● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.П. ЗяблинКарасукский могильник Малые Копёны 3.// М.: 1977. 142 с.
[ аннотация: ] Книга посвящена исследованию могильника времени карасукской культуры, который включает 136 курганов и 287 погребений. На основе характеристики материалов погребальных комплексов могильника автор рассматривает вопросы, связанные с историей носителей карасукской культуры и характер родовых отношений.
Содержание
Предисловие [П.М. Кожин]. — 5Введение. — 9
Топография могильника, планировка и архитектура сооружений. Методика раскопок и описания. — 12Культурная принадлежность и характеристика материалов могильника. — 20Черты хозяйственной жизни населения позднекарасукской эпохи. — 32Хронология могильника. — 37Описание курганных материалов. — 39
Заключение. — 91Список сокращений. — 93
Приложение [Результаты спектрального анализа]. — 94Список иллюстраций. — 102[Рис. 1-22. — 103]
Заключение. ^
Подводя итоги данной работы, можно констатировать несколько существенных моментов, установленных аргументированно, и новые направления, важные при дальнейших публикациях и исследованиях памятников подобного рода. Прежде всего бросается в глаза факт, что, несмотря на значительное разнообразие материалов в публикуемых комплексах, единство кладбища, его непрерывное функционирование не вызывает сомнений. Для карасукского могильника Малые Копёны 3 можно уверенно допустить очень краткий период существования и относить весь памятник к одной сравнительно крупной родственной группе.
Не вызывает никакого сомнения, что каждая ограда с её пристройками представляла собой место захоронения кровных родственников. Учитывая обширность могильника, можно допустить разную степень родства или даже формальные родственные связи между некоторыми людьми, похороненными в разных оградах.
Весь инвентарь публикуемого могильника указывает на поздний период в существовании карасукской культуры, совпавший с формированием карасукско-тагарских отношений. В материальной культуре отмечены уникальные формы вещей (серьги с бубенцами, сосуд с меандровым орнаментом, особенно близкие к раннетагарским ножи).
Наиболее важными итогами данной публикации является попытка некоторого уточнения даты могильника, наблюдения над социальными отношениями в одной обособленной группе населения; установление смешения разных антропологических типов у населения, оставившего данный могильник (карасукского и тагарского). Именно эти наблюдения позволяют видеть и особое направление в дальнейших работах, связанное в равной мере как с антропологическими, так и с археологическими исследованиями. Речь идет о дальнейшей более конкретной увязке определенных явлений в материальной культуре населения Минусинской котловины с определёнными этническими группами.
Ряд наблюдений, сделанных при раскопках над конструкциями оград и последовательностью сооружения пристроек, а также связанные с перестройкой оград и их частей, не только в дальнейшем помогут увеличить точность датирования отдельного захоронения, но и будут способствовать уточнению состава одновременно проживавших семей. По половозрастным определениям можно полагать, что в одной ограде с её пристройками никогда не хоронили представителей более чем двух поколений, а это даёт прямое указание на особую значительную роль в этот период именно малых семей, на постепенный распад родовых связей, на возможный переход в эту эпоху от родовой общины к территориальной. Можно думать, что этот процесс, столь важный для начальных этапов разложения первобытнообщинных отношений и перехода к образованию классов, происходил где-то на грани смены карасукского общества тагарским. Причём одним из показателей этого переходного периода и являлся могильник карасукской эпохи Малые Копёны 3, где при явном равенстве сородичей, подчёркнутом единством и однообразием обряда погребений и инвентаря могил, ярко сказывается далеко не мирная обстановка в данном районе Минусинской котловины, а ведь одним из важнейших признаков переходного периода от первобытности к классовому обществу считается резкое повышение военной активности коллективов, связанное с особой фазой в общей периодизации истории человечества — периодом военной демократии.
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытия. М.ИЭ АН СССР — Институт этнографии АН СССРКСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры (ныне Институт археологии)ОИПК ГЭ — Отдел истории первобытной культуры. Государственный Эрмитаж. Л.СА — Советская археологияСАИ — Свод археологических источниковСЭ — Советская этнография
наверх |