главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археологические вести. №3. СПб: 1994. E.E. Филиппова

Плоская таштыкская маска из собрания Государственного Исторического музея.

// Археологические вести. №3. СПб: 1994. С. 75-77.

 

Наиболее ярким и своеобразным памятником таштыкской эпохи (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.) Среднего Енисея являются лицевые погребальные маски. Это сложный полифункциональный источник, особым образом раскрывающий процесс взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур на рубеже тысячелетий, дающий представление о формировании нового типа населения южной Сибири и раскрывающий определённое мировоззрение древних племён, связанное с культом мёртвых и погребальным обрядом.

 

В отделе археологических памятников государственного исторического музея хранится 55 целых или почти целых таштыкских погребальных масок (к последним относятся те экземпляры, у которых сохранились наиболее выразительные фрагменты лица, дающие представление об облике умершего) и свыше 5 тысяч фрагментов. По количеству масок коллекция ГИМ значительно превосходит остальные собрания, хранящиеся, как в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, так и в музеях южно-сибирского региона.

 

История нахождения и изучения таштыкских погребальных масок насчитывает не одно десятилетие, а начало её относится к 80-м годам XIX века, когда в результате раскопок сибирского археолога А.В. Адрианова, в Минусинском округе Енисейской губернии, были открыты первые таштыкские маски, часть из которых в 1891 году, была передана в Российский императорский музей и положила начало музейному собранию.

 

Однако, основу коллекции составили материалы, полученные в результате работ Саяно-Алтайской археологической экспедиции 1936 и 1938 годов, под руководством С.В. Киселева и Л.А. Евтюховой.

 

Большинство погребальных масок было обнаружено при раскопках Уйбатского чаатаса. Их отличительные особенности позволили С.В. Киселёву выделить 4 типа масок по их внешнему виду, а портретная индивидуальность каждой из них дала возможность наметить три физиономические группы с европеоидными, монголоидными или смешанными антропологическими чертами, в каждом из выделенных типов встречены как необожжённые (белые), так и обожжённые (тонные) [так в тексте] экземпляры, они отличаются различной степенью и узорами раскраски: это красные или голубые полуовалы на щеках, красные или чёрные опирали и завитки на лбу, висках и носу, а иногда чёрные линии на оплошном [сплошном] красном фоне. Для изготовления масок использовалась специальная масса, главной составной частью которой являлся гипс. Все маски достаточно объёмны, так как формовались или на лице умершего человека, или на мягкой, круглой основе, обвязанной шнуром, отпечатки которого четко прослеживаются на внутренней поверхности многих масок. Высота их колеблется в пределах 20-35 см (Киселёв 1949: 248-257, табл. XL-XLIII).

 

Этой общей характеристике таштыкских масок музейного собрания вполне соответствуют те экземпляры, которые были найдены в подквадратной насыпи 11, за исключением одной маски, публикации и анализу которой и посвящена данная статья.

 

Она представляет собой левую половину лица (высотой 10,2 см и шириной 5 см), на котором в традиционной таштыкской манере — бороздкой, идущей наискось от переносицы к левому виску, передан закрытый глаз, со слегка выступающим глазным яблоком (рис. 1: 1). От носа практически сохранился только его контур. Чётко передана носогубная складка. Большой рот с опущенными вниз уголками крупных, ярко-красных лощеных губ выделяется на темно-сером фоне. На светло-желтой поверхности щеки алеет пятно неопределенной формы, в связи с утратами красочного слоя. Лицо маски выполнено в высоком рельефе, что особенно чётко видно на ее профиле, по отношению к абсолютно плоской обратной стороне (рис. 1: 2, 3).

(75/76)

 

Рис.1 1-3. Плоская таштыкская маска.

Fig. 1 1-3. Flat Tashtyk mask.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Изготовлена она, как впрочем и все таштыкские маски, послойно. На центральном разломе чётко различаются два слоя: нижний — более тёмный и плотный, толщиной 1,2 см, и верхний, почти белый, толщиной 0,4 см, последний слой — красочный. Толщина маски, значительная в центре, уменьшается к краям, создаётся впечатление, что формовалась она из комка массы, путём его растягивания, вероятно, в момент изготовления формовочная масса была закреплена на какой-то твёрдой основе, следствием чего явилась глубокая вмятина, находящаяся на внутренней поверхности (рис. 1: 3).

 

Как уже отмечалось выше, сохранилась лишь половина маски: утрачены правая половина и подбородочная часть лица, однако, её верхняя часть имеет совершенно чёткое завершение в виде горизонтально срезанного края, напоминающего плоско срезанный венчик сосуда, шириной 1 см (рис. 1: 1-3).

 

Поражает выражение лица этой маски: презрительно-устрашающее, почти злобное. Оно передает общее, очень напряжённое состояние. Особенно отчётливо это наблюдается на фотореконструкции маски, при которой были симметрично состыкованы две левые половины лица. Фотореконструкция передаёт, казалось бы, некоторое портретное сходство с лицом реального человека. Однако, весь облик исследуемого предмета оставляет гнетущее, напряжённое впечатление, подобное выражение лица не находит аналогий среди лицевых таштыкских погребальных масок. Лишь наискось идущие глазные бороздки, да слегка выступающие скулы подчеркивают её монголоидный облик.

 

Таким образом, эта маска, обладая целым рядом традиционных таштыкских признаков, таких как материал и способ изготовления, моделировка лица и его раскраска, несомненно может быть отнесена к предметам погребально-культовой принадлежности таштыкской эпохи, об этом свидетельствует и её нахождение с обычными таштыкскими масками в склепе под подквадратной насыпью.

 

Однако, такие специфические черты, как небольшой размер, плоская внутренняя сторона и необычное выражение лица, выделяют её из музейного собрания и дают возможность предполагать, что в таштыкскую эпоху на Среднем Енисее, наряду с 4-мя типами объёмных лицевых погребальных масок, существовал ещё один — 5-ый тип — небольшие плоские погребальные маски, оборотная сторона которых исключала их использование в качестве лицевых. Функциональное назначение их пока не установлено, но можно предполагать, что существовал особый ритуал в таштыкском погребальном обряде, в котором определённая роль отводилась небольшим плоским маскам.

 

В некоторой степени понять назначение этой маски помогают данные этнографии. Так, в материалах по народам Сибири известны небольшие плоские маски или маскоиды,

(76/77)

принадлежавшие шаманам и не случайно, что именно среди шаманских маскоидов западных тувинцев начала XX века, данная плоская маска находит наиболее близкие аналогии: и небольшой размер, и плоская внутренняя сторона, и устрашающее выражение лица (Авдеев 1957: 241, 267; Иванов 1975: 19, Табл. 33-34).

 

Было бы заманчиво утверждать, что данная плоская маска является атрибутом шамана, тем более, что исследователи таштыкской эпохи неоднократно подчёркивали, что склеп под подквадратной насыпью №11, где она была найдена, относится к погребениям привилегированных слоёв общества (Киселёв 1949: 259-266; Кызласов 1960: 192), но это тема специального исследования. В целом же, проведённый анализ позволил выделить ещё один тип таштыкских погребальных масок по их внешнему виду, предположительно определить их особую роль в погребальном обряде таштыкских племён, а также наметить возможное время возникновения и корни такого ритуального предмета, как тувинский шаманский маскоид.

 

Авдеев, А.Д. 1957. Маска // Сборник Музея антропологии и этнографии 17. Москва — Ленинград.

Иванов, С.В. 1975. Маски народов Сибири Ленинград.

Киселёв, С.В. 1949. Древняя история Южной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР 9. Москва — Ленинград.

Кызласов, Л.Р. 1960. Таштыкская эпоха на Енисее. Москва.

 

 

Flat Tashtyk mask from the collection of the State Historical museum.   ^

 

Summary.

 

The Tashtyk funeral masks of the 1st millennium BC — 1st millennium AD from South Siberia are a complex archaeological source. They reflect in a special way the process of interaction between different cultures, the origin of a new type of population and the complicated funeral rite of the Tashtyk tribes of this region.

 

The largest collection of these masks is owned by thw [the] State Historical museum in Moscow. Its core is formed by the materials of the 1936-38 excavations at Ujbat chaatas led by S.V. Kiselev and L.A. Evtiukhova. Various type of masks are represented different in appearance and belonging to different anthropological groups. All the masks are three-dimensional, bear a portrait resemblance to deceades oersons, differ in the staste of preservation and the degree of colouring.

 

Of special interest is a small flat mask with an unusuak [unusual] facial expression. It was found in a Tashtyk grave and certainly played a special role in the burial rite of these tribes, although it has no parallels among the traditianal [traditional] Tashtyk masks.

 

This is an example of a special type of Tashtyk masks. It has common features with the shaman masks from Tuva and might have belonged to a shaman who lived in the Middle Yenisey Basin in the Tashtyk period.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки