[ каталог выставки ]
Каталог международной выставки
памятников иранского искусства и археологии.
Государственный Эрмитаж. Выпуск I.
// Л.: 1935. 616 с.
(Третий междунар. конгресс по иранскому искусству и археологии)
Содержание (в издании нет)
[ Каталог ]
212 [I-VII]. — 7
213 [I-VIII]. — 43
214 [I]. — 69
215 [I-VII]. — 78
216 [I]. — 100
222 [I-XVIII]. — 129
223 [I-XXIV]. — 145
224 [I-XXX]. — 192
225 [I-XLV]. — 213
226 [I-XXVI]. — 312
227 [I-XCIV]. — 371
228 [I-XIII]. — 435
229 [I-XVIII]. — 443
230 [I-XLVI]. — 468
231 [I-XIX]. — 495
232 [I-XVII]. — 545
235 [I-VIII]. — 577
236 [I-VIII]. — 595
237 [I-IX]. — 601
238 [I-XXII]. — 606
Предисловие. ^
Созыв III Международного Конгресса по иранскому искусству и археологии совпал с открытием впервые, хотя бы в предварительном виде, всего Сектора Востока Эрмитажа. За истекающие от образования в Эрмитаже первого востоковедного подразделения пятнадцать лет собраны и подготовлены к экспозиции настолько значительные коллекция предметов материальной культуры и памятников искусства, что для их размещения пришлось занять площадь в сорок раз превышающую те залы, в которых в старом Эрмитаже были расположены восточные собрания, вернее — та часть восточных собраний, которая не была распылена по другим частям Эрмитажа. Задача использования такого громадного научного материала настолько сложна, что ни при каких условиях не могла бы быть выполнена без предварительных опытов, подвергнутых общественной критике. Таким опытом, по существу, являются все те выставки, которые устраивал Сектор Востока, начиная с небольшой, первой в истории музейного дела выставки сасанидского искусства, открывшейся осенью 1922 г. Таким же опытом является и развёртывание в настоящее время значительной части зал Сектора Востока Эрмитажа.
Созываемый сейчас III Международный Конгресс поставил перед Эрмитажем специальную задачу и в то же время открыл такие широкие перспективы, о которых в другое время нельзя было бы и мечтать.
Специальные задачи, преследуемые всеми тремя Конгрессами, особенно расширение программой III Конгресса, охва-
(3/4)
тывающего не только искусствоведческую тематику, но расширившего свою программу в сторону чисто археологических исследований, возложили на нас обязанность создать надлежащую обстановку для работ Конгресса и в частности предоставить возможность его участникам, съезжающимся из двух десятков с лишним стран, ознакомиться с накопленными в Эрмитаже сокровищами культуры и, в частности, искусства Ирана и исторически связанных с ним стран.
Но как ни богато собрание Эрмитажа, казалось нецелесообразным, приглашая гостей, посвятивших свою жизнь изучению иранской культуры, не дать им возможности видеть и те памятники Ирана и неразрывно с ним связанных на протяжении веков стран, которые хранятся и изучаются в других научных центрах великого Союза Советских Социалистических Республик.
По первому призыву Советского Организационного Комитета Республики Союза горячо отозвались готовностью прислать лучшее из того, что хранится в музеях и библиотеках этих республик. Но силою вещи мы были вынуждены значительно сузить круг предметов, включаемых в нашу выставку, — в противном случае для размещения устроенной к Конгрессу выставки пришлось бы занять весь Зимний Дворец и очистить весь Эрмитаж от хранящихся в нём сокровищ искусства иных стран и иных народов. Пришлось пойти по пути лишь заполнения наиболее чувствительных пробелов собраний самого Эрмитажа, не дублируя принадлежащих ему коллекций.
На призыв создать базу для работ III Международного Конгресса отозвались не только республики Союза, На приглашение Советского Организационного Комитета и Международной Ассоциации по иранскому искусству и археологии откликнулись и другие государства, в первую очередь Иран, правительство которого выслало исключительный по богатству и научному значению вклад в выставку, притом вклад,
(4/5)
значение которого ещё усиливается тем, что доставленные предметы умело подобраны для восполнения картины истории культуры Ирана на протяжения шести тысячелетий, которую в настоящее время представляет собой выставка в залах Эрмитажа.
С тою же готовностью отозвалось на просьбу Советского Организационного Комитета и правительство Французской Республики присылкой немногочисленных, но совершенно первоклассных памятников, включение которых в экспозицию придало богатейшему сасанидскому залу Эрмитажа полноту, впервые наблюдаемую в истории ирановедения.
Будучи осведомлён, что ряд лиц, владеющих прекрасными собраниями иранского искусства, имеют в виду откликнуться на приглашение принять участие в работах Конгресса не только своими научными сообщениями, но и предоставлением многих весьма ценных памятников, Советский Организационный Комитет признал необходимым не расширять круга зарубежных государственных учреждений, которым была направлена просьба предоставить для выставки свои экспонаты, в силу тех же соображений, по которым был ограничен и круг материалов, полученных из Союзных республик. В ряду лиц, доставивших свои экспонаты, первое место по праву принадлежит инициатору и неизменно энергичному организатору наших конгрессов проф. Arthur Upham Pope и доктору Phyllis Ackerman, доставившим на выставку но только принадлежащие им лично предметы, но и ряд ценных экспонатов, позаимствованных ими для этой цели у своих друзей. Таким образом, выставка в Эрмитаже приобрела международный характер по составу экспонатов.
Однако в использовании экспонатов непосредственные устроители выставки старались, по возможности, выдержать те принципы, по которым вообще строится экспозиция Сектора Востока Эрмитажа, пытаясь дать подлинную картину взаимоотношений Ирана и связанных с ним историческими
(5/6)
судьбами стран и народов. Они не остановились перед помещением на выставку предметов, могущих казаться второстепенными по внешнему их качеству, но совершенно необходимых для правильного понимания жемчужин искусства Ирана.
В этот выпуск Каталога выставки включены лишь те залы Секторы Востока, цепь которых ближайшим образом связана с Ираном. Другие части экспозиции Сектора Востока, в которые лишь вкраплены отдельные предметы, генетически или по характеру отражающие культуру Ирана, в этот выпуск не вошли.
Каталог, по необходимости в целях уменьшения его объёма, пришлось сделать очень кратким. Спешность же работы, выполненной в силу технических условий в последние дни перед открытием выставки, обусловила неизбежные в этих обстоятельствах недочёты Каталога.
При описании экспонатов, принадлежащих Эрмитажу не даётся указаний о принадлежности. Во всех остальных случаях имеются отметки с указанием владельца предметов.
|