — Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского институтаФАК — Фонд Археологической комиссии (Ленинградское отделение Института археологии Академии наук СССР)ЧИНИИ — Чечено-Ингушский научно-исследовательский институтBEFEO — Bulletin de l’Ecole Française d’Extrême-OrientMSFO — Mémoires de la Société Finno-OugrienneNCLS — Nghien cuu lich su
наверх |