[ сборник ]
Скифия и Кавказ.
// Киев: «Наукова думка». 1980. 260 с.
Содержание
Черненко Е.В. Древнейшие скифские парадные мечи (Мельгунов и Келермесс). — 7
Ильинская В.А., Мозолевский Б.Н., Тереножкин А.И. Курганы VI в. до н.э. у с. Матусов. — 31
Москаленко Н.П., Недопако Д.П. Исследование металлических изделий из Репяховатой могилы. — 64
Мозолевский Б.Н. Скифские курганы в окрестностях г. Орджоникидзе на Днепропетровщине (раскопки 1972-1975 гг. ). — 70
Мурзин В.Ю., Черненко Е.В. О средствах защиты боевого коня в скифское время. — 155
Ковпапенко Г.Т. Сарматское погребение в Соколовой могиле (предварительная публикация). — 168
Виноградов В.Б., Дударев Л.С., Рунич А.П. Киммерийско-кавказские связи. — 184
Воронов Ю.Н. О хронологических связях киммерийско-скифской и колхидской культур. — 200
Техов Б.В. Скифы и материальная культура Центрального Кавказа в VII-VI вв. до н.э. (по материалам Тлийского могильника). — 219
Список сокращений. — 258
Предисловие ^
Древнее население степей Северного Причерноморья с ранних этапов развития теснейшим образом было связано с племенами, населявшими Кавказ и Закавказье. Эти связи, зародившиеся в энеолите, продолжают развиваться в эпоху бронзы и особенно оживляются в раннюю пору железного века. Усиление связей в начале раннего железного века объясняется не только взаимным культурным влиянием, но и проникновением значительных масс населения северопричерноморских степей в районы Кавказа и Закавказья.
Первыми через Кавказ прошли киммерийцы, оставившие родину под натиском скифов. И хотя следов, подтверждающих пребывание здесь киммерийцев, известно немного, последнее следует объяснять исключительно высоким темпом их продвижения, что засвидетельствовано и древневосточными, и античными источниками.
За киммерийцами, а порой и вместе с ними за Главный Кавказский хребет проникают и скифы. Поэтому не случайно великий греческий драматург Эсхил назвал Кавказ «скифской дорогой».
Ещё в конце прошлого века исследователи скифских и кавказских древностей раннего железного века отмечали наличие в материальной культуре кавказских племён скифских, а в культуре скифов — кавказских элементов. Благодаря исследованиям последних десятилетий, материалы о пребывании скифов на Кавказе и в Закавказье, о влиянии скифов на развитие культуры и историю местных племён и о влиянии древних кавказских культур на скифов значительно пополнились. В результате исследований выяснилось, что на начальном этапе раннего железного века эти народы были настолько связаны друг с другом, что изучение скифских древностей невозможно без реального учёта кавказских и древневосточных влияний, как невозможно изучение истории и материальной культуры Кавказа и Закавказья без чёткого определения роли и значения скифов в их исторических судьбах. Становится ясным, что культура народов Кавказа раннего железного века определялась не только воздействием передовых цивилиза-
(5/6)
ций Переднего Востока, но и довольно значительными культурными воздействиями, идущими из киммерийско-скифской культурной среды.
Скифы во время пребывания на территории Переднего Востока принимали активное участие в политических событиях Древнего Востока. Именно здесь возникает первое скифское государство. Не будет преувеличением мнение, что именно во время пребывания скифов в Азии начинается их выход на арену мировой истории.
Пребывание в Азии не прошло для скифов бесследно. Они возвращаются в степи Северного Причерноморья, обогатив свою материальную культуру достижениями передовых цивилизаций. Новые предметы материальной культуры, совершенное оружие, конская узда прочно входят в их быт. Ставшие традиционными скифо-кавказские связи не прерываются и в сарматское время.
Настоящий сборник посвящён вопросам, рассматривающим взаимоотношения скифов с кавказским местным населением. Публикуемые в нём статьи освещают различные аспекты скифской истории, культуры и их значение в истории и культуре народов Кавказа и Закавказья.
|