● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. ЗайцевКультурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э.// Л.: ЛГУ. 1985. 208 с.
[ аннотация: ] В книге анализируются исторические причины так называемого «греческого чуда» — одновременного зарождения в Греции архаической эпохи науки, философии, художественной литературы, нового изобразительного искусства. Наиболее подробно рассматривается возникновение науки как особой формы знания. Специальная глава посвящена условиям, вызвавшим к жизни древнегреческую литературу — первую художественную литературу Европы. Книга предназначена для историков, литературоведов, философов, науковедов, а также для читателей, интересующихся историей культуры.
Оглавление
Введение. Проблема «греческого чуда». — 3
Глава I. Исторические предпосылки культурного переворота. — 26§1. Античный полис. — 26§2. Разрушение родо-племенного уклада жизни и традиционных норм поведения в Древней Греции. — 39§3. Жизнеутверждающая струя в мироощущении греков архаической и классической эпохи. — 61Глава II. Агон в архаической и классической Греции. — 75§1. Греческий спорт и атональные аспекты жизни греков. — 75§2. Частичная утрата атлетикой её места в жизни. — 111Глава III. Агон и высвобождение внутренних стимулов к художественному и интеллектуальному творчеству. — 117§1. Психологические предпосылки творческой деятельности и общественные условия их реализации. —117§2. Формирование в Греции общественного мнения, поощряющего творческие достижения. — 128Глава IV. Формирование древнегреческой литературы в обстановке культурного переворота. — 149§1. Агон в древнегреческой литератур.— 149§2. Установка на эстетическую ценность в греческой литературе. — 162Глава V. Зарождение науки. — 171§1. Возникновение дедуктивной математики.— 171§2. Греческая математика и формирование приёмов логической аргументации. — 180§3. Возникновение астрономии и первые попытки применения научных методов для объяснения физических явлений. — 190
Заключение. — 204
Заключение. ^
Подведём итоги. Итак, культурный переворот в Древней Греции представляет собой звено в цепи идейных сдвигов, охвативших значительную часть цивилизованного мира I тысячелетия до н.э. от Греции до Китая.
Сдвиги эти везде, кроме Греции, приняли характер религиозных или религиозно-философских переворотов: таковы возникновение конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма и обновлённого индуизма в Индии, зороастризма в Персии, движение пророков, радикально преобразовавшее племенную религию израильтян и иудеев. В древнегреческой религии также намечались преобразования аналогичного характера, которые были, однако, оттеснены на задний план. В отличие от упомянутых народов Востока, в Греции радикальные сдвиги охватили все стороны культуры: в частности, в Греции возникла наука, философия и литература, лёгшие в основы европейской философской и литературной традиции. В греческом изобразительном искусстве произошла революция, явившаяся этапом в истории мирового искусства. Всё это в совокупности заставляет со времён Э. Ренана говорить о «греческом чуде». Общей причиной примерно одновременных идейных сдвигов в очень различных обществах, очевидно, явилось распространение железа и связанные с этим социальные потрясения.
Особый характер идейных сдвигов, связанных с распространением железа в Греции, объясняется действием ряда благоприятных факторов.
Основной формой политического устройства в Греции (как и в древней Италии) был полис — особая форма города-государства, характеризовавшаяся монополией землевладения внутри гражданского коллектива, гражданским ополчением как основной военной силой и институционализированным участием полноправных граждан в управлении государством. Полис стимулировал общественную активность граждан, и каждый член коллектива был на виду у остальных.
В Греции архаической эпохи шёл очень быстро процесс разрушения традиционных норм жизни, тормозивших любые новшества в культуре. Этот процесс разрушения традиционных устоев происходил не в условиях упадка и подчинения культурным влияниям со стороны, а в условиях технического прогресса, экономического подъёма и территориальной экспансии. Поэтому среди греков, в отличие от народов Древнего Востока, получает широкое распространение убеждение в том, что человек может существенно улучшить условия своего существования за счёт своей энергии и изобретательности. Симптомами разрушения традиционного уклада и одновременно орудием этого процесса была высокая горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, оживлённые культурные контакты с различными народами. Особенно энергично проходили все эти процессы в греческих колониях.
Важным фактором культурного прогресса в греческом мире было отсутствие политической централизации, приведшее к своеобразному культурному единству в многообразии системы независимых полисов. В подавляющем большинстве греческих городов, вне зависимости от формы правления, сложилась традиция гораздо меньше, чем в государствах Древнего Востока, вмешиваться в частную жизнь граждан. С другой стороны, главным регулятором поведения грека был не интериоризованный кодекс ценностных ориентаций, а ориентировка на оценку своей референтной группы. В гомеровскую эпоху господство аристократии влекло за собой доминирование аристократической системы ценностей в обществе в целом.
Для греческой аристократии была особенно характерна тенденция к демонстративному потреблению в различных его формах. В то же время раннегреческое общество принадлежало к типу обществ компетитивных. В связи с этим практиковавшиеся, очевидно, издавна в качестве одной из форм демонстративного потребления атлетические агоны, ставившие целью продемонстрировать наличие у аристократии избытка времени, которое она могла затратить на тренировки и состязания, и избыточных средств, тратившихся на призы, превратились в ведущее проявление так называемого «агонального духа». Стремление превзойти других в состязаниях, продемонстрировать своё превосходство в силе и ловкости, хотя бы это и не отвечало первостепенным потребностям общества, стремление завоевать славу победителя, несмотря на то, что в архаическую и классическую эпоху она была, скорее, сопряжена с дополнительными расходами, чем с вознаграждением, — превратилось в весьма характерную черту греческой жизни. В ходе социальных потрясений VII-VI вв. до н.э. аристократия утратила в Греции политическое господство почти повсеместно. Её экономическое положение было подорвано. Новые господствующие слои, занявшие её место, искали возможности завое- вать также и тот престиж, которым пользовались знатные роды. Одним из важнейших источников этого престижа была державшаяся до V в. до н.э. почти полная монополия аристократии на высшие достижения в спорте, и в частности на победы в Олимпийских и других общегреческих играх. Вырвать из рук аристократии эту монополию было нелегко, и выразители идеологии новых господствующих слоёв начинают выступать за новую иерархию ценностных ориентаций.
Развитие греческой агонистики сделало привычной мысль о том, что общественную ценность представляет всякое достижение, в особенности завоёванное в соревновании с соперниками, вне зависимости от возможности практического использования этого достижения.
В новых условиях появляются люди типа Ксенофана и Пифагора, объявляющие во всеуслышание о том, что человек, достигший чего-то необычного силами своего интеллекта или творческого воображения, в неменьшей мере заслуживает признания и славы, чем атлет-победитель. В литературе и музыке агон был институционализирован уже в гомеровскую эпоху, в отношении зарождающейся философии и науки можно говорить об агоне, причем неинституционализированном, начиная с VI в. до н.э. В обстановке развязанной творческой инициативы агональный дух способствовал развитию установки на эстетическую ценность литературного произведения: именно в этом направлении шло соревнование перед слушателями, зрителями и читателями. Огромную роль сыграло здесь то, что вся греческая литература формировалась под доминирующим влиянием греческого эпоса, в котором агон и установка на эстетическое воздействие сложились ещё на стадии фольклора, в долитературную эпоху. Отчётливее всего проявился перенесённый из атлетики в интеллектуальную сферу агональный дух в возникновении греческой науки, в особенности математики и астрономии, которые первыми перешагнули ту грань, которая отделяет донаучный период накопления знаний, часто заключённых в мифологические рамки, от периода, когда начинает применяться характерный для науки гипотетико-дедуктивный метод. В области математики решающий шаг был сделан Фалесом Милетским, который первый почувствовал потребность в доказательстве казавшихся очевидными геометрических предположений и провёл доказательство нескольких теорем. В геометрическом компендии Гиппократа Хиосского (V в. до н.э.) начала геометрии уже были изложены в виде дедуктивной системы. Успехи дедуктивного метода в математике привели к тому, что уже Парменид сделал попытку применить его для решения философских проблем.
Хотя все попытки такого рода по самой природе вещей не могли дать положительного результата, следствием этих настойчивых попыток было формирование логики как самостоя- тельной отрасли знания, нашедшее в античности своё завершение в трудах Аристотеля.
В области астрономии уже Анаксимандр порвал и с традицией мифических космогонии, и с вавилонской астрономией, ставившей своей целью лишь предсказание видимых движений светил на небосводе, и предложил вместо этого первую гипотетическую модель солнечной системы с Землёй в центре мира. В результате быстрого прогресса астрономии уже в IV в. до н.э. появилась гораздо более совершенная модель Евдокса Книдского, основанная на гомоцентрических сферах. Эта модель допускала уже грубый расчёт видимого положения светил и удовлетворяла критерию научности. Важную роль в формировании греческой науки сыграла и быстро развивавшаяся греческая медицина. Хотя вследствие сложности своего предмета медицина не могла достигнуть в древности уровня научности, греческая медицина переняла и развила сложившиеся уже на Древнем Востоке традиции методического эмпиризма, способствуя этим развитию опытного элемента в различных разделах знания. В итоге к IV в. до н.э. в Греции завершился колоссальный исторический скачок в развитии всего человечества: впервые возникла наука как специфическая форма знания. Процесс этот был органически связан с возникновением демократической формы правления (в античности — рабовладельческой демократии), с формированием философии и художественной литературы, с революцией в изобразительных искусствах, что и позволяет говорить о совершившемся в Греции в архаическую эпоху общечеловеческом культурном перевороте.
наверх |