Э.Б. Тайлор
Первобытная культура.
// М.: «Политиздат». 1989. 576 c. ISBN 5-250-00379-6 (Библиотека атеистической литературы)
См. также первое издание.
[ аннотация: ]
Книга известного английского этнографа Э. Тайлора (1832-1917) посвящена вопросам происхождения и развития религии. Его теория рассматривает анимизм (веру в души и духов) как зародыш, из которого развились все религии. Несмотря на то что сегодня многие теории учёного отвергаются исследователями, его книга, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии.
Рассчитана на широкий круг читателей.
См. файл .pdf, 21,4 Мб.
Оглавление
Предисловие. — 5
Глава I. Наука о культуре.
Культура, или цивилизация. — Закономерная связь между явлениями культуры. — Методы классификации и обсуждения свидетельств. — Связь последовательных стадий культуры благодаря устойчивости, изменению и переживанию. — Главнейшие предметы, рассматриваемые в этом сочинении. — 17
Глава II. Развитие культуры.
Промышленная, умственная, политическая и нравственная области культуры. — Развитие культуры в значительной степени совпадает с переходом от жизни дикой через варварскую к цивилизованной. — Теория прогресса. — Теория вырождения. — Теория развития заключает в себе и ту и другую из этих теорий: первую — как главную, вторую — как второстепенную. — Историческое и традиционное доказательство неприменимо к низшим ступеням культуры. — Исторические свидетельства, относящиеся к вырождению. — Сравнение различных уровней культуры у ответвлений одной и той же расы. — Пределы исторически известной древности цивилизации. — Доисторическая археология и её выводы о древностях на низших ступенях цивилизации. — Следы каменного века вместе с мегалитическими постройками, свайными жилищами, кухонными остатками, могилами и пр. служат доказательством первобытности и всеобщности дикого состояния. — Стадии прогрессивного развития в материальной культуре. — 35
Глава III. Пережитки в культуре.
Пережиток и суеверие. — Детские игры. — Азартные игры. — Старинные поговорки. — Детские песни. — Пословицы. — Загадки. — Смысл и пережитки обычаев: пожелания при чиханье, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников. — 65
Глава IV. Пережитки в культуре. (Окончание).
Тайные знания. — Магические силы, приписываемые более культурными обществами менее культурным. — Магические действия, основанные на ассоциации идей. — Предзнаменования. — Предвещания, предсказания и т.д. — Толкование снов. — Гаруспикация, скапулимантия, хиромантия и т.п. — Гадание на картах и т.п. — Рабдомантия, дактиломантия, косциномантия и т.п. — Астрология. — Образ мышления, объясняющий долгое существование магии. — Пережиток переходит в рецидив. — Колдовство, начинающееся в культуре дикарей, продолжается в цивилизации варваров; за его упадком в старой средневековой Европе следует его возрождение; приёмы колдовства и борьбы с ним унаследованы от древней стадии культуры. — Спиритизм как наследие древних стадий культуры, тесно связанное с колдовством. — Стучащие и пишущие духи. — Поднятие на воздух. — Инсценировки связанных медиумов. — Практическое значение изучения пережитков. — 91
Глава V. Мифология.
Мифологический вымысел, как и все другие проявления человеческой мысли, имеет основанием опыт. — Перемена в общественном мнении относительно достоверности мифов. — Превращение мифа в аллегорию и историю. — Изучение мифа в действительном его существовании и развитии у современных диких и варварских народов. — Первоначальные источники мифа. — Древнейшее учение об одушевлении природы. — Олицетворение солнца, луны и звёзд; водяной смерч; песчаный столб; радуга; водопад; моровая язва. — Аналогия, обращённая в миф и метафору. — Мифы о дожде, громе и пр. — Влияние языка на образование мифа. — Материальное и словесное олицетворение. — Грамматический род по отношению к мифу. — Собственные имена предметов по отношению к мифу. — Степень умственного развития, располагающая к мифическим вымыслам. — Учение об оборотнях. — Фантазия и вымысел. — 121
Глава VI. Мифология. (Продолжение).
Природные мифы, их происхождение, правила их истолкования. — Природные мифы высших диких обществ в сравнении с родственными формами у варварских и цивилизованных народов. — Небо и земля как всеобщие родители. — Солнце и луна: затмение и закат солнца в виде героя или девы, поглощённой чудовищем; солнце, встающее из моря и опускающееся в подземный мир; пасть ночи и смерти; Симплегады; глаз неба, глаз Одина и Граий. — Солнце и луна как мифические цивилизаторы. — Луна, её непостоянство, её периодическая смерть и оживание. — Звёзды, их порождение. — Созвездия, их место в мифологии и астрономии. — Ветер и буря. — Гром. — Землетрясение. — 149
Глава VII. Мифология. (Окончание).
Философские мифы: обращение их в псевдоисторию. — Геологические мифы. — Действие учения о чудесах на мифологию. — Мифы о родстве между обезьянами и людьми. — Этнологическое значение мифов о людях-обезьянах, людях с хвостом и о лесных людях. — Мифы, основанные на заблуждении, извращении и преувеличении: истории великанов, карликов и чудовищ. — Фантастические объяснительные мифы. — Мифы, относящиеся к легендарным или историческим личностям. — Этимологические мифы о названиях местностей и лиц. — Эпонимические мифы о названиях племён, народов, стран и пр.; их этнологическое значение. — Прагматизированные мифы, созданные посредством реализации метафор и идей. — Аллегория. — Басня о животных. — Заключение. — 177
Глава VIII. Анимизм.
Религиозные понятия существуют вообще у примитивных человеческих обществ. — Отрицание религиозных понятий бывает часто сбивчивым и ложно понятым. — Определение минимума религии. — Учение о духовных существах, названное здесь анимизмом. — Анимизм как особенность естественной религии. — Анимизм, разделённый на два отдела: учение о душе и учение о других духах. — Учение о душах, его распространение и определение у примитивных обществ. — Определение привидений, или призраков. — Учение о душах как теоретическое представление первобытной философии, призванное объяснить явления, входящие теперь в область биологии, в особенности жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, экстаз и видения. — Отношение души по названию и природе к тени, крови и дыханию. — Разделение или множественность душ. — Душа как причина жизни. — Возвращение её в тело после мнимого отсутствия. — Покидание тела душою во время экстаза, сна или видений. — Теория временного отсутствия души у спящих и духовидцев. — Теория посещений их другими душами. — Призраки умерших, являющиеся живым. — Двойники и привидения. — Душа сохраняет форму тела и подвергается увечьям вместе с ним. Голос духов. — Понятие о душе как о чём-то вещественном. — Отправление душ на службу другим в будущей жизни путем погребальных жертвоприношений жён, слуг и т. д. — Души животных, их отправление в другую жизнь при погребальных жертвоприношениях. — Души растений. — .Души предметов, отправление их на тот свет при погребальных жертвоприношениях. — Отношение первобытного учения о душах предметов к эпикурейской теории идей. — Историческое развитие учения о душах, начиная от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. — 205
Глава IX. Анимизм. (Продолжение).
Учение о существовании души после смерти. — Его главные подразделения: переселение душ и будущая жизнь. — Переселение душ: возрождение в образе человека или животных, переходы в растения и неодушевленные предметы. — Учение о воскресении тела выражено слабо в религии дикарей. — Будущая жизнь: общее, хотя и не повсеместное, верование у примитивных, обществ. — Будущая жизнь — скорее продолжение существования, а не бессмертие. — Вторичная смерть души. — Призрак умершего остаётся на земле, в особенности при непогребённом теле. — Привязанность его к бренным останкам тела. — Празднества в честь умерших. — 253
Глава X. Анимизм. (Продолжение).
Странствование души в страну мёртвых. Посещение живыми местопребывания, отошедших душ. — Связь этих легенд с мифами солнечного заката: страна мёртвых представляется лежащей на западе. — Реализация имеющих хождение в первобытной и .цивилизованной теологии религиозных понятий в рассказах о посещении страны духов. — Локализация будущей жизни. — Отдалённые области её на земле: земной рай, острова блаженных. Подземные области: Аид и Шеол. — Солнце, луна, звёзды. — Небо. — Исторический ход верований в такую локализацию. — Характер будущей жизни. — Теория продолжения существования, которая является, по-видимому, первоначальной, принадлежит преимущественно примитивным обществам. — Переходные теории. — Теория возмездия, очевидно производная, принадлежит преимущественно культурным народам. — Учение о нравственном воздаянии, развиваемое в высшей культуре. — Общий обзор учений о будущей жизни от дикого состояния до современной цивилизации. — Практическое влияние их на чувства и образ действий человеческого рода. — 277
Глава XI. Анимизм. (Продолжение).
Анимизм, развиваясь из учения о душах в более широкое учение о духах, становится философией естественной религии. — Понятие о духах сходно с представлением о душах и, очевидно, выведено из него. — Переходное состояние: разряды душ, переходящих в добрых и злых демонов. — Почитание теней умерших. — Учение о вселении духов в тела людей, животных, растений и в неодушевленные предметы. — Одержимость бесами и вселение бесов в человека как причины болезней и прорицаний. — Фетишизм. — Вселение болезнетворных духов. — Духи, которые держатся при бренных останках тела. — Фетиш, образуемый духом, который воплощён в каком-нибудь предмете, связан с ним или действует через него. — Аналоги фетишизма в современной науке. — Почитание камней и кусков дерева. — Идолопоклонство. — Остатки анимистической фразеологии в современном языке. — Упадок анимистического учения о природе. — 311
Глава XII. Анимизм. (Продолжение).
Духи как личные причины явлений природы. — Всепроникающие духи, влияющие на судьбу человека в качестве добрых или злых гениев. — Духи, являющиеся в снах и видениях: кошмары, домовые и кикиморы (инкубы и суккубы). — Вампиры. — Видения. — Духи мрака, прогоняемые огнём. — Духи, видимые для животных, обнаруживаемые по следам. — Духи, за которыми признаётся вещественность. — Духи-хранители и домашние духи. — Духи природы; развитие учения о них. — Духи вулканов, водоворотов, скал. — Почитание вод: духи колодцев, ручьев, озёр и т.п. — Почитание деревьев: духи, воплощенные или живущие в деревьях, духи рощ и лесов. — Почитание животных: животные, служащие предметами поклонения или непосредственно, или как воплощение божеств. — Тотемизм. — Культ змей. — Видовые божества; их отношение к идеям о первообразах — архетипах. — 355
Глава XIII. Анимизм. (Продолжение).
Высшие божества политеизма. — Человеческие свойства, прилагаемые к божеству. — Высшие лица духовной иерархии. — Политеизм: ход развития его на высшей и низшей ступенях культуры. — Классификация божеств в соответствии с общим понятием об их значении и функциях. — Бог неба. — Бог дождя. — Бог грома. — Бог ветра. — Бог земли. — Бог воды. — Бог моря. — Бог огня. — Бог солнца. — Бог луны. — 389
Глава XIV. Анимизм. (Окончание).
Политеизм охватывает класс великих божеств, управляющих ходом природы и жизнью человека. — Бог деторождения. — Бог земледелия. — Бог войны. — Бог умерших. — Первый человек как богоподобный прародитель. — Дуализм: его рудиментарный и неэтический характер у примитивных обществ, развитие его в дальнейшем движении культуры. — Доброе и злое божество. — Учение о верховной власти божества отличается от монотеизма, хотя и приближается к нему. — Понятие о верховном божестве в различных его формах у примитивных обществ. — Значение его как дополнения системы политеизма и продукта анимистической философии. — Продолжение и развитие его у высших наций. — Общий обзор анимизма как философии религии. — 421
Глава XV. Обряды и церемонии.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. — Молитвы: непрерывное развитие этого обряда от низших до высших ступеней культуры. — Жертвоприношения: первоначальная теория даров переходит в теории чествования и отречения. — Способ принятия жертвоприношений божеством. — Материальная передача жертвоприношений стихиям, животным-фетишам и жрецам. — Потребление вещества жертвоприношений божеством или идолом. — Приношение крови. — Передача жертвоприношений посредством огня. — Курение. — Духовная передача: потребление или передача души жертвоприношений. — Мотивы жертвоприношений. — Переход от теории даров к теории чествования: малозначащие и формальные приношения; жертвенные пиршества. — Теория отречения. — Приношение детей в жертву. — Замена в жертвоприношениях: приношение части вместо целого, жизни низшего существа .вместо жизни высшего; приношение подобий. — Современные остатки жертвоприношений в народных поверьях и в религии. — Посты как средство вызывать экстатические видения. — Формы постов в истории развития общества. — Лекарственные вещества для вызывания экстаза. — Обмороки и припадки, вызываемые с религиозными целями. — Обращение на восток и запад. — Отношение этого обычая к солнечному мифу и культу солнца. — Обращение на восток и запад при похоронах, молитве и построении храмов. — Очищение огнём
и водой. — Переход от материального к символическому очищению. — Связь его с различными случаями жизни. — Очищение в примитивных обществах. — Очищение новорожденных, женщин и людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к умершему. — Религиозное очищение, практикующееся на высших ступенях культуры. — 457
Заключение. — 502
Примечания. — 509
Указатели. — 523
|