● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Эберхардт Пауль. Поддельная богиня (История подделок призведений античного искусства). М.: ГРВЛ. 1982. («По следам исчезнувших культур Востока») Эберхардт Пауль

Поддельная богиня
(История подделок призведений античного искусства).

// М.: ГРВЛ. 1982. 224 с. («По следам исчезнувших культур Востока»)

 

Пер. с нем. Л.П. Суздальской. Отв.ред. А.А. Нейхардт.

 

аннотация: ]

Книга известного немецкого искусствоведа Э. Пауля посвящена археологии и истории памятников изобразительного искусства древности. Автор рассматривает проблемы критериев подлинности произведений искусства, определения времени их создания, анализирует случаи подделки античных и древневосточных памятников скульптуры, живописи, мозаики. В книге рассказывается о произведениях крито-микенского, этрусского, скифского, малоазийского и греческого искусства.

 

Содержание

 

Предисловие к русскому изданию. — 3

Введение. — 4

 

Поддельная богиня (Альчео Доссена и подделки в архаическом стиле). — 10

«Спящий Амур» Микеланджело (Античные подделки эпохи Ренессанса и барокко). — 39

Портреты Цезаря (Фальсификация античного портрета от эпохи Ренессанса до нашего времени). — 54

Экспертиза Торвальдсена (Винченцо Монти и фальсификация античного рельефа). — 75

«Величайшее ограбление» и его последствия (Фальсификация произведений классического периода). — 97

Афродита Книдская и её «потомство» (Подделки в стиле Праксителя). — 105

Аполлон Бельведерский (Фальсификация античной бронзы). — 114

«Ганимед» Винкельмана (Ошибка великого учёного). — 129

«Муза из Кортоны» и скитания «Клеопатры» (Фальсификация античных картин и настенной живописи). — 133

Смерть Архимеда и жертвоприношение саранчи (Фальсификация античной мозаики). — 140

«Тиара Сайтаферна» (Фальсификация античных золотых украшений). — 147

Тезоро Сакро и Экзарх Равеннский (Фальсификация лангобардских металлических изделий). — 160

Женские фигурки из Танагры и Малой Азии (Фальсификация терракот). — 169

Ваза Клеомена (Вазы тоже можно подделывать). — 187

Бык Миноса (Фальсификация произведений крито-микенского искусства). — 198

В моду входят этруски (Фальсификация произведений этрусского искусства). — 203

 

Примечания. — 212

Принятые сокращения. — 219

 

А. Нейхардт. Послесловие. — 220

 


 

Предисловие к русскому изданию.   ^

 

Новое издание книги «Поддельная богиня», впервые увидевшей свет в 1962 г. в издательстве «Кёлер и Амеланг», даёт повод к некоторой переработке текста. Что касается перечня анализируемых произведений искусства, то он остался почти без изменений, поскольку мы в нашем кратком труде останавливаемся лишь на самых известных и даже сенсационных случаях фальсификации скульптуры, живописи и прикладного искусства. Научная дискуссия об этих произведениях уже закончена, они окончательно исключены из числа памятников античного искусства, к которым, долго или коротко, причислялись. Задачей этой книги было описать зачастую драматическую историю разоблачения этих подделок и проанализировать причины ошибок.

 

Естественно, что не только вновь открытые в последние годы произведения, но и давно известные, время от времени ставятся под сомнение или объявляются поддельными. Однако историческое исследование не может вмешиваться в полемику наших дней, доказывать поддельность или подлинность. Когда споры об этих произведениях сами станут историей, будет наконец ясно, кто окажется прав в этой дискуссии.

 

Мы надеемся, что издание нашей книги встретит у советских читателей благосклонный прием. Пусть истории об обманщиках и обманутых станут не только развлечением, но и уроком для тех, кто желает отличать истинное от поддельного.

 

Сентябрь 1980 г.

Э. Пауль

 


 

Принятые сокращения.   ^

 

АА — «Archäologischer Anzeiger». В.

AJA — «American Journal of Archaeology», N.Y.-L.

AM — «Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung», Athen, B.

AZ — «Archäologische Zeitung». B.

BCH — «Bulletin de correspondance hellénique». P.

BMetrMus — «Bulletin of the Metropolitan Museum of Art». N.Y.

BphW — «Berliner philologische Wochenschrift». В.

Clrev — «The Classical Review». L.

Collection Lecuyer — Collection Camille Lecuyer: terres cuites antiques trouvées en Grèce et en Asie Mineure. Notices par MM. Fr. Lenormant [et al. — и др.]. Vol. 1-2. P.-L. 1882-1885, (117 plates); Collection Camille Lecuyer. Terres cuites de Tanagra et d’Asie Mineure. Vente aux enchères publiques…, les 26-28 avril 1883, P. 1883 (71 p. illus., XXX plates).

CVA — Corpus Vasorum Antiquorum.

DLZ — «Deutsche Literaturzeitung». Lpz.-B.

Festschrift Schweitzer — Neue Beiträge zur klassischen Altertumswissenschaft. Festschrift zum 60. Geburtstag von Bernhard Schweitzer. Hrsg. von R. Lullies [Stuttgart — Köln], [1954].

GazArch — «Gazette archéologique». P.

GazBA — «Gazette des beaux-arts». P.

GGA — «Göttingische Gelehrte Anzeigen». Göttingen.

Jb. — Jahrbuch.

Jdl — «Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts». B.

JHS — «Journal of Hellenic Studies». L.

Mon. grecs — Monuments grecs. P.

ÖJh — «Jahreshefte des österreichischen Archäologischen Instituts in Wien». Baden bei Wien.

RA — «Revue archéologique». P.

RepKstw — «Repertorium für Kunstwissenschaft». Berlin — Stuttgart.

Rev. — Revue.

RM — «Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Roemische Abteilung». Rom, München, Heidelberg.

 

(219/220)

 

Послесловие.   ^

 

Книга Э. Пауля «Поддельная богиня», несомненно, не может не привлечь внимание читателя, которого интересуют вопросы искусства вообще и античного времени — в частности. Шедевры, созданные античными художниками в различные эпохи — архаическую, классическую, эллинистическую и римскую — легли в основу дальнейшего развития художественной жизни человечества. Античное искусство, знавшее периоды и высокого расцвета, и упадка, тем не менее всегда было реалистичным по своей сущности. Несмотря на то что всё художественное мышление античного мастера было пронизано мифологическим содержанием, в основе каждого произведения, созданного скульптором или художником, лежал реальный образ.

 

Памятники античного искусства во все времена служили образцом здорового и чистого восприятия и воплощения красоты человеческого тела, находящейся в полной гармонии с внутренним мироощущением человека. Не случайно Маркс, высказывая свои соображения по поводу искусства античной эпохи, отметил, что «трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они ещё продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». [1]

 

Как известно, преклонение перед памятниками искусства античного мира началось с эпохи Возрождения. Открытие произведений античных мастеров послужило толчком к небывалому по мощи и разнообразию расцвету искусства. При этом художники эпохи Возрождения видели в памятниках античности не только те недосягаемые образцы, которым надлежало следовать, а стремились постичь эстетическую сущность античного искусства, проникнуть в тайны мастерства древних скульпторов, живописцев и архитекторов. Именно к эпохе Возрождения относится начало коллекционирования произведений античного искусства от драгоценных гемм и камней и до мраморных и бронзовых статуй. На страницах книги Э. Пауля этому периоду уделено достаточное внимание. Автор приводит весьма убедительные соображения по поводу того, что мастера эпохи Возрождения лучше всего подделывали античные памятники именно в силу глубокого проникновения не только в основные формы античного искусства, но и в тайны технических приёмов античных скульпторов и камнерезов.

(220/221)

 

Э. Пауль совершенно прав, утверждая, что понимание искусства не является исключительно врождённой способностью. Оно вырабатывается путём развития художественного чутья, частым общением с истинными произведениями искусства. И, пожалуй, в работах античных мастеров с наибольшей полнотой и простотой проявляется то ясное и логическое построение художественного образа, которое делает его лёгким и доступным для восприятия.

 

К сожалению, произведения таких выдающихся ваятелей, как Фидий, Поликлет, Пракситель, Лисипп и др., дошли до нас (за немногими исключениями) лишь в копиях более поздних мастеров римского времени, повторявших прославленные оригиналы. Правда, за последние годы благодаря развитию «морской археологии» со дна Средиземного моря было извлечено значительное число великолепных бронзовых статуй — подлинных произведений древнегреческих скульпторов.

 

Увлечение коллекционированием античных памятников получило новый толчок в результате наполеоновских походов в Италию и Африку в начале XIX в. В России же середина прошлого столетия стала временем рождения археологической науки, а замечательные памятники античного искусства, открытые при раскопках курганов Северного Причерноморья, привлекли внимание коллекционеров древностей. Одновременно с увеличением спроса на произведения античных мастеров появились и подделки, получившие широкое хождение не только в России, по и на международном рынке. Э. Пауль в этой книге упоминает лишь печально знаменитую тиару царя Сайтаферна, купленную для коллекции Лувра. Однако в 1962 г. Лувр приобрел ещё и серебряный позолоченный ритон в форме головы кабана. На горле ритона были изображены фигурки скифов. Его подлинность была поставлена под сомнение крупным специалистом по античной торевтике Северного Причерноморья А.А. Передольской [1966]. Она произвела тщательный анализ изображений скифов на луврском ритоне, сравнив их с изображением на сосуде из знаменитого кургана Куль-оба, и показала, что ритон может считаться не более чем чрезвычайно искусной подделкой. По предположению И.Б. Брашинского, ритон, по всей вероятности, принадлежал Л. Гохману, который после скандала, связанного с тиарой Сайтаферна, перешёл на торговлю античными подделками из серебра. [2]

 

Чрезвычайно искусно подделывал редкие античные монеты некто Сазонов — отставной офицер керченской пограничной стражи. Он чеканил их из золота и серебра в небольшом количестве, причём

(221/222)

столь тщательно следовал оригиналам, что никаких сомнений в их подлинности не возникало. Известно, что в доме крестьянина — одного из жителей села Парутино — полиция обнаружила специально оборудованную мастерскую по изготовлению античных монет. Объяснить «находки» этих монет было очень просто. Ведь в древности на месте села Парутино находился древнегреческий город Ольвия, в руинах которого крестьяне зачастую обнаруживали подлинные античные предметы. Торговля подлинными древностями в России в последних десятилетиях XIX века получила широкий размах, причём подделывались самые разнообразные предметы — от сосудов и статуэток из глины, золотых и серебряных чаш и украшений до мраморных надписей. Русские учёные — археологи и историки — были чрезвычайно встревожены создавшимся положением. Так, крупный специалист по истории Северного Причерноморья в античную эпоху А.Л. Бертье-Делагард отмечал, что «в последние годы поддельные вещи стали появляться в большом изобилии, преимущественно очень ценные, причём они заметно и быстро улучшаются в качестве и увеличиваются в количестве». Директор Одесского музея Э.Р. Штерн выступил со специальнsм докладом «О подделках классических древностей на юге России» на заседании X Археологического съезда в 1896 г. Сообщение этих достаточно любопытных сведений о том, каким образом протекал процесс «приобщения» к памятникам античности, найденным на юге нашей страны, различных фальсификаторов и мошенников, служит лишь небольшим дополнением к книге Э. Пауля, несомненно небезынтересным для русского читателя. Сам Э. Пауль не ставил перед собой явно невыполнимой задачи — дать полный перечень всех известных подделок, исчерпывающий список фальсификаторов и связанных с ними судебных процессов. Он представил «ряд эпизодов из истории подделок античных памятников, лишь небольшой отрезок длинного пути фальсификаций произведений искусства». Автор выбрал из огромного материала те случаи, которые показались ему наиболее яркими и поучительными. Обращаясь к советскому читателю, Э. Пауль пишет: «Пусть истории об обманщиках и обманутых станут не только развлечением, но и уроком для тех, кто желает отличить истинное от поддельного».

 

Действительно, очень важно суметь увидеть истинную красоту и отличить её от слащавой, приглаженной, конфетной «красивости». Если прочесть книгу Э. Пауля с должным вниманием, то станет ясно, что за всеми рассказанными им забавными или трагическими историями скрыта одна непреложная истина: подлинную красоту произведения искусства, органически связанную с её творцом, подделать невозможно — рано или поздно обман все равно выплывет наружу.

 

А. Нейхардт


 

[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. XII, с. 737.

[2] Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. Л., 1979, с. 95 и сл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки