главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ням-Осорын Цултэм. Искусство Монголии. М.: «Изобразительное искусство». 1982. Ням-Осорын Цултэм

Искусство Монголии.

// М.: «Изобразительное искусство». 1982. 232 с.

 

Оглавление

 

От автора. — 5

 

Памятники культуры первобытнообщинного строя на территории Монголии. — 6

Искусство периода древних государств на территории Монголии (V в до н.э. — XII в. н.э.). — 16

Культура и искусство Монголии XIII-XIV веков. — 33

Искусство средневековой Монголии XV-XVII веков. — 49

Архитектура Монголии XVI — начала XX века. — 56

Скульптура Монголии XVII — начала XX века. Дзанабадзар и его школа. — 80

Живопись Монголии XVI — середины XIX века. — 90

Культура Монголии конца XIX — начала XX века. Живопись конца XIX — начала XX века. — 104

Декоративно-прикладное искусство Монголии. — 114

 

Заключение. — 136

 

Иллюстрации. — 137

Библиография. — 221

Список иллюстраций [ 1-92 ]. — 225

Условные сокращения. — 230

 


 

От автора.   ^

 

Монголия — сердце Центральной Азии, где на протяжении веков появлялись, сменяя друг друга, народы и государства, оставляя после себя неповторимые, подчас загадочные памятники культуры и искусства. У истоков изучения Монголии стояли выдающиеся русские учёные-востоковеды XIX-XX веков. Их дело в настоящее время продолжают советские и монгольские исследователи.

 

Знакомство с памятниками искусства Монголии вызвало у меня, художника, желание внести свой скромный вклад в изучение истории культуры моей Родины, моего народа. Так возникла мысль написать эту книгу, которая расскажет читателю о творчестве народов, обитавших когда-то на территории Монголии, формировании собственно монгольского национального искусства, его видах и особенностях. Не претендуя на создание исчерпывающего искусствоведческого исследования, я постарался обобщить и систематизировать как уже публиковавшиеся материалы по отдельным вопросам изобразительного искусства Монголии, так и неизвестные ранее, хранящиеся в собраниях МНР и за рубежом.

 

В работе над книгой я столкнулся с целым рядом трудностей: отсутствием или фрагментарностью исторических источников и памятников изобразительного искусства отдельных периодов, сложностями в определении времени создания и автора того или иного произведения и так далее.

 

Но я буду считать свою задачу выполненной, если появление этой книги вызовет интерес у читателей и окажется полезным в дальнейшем изучении искусства и культуры Монголии.

 


 

Заключение.   ^

 

Культура и искусство Монголии выросли из глубин народного творчества, питаясь его живительными соками.

 

С победой Народной революции 1921 года, одержанной в Монголии непосредственно после Великой Октябрьской социалистической революции в России и при поддержке её пролетариата, началась новая эра в развитии монгольского искусства.

 

Монгольское изобразительное искусство, претворяя мысли и чаяния трудящегося народа, строящего сегодня новое социалистическое общество, использует богатые традиции прошлого. Зная искусство прошлых веков, нельзя не гордиться достижениями монгольского народа, создавшего своим трудом и талантом шедевры мирового значения.

 

В одной монгольской легенде говорится, что царь пернатых — птица Гаруди опускается на землю после длительного парения в небесах не оттого, что иссякли небесные просторы, а потому, что устали её могучие крылья. Подобно ей, я заканчиваю повествование своё не потому, что только этим исчерпывается великое море монгольского искусства, а оттого, что занемели крылья у маленькой пташки, пытавшейся перелететь через него.

 


Ням-Осорын Цултэм.  

[ с 4-й стр. обложки ]   ^

 

Автор книги Ням-Осорын Цултэм — народный художник Монгольской Народной Республики, лауреат Государственной премии МНР, известный общественный деятель, председатель Союза художников МНР, кандидат искусствоведения.

 

Н.-О. Цултэм родился в 1924 году в Архангайском аймаке в семье скотовода Ням-Осора. Трудовая жизнь его началась с 1940 года, а в 1945-1951 годах он учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Цултэм — участник многих выставок в Монголии и за рубежом (Москва, София, Берлин, Баку, Иркутск и др.). Он автор ряда статей и книг по искусству Монголии.

 

В настоящей книге автор ставит большую задачу — воссоздать историю возникновения и развития культуры и искусства монгольского народа, выявить общность с культурной традицией народов Центральной Азии, используя исторические, археологические, филологические и другие источники. Она впервые знакомит так широко советского читателя с архитектурой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством Монголии. Многие произведения публикуются впервые.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки