● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Э. Тэйлор. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз. 1939. Э. Тэйлор

Первобытная культура.

// М.: Соцэкгиз. 1939. 568 с.

 

аннотация: ]

«Первобытная культура» объединяет содержащие огромный фактический материал основные работы известного английского учёного Эдуарда Тэйлора по вопросам происхождения и первоначального развития материальной и духовной культуры. Обильно иллюстрированная для настоящего издания книга предназначается в качестве пособия для учащихся вузов и самообразования.

 

См. также переиздание.

Оглавление

 

Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры [В.К. Никольский]. — III

[Начатки науки о первобытном обществе и его культуре.] — III

[Жизнь и деятельность Эдуарда Тэйлора.] — XV

[Живое и отжившее у Тэйлора.] — XVIII

 

Глава I. Наука о культуре.
Культура, или цивилизация. — Закономерная связь между явлениями культуры. — Методы классификации и обсуждения свидетельств. — Связь последовательных стадий культуры благодаря устойчивости, изменению и переживанию. — Главнейшие предметы, рассматриваемые в этом сочинении. — 1

Глава II. Развитие культуры.
Промышленная, умственная, политическая и нравственная области культуры. — Развитие культуры в значительной степени совпадает с переходом от жизни дикой через варварскую к цивилизованной. — Теория прогресса. — Теория вырождения. — Теория развития заключает в себе и ту и другую из этих теорий: первую — как главную, вторую — как второстепенную. — Историческое и традиционное доказательство не применимо к низшим ступеням культуры. — Исторические свидетельства, относящиеся к вырождению. — Сравнение различных .уровней культуры у ответвлений одной и той же расы. — Пределы исторически известной древности цивилизации. — Доисторическая археология и ее выводы. — Следы каменного века вместе с мегалитическими постройками, свайными жилищами, кухонными остатками, могилами и пр. служат доказательством первобытности и всеобщности дикого состояния. — Стадии прогрессивного развития в материальной культуре. — 15

Глава III. Пережитки в культуре.
Пережиток и суеверие. — Детские игры. — Азартные игры. — Старинные поговорки. — Детские песни. — Пословицы. — Загадки. — Смысл и пережитки обычаев: пожелания при чихании, жертвоприношения при закладке зданий, предубеждения против оживления утопленников. — 43

Глава IV. Пережитки в культуре (окончание).
Тайные знания. — Магические силы, приписываемые более культурными обществами менее культурным. — Магические действия, основанные на ассоциации идей. — Предзнаменования. — Предвещания, предсказания и т.д. — Толкование снов. — Гаруспикация, скапулимантия, хиромантия и т.п. — Гаданье на картах и т.п. — Рабдомантия, дактиломантия, косциномантия и т.п. — Астрология. — Образ мышления, объясняющий долгое существование магии. — Пережиток переходит в рецидив. — Колдовство, начинающееся у дикарей, продолжается у варваров; за его упадком в старой средневековой Европе следует его возрождение; приёмы колдовства и борьбы с ним унаследованы от древней стадии культуры. — Спиритизм как наследие древних стадий культуры, тесно связанное с колдовством. — Стучащие и пишущие духи. — Поднятие на воздух. — Инсценировки связанных медиумов. — Практическое значение изучения пережитков. — 64

Глава V. Техника.
Развитие орудий. — Палица, молоток. — Каменный осколок. — Топор. — Сабля, нож. — Копьё, кинжал, меч. — Плотничьи инструменты. — Метательное оружие, дротик. — Праща, копьеметалка. Лук и стрела. — Выдувальный ствол, ружьё. Механическая сила. — Повозка на колёсах. — Ручная мельница. — Сверло. — Токарный станок. — Винт. — Водяная и ветряная мельницы. — 93

Глава VI. Техника (продолжение).
Добывание пищи, доставляемой природой. — Охота. — Ловля западней. — Рыбная ловля. Земледелие: земледельческие орудия. — Поля. — Скот, пастбище. — Война: оружие; броня. — Ведение войны в примитивных обществах. — 107

Глава VII. Техника (продолжение).
Жилища: пещеры, шалаши, палатки, дома, каменные и кирпичные здания. — Свод. — Развитие архитектуры. — Одежда. — Окрашивание кожи. — Татуирование. — Уродование черепа. — Украшения. — Одежды из коры, кожи и т. д. — Цыновка. — Прядение, тканьё, шитьё. — Навигация. — Пользование плавающими предметами, лодки, плоты, балансир, гребки и весла, паруса; галеры и корабли. — 122

Глава VIII. Техника (окончание).
Огонь. — Приготовление пищи: хлеб и прочее. — Напитки. — Топливо. — Освещение. — Сосуды; горшки. — Стекло. — Металлы. — Бронзовый и железный век. — Обмен. — Деньги. — 143

Глава IX. Изящные искусства.
Поэзия: стихи и размер. Аллитерация и рифма. Поэтическая метафора. Речь, мелодия, гармония. — Музыкальные инструменты. — Танцы. — Драма. — Ваяние и живопись. — Древнее и современное искусство. — Игры. — 161

Глава X. Письменность.
Пиктография, или картинное письмо. — Фонетические, или звуковые, письмена. — Китайское письмо. — Клинообразное письмо. — Азбучное письмо. — Правописание. — Книгопечатание. — 177

Глава XI. Наука.
Наука. — Счёт и арифметика. — Измерение и взвешивание. — Геометрия. — Алгебра. — Физика. — Химия. — Биология. — Астрономия. — География и геология. — Методы умозаключения. — Магия. — 184

Глава XII. Мифология.
Мифологический вымысел, как и все другие проявления человеческой мысли, имеет основанием опыт. — Перемена в общественном мнении относительно достоверности мифов. — Превращение мифа в аллегорию и историю. — Изучение мифа в действительном его существовании и развитии у современных диких и варварских народов. — Первоначальные источники мифа. — Древнейшее учение об одушевлении природы. — Олицетворение солнца, луны и звёзд; водяной смерч; песчаный столб; радуга; водопад; моровая язва. — Аналогия, обращённая в миф и метафору. — Мифы о дожде, громе и пр. — Влияние языка на образование мифа. — Материальное и словесное олицетворение. — Грамматический род по отношению к мифу. — Собственные имена предметов по отношению к мифу. — Степень умственного развития, располагающая к мифическим вымыслам. — Учение об оборотнях. — Фантазия и вымысел. — 201

Глава XIII. Мифология (продолжение).
Природные мифы, их происхождение, правила их истолкования. — Природные мифы высших диких обществ в сравнении с родственными формами у варварских и цивилизованных народов. — Небо и земля как всеобщие родители. — Солнце и луна: затмение и закат солнца в виде героя или девы, поглощённой чудовищем; солнце, встающее из моря и опускающееся в подземный мир; пасть ночи и смерти; Симплегады; глаз неба, глаз Одина и Граий. — Солнце и луна как мифические цивилизаторы. — Луна, её непостоянство, её периодическая смерть и оживание. — Звёзды, их порождение. — Созвездия, их место в мифологии и астрономии. — Ветер и буря. — Гром. — Землетрясение. — 222

Глава XIV. Мифология (окончание).
Философские мифы: обращение их в псевдоисторию. — Геологические мифы. — Действие учения о чудесах на мифологию. — Мифы о родстве между обезьянами и людьми. — Этнологическое значение мифов о людях-обезьянах, о людях с хвостом и о лесных людях. — Мифы, основанные на заблуждении, извращении и преувеличении: истории великанов, карликов и чудовищ. — Фантастические объяснительные мифы. — Мифы, относящиеся к легендарным или историческим личностям. — Этимологические мифы о названиях местностей и лиц. — Эпонимические мифы о названиях племён, народов, стран и пр.; их этнологическое значение. — Прагматизированные мифы, созданные посредством реализации метафор и идей. — Аллегория. — Басня о животных. — Заключение. — 241

Глава XV. Анимизм.
Религиозные понятия существуют вообще у примитивных человеческих обществ. — Отрицание религиозных понятий бывает часто сбивчивым и ложно понятым. — Определение минимума религии. — Учение о духовных существах, названное здесь анимизмом. — Анимизм как особенность естественной религии. — Анимизм, разделённый на два отдела: учение о душе и о других духах. — Учение о душах, его распространение и определение у примитивных обществ. — Определение привидений, или призраков. — Учение о душах как теоретическое представление первобытной философии, призванное объяснить явления, входящие теперь в область биологии, в особенности жизнь и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, экстаз и видения. — Отношения души по названию и природе к тени, крови и дыханию. — Разделение или множественность душ. — Душа как причина жизни. — Возвращение её в тело после мнимого отсутствия. — Покидание тела душою во время экстаза, сна или видений. — Теория временного отсутствия души у спящих и духовидцев. — Теория посещений их другими душами. — Призраки умерших, являющиеся живым. — Двойники и привидения. — Душа сохраняет форму тела и подвергается увечьям вместе с ним. — Голос духов. — Понятие о душе как о чём-то вещественном. — Отправление душ на службу другим в будущей жизни путём погребальных жертвоприношений жён, слуг и т.д. — Души животных, их отправление в другую жизнь при погребальных жертвоприношениях. — Души растений. — Души предметов, отправление их на тот свет при погребальных жертвоприношениях. — Отношение первобытного учения о душах предметов к эпикурейской теории идей. — Историческое развитие учения о душах, начиная от эфирной души первобытной биологии до невещественной души современного богословия. — 259

Глава XVI. Анимизм (продолжение).
Учение о существовании души после смерти. — Его главные подразделения: переселение душ и будущая жизнь. — Переселение душ: возрождение в образе человека или животных, переходы в растения и неодушевленные предметы. — Учение о воскресении тела выражено слабо в религии дикарей. — Будущая жизнь: общее, хотя и не повсеместное, верование у примитивных обществ. — Будущая жизнь — скорее продолжение существования, а не бессмертие. — Вторичная смерть души. — Призрак умершего остаётся на земле, в особенности при непогребённом теле. — Привязанность его к бренным останкам тела. — Празднества в честь умерших. — 301

Глава XVII. Анимизм (продолжение).
Странствование души в страну мёртвых. — Посещение живыми местопребывания отошедших душ. — Связь этих легенд с мифами солнечного заката: страна мёртвых представляется лежащей на западе. — Реализация народных религиозных понятий в рассказах о посещении страны духов. — Локализация будущей жизни. — Отдаленные области её на земле: земной рай, острова блаженных. — Подземные области: Аид и Шеол. — Солнце, луна, звёзды. — Небо. — Исторический ход верований в такую локализацию. — Характер будущей жизни. — Теория продолжения существования, которая является, повидимому, первоначальной, принадлежит преимущественно примитивным обществам. — Переходные теории. — Теория возмездия, очевидно, производная, принадлежит преимущественно цивилизованным народам. — Учение о нравственном возмездии, развиваемое в высшей культуре. — Общий обзор учений о будущей жизни от дикого состояния до современной цивилизации. — Практическое влияние их на чувства и образ действий человеческого рода. — 318

Глава XVIII. Анимизм (продолжение).
Анимизм, развиваясь из учения о душах в более широкое учение о духах, становится полной философией естественной религии. — Понятие о духах сходно с представлением о душах и, очевидно, выведено из него. — Переходное состояние: разряды душ, переходящих в добрых и злых демонов. — Почитание теней умерших. — Учение о вселении духов в тела людей, животных, растений и в неодушевлённые предметы. — Одержимость бесами и вселение бесов в человека как причины болезней и прорицаний. — Фетишизм. — Вселение болезнетворных духов. — Духи, которые держатся при бренных останках тела. — Фетиш, образуемый духом, который воплощён в каком-нибудь предмете, связан с ним или действует через него. — Аналоги фетишизма в современной науке. — Почитание камней и кусков дерева. — Идолопоклонство. — Остатки анимистической фразеологии в современном языке. — Упадок анимистического учения о природе. — 345

Глава XIX. Анимизм (продолжение).
Духи как личные причины явлений природы. — Всепроникающие духи, влияющие на судьбу человека в качестве добрых или злых гениев. — Духи, являющиеся в снах и видениях: кошмары, домовые и кикиморы (инкубы и суккубы). — Вампиры. — Видения. — Духи мрака, прогоняемые огнём. — Духи, проявляющиеся иным образом: видимые для животных, открываемые по следам. — Духи, за которыми признаётся вещественность. — Духи-хранители и домашние духи. — Духи природы; исторический ход учения о них. — Духи вулканов, водоворотов, скал. — Почитание вод: духи колодцев, ручьёв, озёр и т.п. — Почитание деревьев: духи, воплощённые или живущие в деревьях, духи рощ и лесов. — Почитание животных: животные, служащие предметами поклонения или непосредственно или как воплощение божеств. — Тотемизм. — Культ змей. — Видовые божества; их отношение к идеям о первообразах (архетипах). — 383

Глава XX. Анимизм (продолжение).
Высшие божества политеизма. — Человеческие свойства, прилагаемые к божеству. — Высшие лица духовной иерархии. — Политеизм: ход развития его в высшей и низшей культуре. — Классификация божеств сообразно общим понятиям об их значении и деятельности. — Бог неба. — Бог дождя. — Бог грома. — Бог ветра. — Бог земли. — Бог воды. — Бог моря. — Бог огня. — Бог солнца. — Бог луны. — 410

Глава XXI. Анимизм (окончание).
Политеизм охватывает класс великих божеств, управляющих ходом природы и жизнью человека. — Бог деторождения. — Бог земледелия. — Бог войны. — Бог умерших. — Первый человек как богоподобный прародитель. — Дуализм: его рудиментарный и неэтический характер у примитивных обществ, развитие его в дальнейшем движении культуры. — Доброе и злое божество. — Учение о верховной власти божества отличается от монотеизма, хотя и приближается к нему. — Понятие о верховном божестве в различных его формах у примитивных обществ. — Значение его как дополнение системы политеизма и продукта анимистической философии. — Продолжение и развитие его у высших наций. — Общий обзор анимизма как философии религии. — 449

Глава XXII. Обряды и церемонии.
Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. — Молитвы: непрерывное развитие этого обряда из низших до высших ступеней культуры. — Жертвоприношения: первоначальная теория даров переходит в теории чествования и отречения. — Способ принятия жертвоприношений божеством. — Материальная передача стихиям, животным-фетишам и жрецам. — Потребление вещества жертвоприношений божеством или идолом. — Приношение крови. — Передача посредством огня. — Курение. — Духовная передача: потребление или передача души жертвоприношений. — Побуждения приносящих жертвы. — Переход от теории даров к теории чествования: малозначащие и формальные приношения; жертвенные пиршества. — Теория отречения. — Приношение детей в жертву. — Замена в жертвоприношениях: приношение части вместо целого, жизни существа низшего разряда вместо жизни высшего; приношение подобий. — Современные остатки жертвоприношений в народных поверьях и в религии. — Посты как средство вызывать экстатические видения. — Формы их от низшей до высшей культуры. — Лекарственные вещества для вызывания экстаза. — Обмороки и припадки, вызываемые с религиозными целями. — Обращение на восток и запад. — Отношение этого обычая к солнечному мифу и культу солнца. — Обращение на восток и запад при похоронах, молитве и построении храмов. — Очищение огнём и водой. — Переход от материального к символическому очищению. — Связь его с различными случаями жизни. — Существование его у примитивных обществ. — Очищение новорождённых, женщин и людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к умершему. — Религиозное очищение, практикующееся на высших ступенях культуры. — Заключение. — 474

 

Указатель библиографии. — 518

Указатель племён, народов и географических названий. — 527

Указатель имён. — 539

Предметный указатель. — 550

Перечень иллюстраций. — 560

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки