главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Вып. I. Досоветский период. ТДС ВНК (15-17 ноября 1988 г.). Новосибирск: 1988. Д.Г. Савинов

Система социально-этнического подчинения как фактор развития раннесредневековых обществ Центральной Азии и и Южной Сибири.

// Историография и источники исторического опыта освоения Сибири. Вып. I. Досоветский период. ТДК. Новосибирск: 1988. С. 83-84.

 

В работе А.П. Окладникова «Скифы и тайга» был поставлен очень важный вопрос о взаимоотношении центральноазиатских раннеклассовых обществ и их первобытной периферии. В окончательном виде эти отношения сформировались в эпоху раннего средневековья, когда древнетюркские государственные объединения втягивали в сферу своего влияния население всех окружающих областей. Сложившиеся между ними взаимоотношения могут быть опредедены как система социально-этнического подчинения, в которой выделяются доминирующие культурно-исторические центры и окраинные общества-реципиенты.

 

Для культурно-исторических центров, располагавшихся, как правило, в областях с развитой скотоводческой экономикой, было характерно: 1) присоединение различных в хозяйственном отношении районов, благодаря чему на внутренний рынок поступали продукты земледелия и собирательства, рудные запасы, шкуры диких животных и т.д.; 2) использование местных природных ресурсов в торговых целях — горные проходы и караванные тропы Южной Сибири, по сути дела, являлись теми артериями Великого шёлкового пути, по которым на внешний рынок поступали пушнина, мамонтовая кость, драгоценные металлы, поделочные камни, мускус и т.д.; 3) привлечение иноплеменников для различного рода общественных и домашних работ, военных действий, совершения ритуальных жертвоприношений и т.д.

 

В свою очередь, культурные ценности, созданные в центрах этно-социальных объединений, проникали в среду обществ-реципиентов, что приводило к появлению здесь новых элементов материальной культуры, разложению родовых отношений, начаткам социальной и имущественной дифференциации, усложнению семейных отношений, контаминации иррациональных представлений и т.д. Там, где это было возможно, в соответствующих экологических нишах, происходило распространение навыков скотоводческого хозяйства и возникали новые объединения, устроенные по упрощённому образцу центральноазиатских государственных образований. При этом окраинные общества на всех этапах своего развития (воз-

(83/84)

можно, за исключением первого контакта с доминирующим центром) продолжали функционировать как самостоятельные этносоциальные организмы.

 

Сложившаяся система социально-этнического подчинения обладала большой степенью устойчивости и становилась традиционной для обществ, стоящих на разных ступенях социально-экономического развития. Именно в этом контексте (конкретный культурно-исторический центр и его периферия) следует рассматривать те историко-культурные процессы, которые обычно определяются как процессы «тюркизации». Часто факт вхождения в эту систему в прошлом регламентировал характер отношений между её участниками долгое время в прежних формах, хотя вызвавшие её политические причины уже давно потеряли своё стимулирующее значение.

 

Благодаря системе социально-этнического подчинения, после гибели центральноазиатских государственных объединений, многие достижения их культуры консервируются в среде окраинных обществ-реципиентов вплоть до этнографической современности. Таковы, например, военная организация тунгусов и развитая металлургия у шорцев; система тойоната, культ коня и кумысные праздники у якутов; космогонические представления у хакасов и западных бурят, которые, будучи в настоящее время децентрализованы, наиболее адекватно представляют наследие древнетюркской культуры. Источниковедческое значение этих материалов ещё недостаточно оценено в нашей литературе.

 

Таким образом, система социально-этнического подчинения способствовала осуществлению, по крайней мере, двух важнейших исторических процессов: поддержанию экономической целостности раннесредневековых государственных объединений и сохранению в иноэтнической среде созданных ими культурных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки