главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.В. ЗеймальПроблема кушанского пантеона.// Культура Востока: проблемы и памятники. СПб: 1992. С. 60-67.
Божества на монетах кушанских царей (оборотная сторона) опознаются, как правило, легко: начиная с Канишки I рядом с изображением божества ставилось и его имя. Монетами засвидетельствовано более тридцати имён, но с уверенностью можно насчитать в кушанском монетном «пантеоне» двадцать три божества. Так, Гелиос, Селена, Нанайя, Гефест и «Анемос» на монетах Канишки I — это не сами эллинистические божества, а результат перевода на греческий язык имён их бактрийских соответствий. Имена «Тир», «Ашаихш» и некоторые другие, для которых были даже найдены этимологии и, соответственно, функции, будучи ошибкой резчиков штемпелей, также не вводят в этот пантеон новых божеств. Есть имена спорные или сомнительные («Гор», Ришти, «Ором» и др.), но включение их в пантеон или «изгнание» из него — это частный вопрос.
Суть же проблемы кушанского пантеона в другом: чем определялся отбор тех божеств, которые изображались на монетах? Можно констатировать, что божества на кушанских монетах принадлежат к разным религиозным традициям, за каждой из которых — особая по культуре и языку часть населения Кушанского царства: индийская (Будда и шиваистские божества — Шива и его супруга Нана-Умма, принц Кумара, Висакха и Махасена), эллинистическая (Геракл и Серапис) и кушано-бактрийская (все остальные божества). Но такая констатация не объясняет состав пантеона, не позволяет понять, как эти разнородные боги соотносились между собой, «уживались» в одном пантеоне.
Неоднократно — в разных вариантах — предлагалось объяснение, которое сводится к тому, что кушанские монеты отражают некий единый пантеон, синкретизм которого якобы проистекает от общих особенностей эллинистической эпохи. Так, А. Каннингэм, считая кушан тюркским племенем, расценивал их верования как «скифо-мидийское поклонение Элементам и семи Планетам», но при этом этимологизировал имена божеств на индийской почве. Э. Вармингтон (1928) толковал иноземные божества на кушанских монетах как отражение международных связей (в первую очередь, торговых), но при этом оставалось без объяснений «мирное сосуществование» в одном пантеоне, например, Шивы и Михра. Гипотеза Дж. Розенфилда (1967), по которой большинство божеств на кушанских монетах — это comes augustii, т.е. божественные спутники царя и покровителя династии, умозрительна и ничего не объясняет: в «спутники царя» можно зачислить любое божество. Как и у «теории» Л. Каннингэма, в её основе — представление о «безразмерном» синкретизме эллинистической эпохи, не дающее ответа на вполне конкретные вопросы: почему у одного царя — два десятка «спутников», а у другого — только один; почему одни божества известны только по уникальным монетам, а другие запечатлены на тысячах экземпляров и т.п.
Ключ к проблеме кушанского пантеона дают сами монеты. Во-первых, при Виме Кадфизе и при Васудеве на монетах изображалось только одно божество — Шива-Виша, а разнородный по составу пантеон присутствует на монетах Канишки I и Хувишки. Во-вторых, на монетах Вимы Кадфиза и Васудевы, с одной стороны, и Канишки I и Хувишки, с другой, изображались разные ипостаси Шивы.
Шива при Виме Кадфизе и Васудеве показан стоящим перед быком Нанди — с трезубцем (trisula) в правой руке и «путами» (paša) — в левой. [1] На монетах Васудевы Виша иногда изобразился трехголовым и четвероруким, держащим (кроме трезубца и «пут») цветок лотоса и округлый предмет (сосуд, мошна или зеркало?).
При Канишке I и Хувишке Виша изображался, как правило, четвероруким, [2] в коротком дхоти и с ожерельем из черепов (?) на груди (подавляющее большинство изображений на монетах). Кроме того, известны ещё два иконографических типа Виши на ди- нарах Хувишки — с чакрой (1 экз.) и с палицей (5 экз.). Виша с чакрой — стоящий в фас, трёхголовый и иттифалический, держит в правой верхней руке чакру, в левой — трезубец, в правой нижней руке — антилопу, в левой — перун-важдру. Виша с палицей — также трёхголовый и четверорукий, в фас, — держит в правой верхней руке ваджру, в левой верхней — трезубец, в правой нижней — сосуд, а левой нижней опирается на палицу. Наиболее существенное иконографическое отличие Шивы-Виши на монетах Вимы Кадфиза и Васудевы — «путы» и бык Нанди; с этой ипостасью Шивы несовместимы никакие другие божества (кроме нескольких монет с изображением его супруги Наны — в самом начале чеканки Васудевы). Виша на монетах Канишки I и Хувишки — с ваджрой или чакрой, но без быка Нанди и «пут» — появляется на кушанских монетах одновременно с двумя десятками других божеств, местных и иноземных, как знак веротерпимости правящих царей. Таким образом, различия в составе монетного «пантеона» кореллируются с противопоставлением двух разных ипостасей Шивы-Виши.
Для интерпретации этих нумизматических фактов мы располагаем только средневековой иконографией Шивы, если и сохранившей элементы понятий и представлений кушанского времени, то уже переосмысленными в процессе приспособления Шивы к «ортодоксальному» индуизму. Сближение поздних религиозно-философских школ шиваистов умеренного толка с ведическим индуизмом (ХV-ХVI вв.) сопровождалось не только сглаживанием всех принципиальных разногласий, но и новым истолкованием шиваистской по происхождению иконографии. Только учитывая это можно сопоставлять две ипостаси Шивы на кушанских монетах с более поздними иконографическими образцами.
«Путы» символизировали узы души и тела, а Шива, держащий их в руках, — это повелитель всего живого. Бык Нанди традиционно рассматривается как ездовое животное Шивы, но в индуистской иконографии бык служил и олицетворением «закона» (дхармы). Кушанский Шива с «путами» и быком обнаруживает наибольшее сходство с одним из иконографических вариантов средневекового Шивы-Арддханари, правая половина которого изобра- жалась как мужская, а левая — как женская. Шива-Арддханари — это творец мира, ещё не разделенного на мужское и женское начало, с быком-дхармой, повелитель всего живого («путы»).
Виша на монетах Канишки и Хувишки (с ваджрой, кувшином и антилопой) наибольшее соответствие находит в средневековой инкарнации Шивы-Канкала (отличие: вместо кувшина — чаша), иллюстрирующей ведический миф о споре между Шивой и Брахмой за право считаться творцом мира. Шива отсёк Брахме пятую голову, но затем был посрамлён и во искупление отправлен в двенадцатилетнее покаянное странствие. С этим же мифом связаны и два других иконографических типа на монетах Хувишки — Виша с чакрой и Виша с палицей. Чакра, возможно, изображает оружие, которым Шива отсёк голову Брахме, а наиболее близкое соответствие — средневековая инкарнация Бхикшатанамурти. Полного соответствия со средневековой инкарнацией Брахмасирасччхедакамурти кушанские изображения не обнаруживают, но ясно, что Шиве — творцу мира и его властелину (на монетах Вимы Кадфиза и Васудевы) как бы противопоставлен (на монетах Канишки I и Хувишки) другой Шива — осуждённый на покаяние и не сумевший доказать, что он — творец мира. Религиозно-идеологическая борьба в Кушанском царстве, отражённая этими двумя ипостасями Виши-Шивы, определяла, в одном случае, — безраздельное господство Шивы (в роли творца мира) на монетах, а в другом — широкую веротерпимость, обнаруживаемую монетным «пантеоном» (она, однако, не распространяется на Шиву с быком и «путами»).
Можно предположить, что Канишка I и Хувишка, помещая на монетах изображения самых разных божеств, были не вполне бескорыстны в своей веротерпимости, если золотые монеты чеканились из «материала заказчика» (общин или храмов), а медные, соотнесённые с динарами, — царским монетным двором. Но это уж — из области догадок, которые пока невозможно обосновать достоверными доказательствами.
[1] На монетах Вимы «путы» изображены как шкура животного, на монетах Васудевы — как петля со свободными концами, которую иногда называют «инвеститурным венком».[2] В левой верхней руке — трезубец, в правой верхней — «перун» (vajra), в правой нижней — обращённый вниз кувшинчик (kumbha), у левой нижней — стоящая на задних ножках антилопа (mriga).
наверх |