главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. МинорскийДревние наскальные рисунки Горного Алтая.// КСИИМК. Вып. XXXVI. М.-Л.: 1951. С. 184-188.
См. также комментарий Л.А. Евтюховой.
Во время съёмки киноочерков «В горах Алтая» я нашёл древние наскальные рисунки. Они были засняты для киноочерка и зафиксированы для историков. Такие «писаные скалы», называемые по-алтайски «бичик-ту», были обнаружены мною в 20 пунктах различных районов Горно-Алтайской автономной области.
Выбор места для исполнения писаниц характерен. «Бичик-ту» расположены на гладких каменных поверхностях, удобных для технического исполнения рисунков. Они выделяются на окружающем фоне и приковывают внимание. «Бичик-ту» всегда находятся около древних дорог: рядом с тропинками, ведущими через ущелье, перевалы или вершины гор, вдоль узких полосок берега реки. Иногда рисунки можно увидеть с лодки, проносимой течением мимо «писаной скалы». Это древнее искусство, повидимому, создавалось с расчётом на зрителя, причём зрителя, выражаясь языком современности, массового.
В качестве примеров можно привести два местонахождения памятников древнего искусства с разными по времени и стилю рисунками. Первое — в Онгудайском аймаке Елинского сельсовета, близ колхоза «Дьяны-Дьел». На южном конце колхозного селения находится маслодельный завод. В восточном направлении от завода протянулась узкая долина, поднимающаяся постепенно вверх до перевала. За 130-150 метров до перевала начинается протоптанная среди небольших скал и утёсов тропа, которая ведёт к перевалу и затем круто спускается по западному склону горы. При общем взгляде на рельеф местности (горный кряж тянется с севера на юг) сразу видно, что тропа всегда была самым удобным переходом через гору. На перевальной точке находятся большие скалы, образующие подобие амфитеатра вокруг сравнительно ровной площадки. На площадке, в нескольких шагах к югу от тропы, расположена горизонтальная плитообразная скала. Эту плиту, хорошо видную с тропинки, колхозники называют «бичик-ту». Её размеры — приблизительно 3×3 м.
Рисунки сделаны следующим образом. Они выбиты в камне на глубину от 0,5 до 1 см. Высота отдельных изображений — от 10 до 20 см. На поверхности их ясно видны мелкие точкообразные углубления, сделанные сотнями очень точных ударов. Горизонтальное положение углублённых в камень рисунков характерно и часто встречается на Алтае.
Рисунки представляют сцену охоты людей на диких животных (рис. 54–1). Все животные, разных пород, повёрнуты головами вправо. В центре — гигантский архар с типичным круглым рогом, загнутым на спину (сейчас архаров на Алтае нет— они вымерли), перед ним — марал с ветвистыми рогами. Вокруг архара — несколько диких горных козлов (бунов) с длинными вытянутыми назад рогами. Буны сейчас живут примерно в трёхстах километрах от данной местности, на неприступных вершинах Чуйских Альп.
Этим разнообразным животным противопоставлено изображение человека, который смотрит в другом направлении, справа налево. В его руках лук со стрелой, направленный против животных. Внизу изображены группы людей без луков.
Художник правильно передал в рисунке облик всех разнообразных животных. Хотя они и неподвижны, но их позы показывают напряжение и силу.
Рис. 54. Наскальные рисунки горного Алтая.(Открыть Рис. 54 в новом окне)
С людьми художник поступает смелее. Они даны в движении, но при этом теряется реализм, присущий изображениям животных.
Дьяны-дьельские рисунки характерны тем, что изображают не отдельный охотничий эпизод (в этом случае перед охотником было бы однородное стадо маралов, или архаров, или бунов), а дают в смелой композиции обобщённое представление художника об охотничьем промысле древнего Алтая.
Наскальные рисунки, одинаковые по технике выполнения с дьяны-дьельскими, мною были найдены вблизи с. Кулада, Онгудайского аймака. Здесь также изображены различные животные. На рис. 54–2 даны изображения оленей — самца и самки.
Третья группа писаниц находится в Онгудайском аймаке Каракольского сельсовета, близ колхоза им. Карла Маркса. На левом берегу р. Каракол, приблизительно в 2 км от места впадения её в р. Урсул, находится гора, называемая, как и все другие «писаные скалы» Алтая, «бичик-ту». От неё до колхоза 150 м.
Весь южный склон «бичик-ту» состоит из каменных плит. От подножья до вершины горы они громоздятся десятком «этажей», а поперёк горы тянутся вдоль узких, опасных для перехода тропинок. Плиты стоят в вертикальном положении. Размеры их различные, от 0,5 до 3-4 м2. Цвет плит коричневый, с красной патиной. Поверхность гладкая. Почти на всех
Рис. 55. Наскальные рисунки горного Алтая.(Открыть Рис. 55 в новом окне)
плитах имеются рисунки; на некоторых видны надписи. Общее количество рисунков на каракольских «бичик-ту» достигает сотен экземпляров.
На нижнем «этаже» рисунки можно рассматривать, стоя на узкой полоске берега, у подножья горы. Размеры рисунков — от 5 до 15-20 см.
Большинство рисунков представляет оленей. На рис. 55–1 изображён лежащий с подогнутыми ногами олень, гордо поднятая голова которого украшена ветвистыми рогами.
На рис. 55–2 показано, как олень спускается с горы; его сильное тело изогнуто, всей тяжестью он опирается на передние стройные ноги.
На рис. 55–3 мы видим группу оленей; один из них изображён в прыжке. Он так высоко поднял голову, что ветвистые рога почти коснулись спины. Ниже изображены два молодых оленя: самец и повернувшая к нему голову самка. Прыгающий олень, — может быть, вожак, охраняющий стадо.
Рис. 56. Наскальные рисунки горного Алтая.(Открыть Рис. 56 в новом окне)
На рис. 55–4 показана охотничья сцена: пасущийся олень, а сзади охотник, натянув тетиву лука, готовится пустить в него стрелу (это изображение сохранилось частично).
На другом рисунке олень изображен в прыжке (рис. 56–1), а сзади него — стоящий на одном колене охотник с натянутым луком и стрелой. За его поясом заткнуты ещё три стрелы.
В этой же группе рисунков интересно изображение двух людей, подающих друг другу руки (рис. 56–2). Люди с торчащими сзади волосами изображены в длиннополых костюмах. Неподалеку от них расположена надпись из вертикально стоящих друг за другом знаков.
Кроме оленей и людей, здесь же имеются изображения лошади (рис. 56–3), кабана (рис. 56–4), орла (рис. 56–5) и оленя, летящего галопом (рис. 56–6).
Техника рисунков гравюрная. Они процарапаны по камню тонким остриём, повидимому круглым шилом, так как плоский резец произвел бы на крутых поворотах искажённые линии.
Сначала выцарапывали линейный контур, затем более тонкими линиями наносили детали: глаза, копыта, полоски шерсти на шее (рис. 56–6), стрелы и пр.
Художник варьировал рисунок, искал наиболее правильную линию тела, в особенности ног, находящихся в движении. Это было ему нужно, чтобы выразить динамику. Один и тот же олень изображён с положениями ног в двух вариантах. В первом случае ноги выброшены следующим образом: правая передняя и правая задняя — вперёд, а левая передняя и левая задняя — назад; во втором случае ноги выброшены попарно: передние выброшены вперёд, а задние — назад. Второй вариант окончательный, поэтому художник сделал его более глубокими линиями.
Изображения животных и людей не кажутся плоскостными. Художник при помощи линии умел пространственно изобразить предмет: на одном из красивейших рисунков изображение оленя перекрывается фигурой повернувшей к нему голову самки. Разнообразнейшие рисунки, найденные на Каракольских скалах, являются замечательным памятником народного творчества.
По сравнению с дьяны-дьельскими и другими наскальными рисунками Алтая, каракольские представляют высшую ступень изобразительного искусства. Статическое изображение животных здесь преодолено, и художники смело, пространственно, в ракурсе изображают самые разнообразные движения животных, их повадки и различные моменты охоты.
Эти рисунки свидетельствуют об острой наблюдательности и высоком реалистическом изобразительном мастерстве, а также и о художественных исканиях, которые видны в разнообразных эскизах одного и того же рисунка.
«Бичик-ту» в Караколе — изумительная галлерея древнего реалистического творчества предков современных народов Сибири. Эти памятники привлекут внимание не только учёных, но и художников.
наверх |