главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ням-Осорын ЦултэмИскусство Монголии.// М.: «Изобразительное искусство». 1982. 232 с.
Оглавление
От автора. — 5
Памятники культуры первобытнообщинного строя на территории Монголии. — 6Искусство периода древних государств на территории Монголии (V в до н.э. — XII в. н.э.). — 16Культура и искусство Монголии XIII-XIV веков. — 33Искусство средневековой Монголии XV-XVII веков. — 49Архитектура Монголии XVI — начала XX века. — 56Скульптура Монголии XVII — начала XX века. Дзанабадзар и его школа. — 80Живопись Монголии XVI — середины XIX века. — 90Культура Монголии конца XIX — начала XX века. Живопись конца XIX — начала XX века. — 104Декоративно-прикладное искусство Монголии. — 114
Заключение. — 136
Иллюстрации. — 137Библиография. — 221Список иллюстраций [ 1-92 ]. — 225Условные сокращения. — 230
От автора. ^
Монголия — сердце Центральной Азии, где на протяжении веков появлялись, сменяя друг друга, народы и государства, оставляя после себя неповторимые, подчас загадочные памятники культуры и искусства. У истоков изучения Монголии стояли выдающиеся русские учёные-востоковеды XIX-XX веков. Их дело в настоящее время продолжают советские и монгольские исследователи.
Знакомство с памятниками искусства Монголии вызвало у меня, художника, желание внести свой скромный вклад в изучение истории культуры моей Родины, моего народа. Так возникла мысль написать эту книгу, которая расскажет читателю о творчестве народов, обитавших когда-то на территории Монголии, формировании собственно монгольского национального искусства, его видах и особенностях. Не претендуя на создание исчерпывающего искусствоведческого исследования, я постарался обобщить и систематизировать как уже публиковавшиеся материалы по отдельным вопросам изобразительного искусства Монголии, так и неизвестные ранее, хранящиеся в собраниях МНР и за рубежом.
В работе над книгой я столкнулся с целым рядом трудностей: отсутствием или фрагментарностью исторических источников и памятников изобразительного искусства отдельных периодов, сложностями в определении времени создания и автора того или иного произведения и так далее.
Но я буду считать свою задачу выполненной, если появление этой книги вызовет интерес у читателей и окажется полезным в дальнейшем изучении искусства и культуры Монголии.
Заключение. ^
Культура и искусство Монголии выросли из глубин народного творчества, питаясь его живительными соками.
С победой Народной революции 1921 года, одержанной в Монголии непосредственно после Великой Октябрьской социалистической революции в России и при поддержке её пролетариата, началась новая эра в развитии монгольского искусства.
Монгольское изобразительное искусство, претворяя мысли и чаяния трудящегося народа, строящего сегодня новое социалистическое общество, использует богатые традиции прошлого. Зная искусство прошлых веков, нельзя не гордиться достижениями монгольского народа, создавшего своим трудом и талантом шедевры мирового значения.
В одной монгольской легенде говорится, что царь пернатых — птица Гаруди опускается на землю после длительного парения в небесах не оттого, что иссякли небесные просторы, а потому, что устали её могучие крылья. Подобно ей, я заканчиваю повествование своё не потому, что только этим исчерпывается великое море монгольского искусства, а оттого, что занемели крылья у маленькой пташки, пытавшейся перелететь через него.
[ с 4-й стр. обложки ] ^
Автор книги Ням-Осорын Цултэм — народный художник Монгольской Народной Республики, лауреат Государственной премии МНР, известный общественный деятель, председатель Союза художников МНР, кандидат искусствоведения.
Н.-О. Цултэм родился в 1924 году в Архангайском аймаке в семье скотовода Ням-Осора. Трудовая жизнь его началась с 1940 года, а в 1945-1951 годах он учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Цултэм — участник многих выставок в Монголии и за рубежом (Москва, София, Берлин, Баку, Иркутск и др.). Он автор ряда статей и книг по искусству Монголии.
В настоящей книге автор ставит большую задачу — воссоздать историю возникновения и развития культуры и искусства монгольского народа, выявить общность с культурной традицией народов Центральной Азии, используя исторические, археологические, филологические и другие источники. Она впервые знакомит так широко советского читателя с архитектурой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством Монголии. Многие произведения публикуются впервые.
наверх |