И.П. Засецкая
Искусство звериного стиля сарматской эпохи
(II в. до н.э. – начало II в. н.э.).
// Симферополь: «Антиква». 2019. 184 с., цв.вкл. 32 с. ISBN 978-5-6043478-2-9 («Археологические памятники Северного Причерноморья». Вып. 1)
[ аннотация: ]
Монография посвящена зооморфным изображениям сарматской эпохи II в. до н.э. – начала II в. н.э. из погребальных памятников южнорусских степей Нижнего Поволжья, Подонья, Поднепровья, Прикубанья. В работе дан историографический обзор, описаны зооморфные образы монохромного и полихромного звериного стиля, техника изготовления предметов, а также рассматриваются истоки происхождения изобразительных приемов в передаче популярных образов и композиций. Отдельные разделы посвящены связям зооморфных мотивов с их природными прототипами, зависимости изображений от формы предмета, поиску центров производства. Также затронуты проблемы взаимосвязи искусства звериного стиля скифской и сарматской эпох. Монография снабжена подробным каталогом находок и обширным иллюстративным материалом.
См. файл .pdf, 10,4 Мб (то же на twirpx.com).
Содержание
В.В. Майко. От главного редактора. — 3
А.И. Айбабин. Юбилею Ирины Петровны Засецкой посвящается. — 4
И.П. Засецкая. От автора. — 7
Введение. Краткие данные историографии. — 8
Глава I. Зооморфные мотивы монохромного звериного стиля в памятниках сарматской культуры II в. до н.э. — начала II в. н.э. — 13
1. Зооморфные монохромные изображения и их стилистические черты. — 13
Хищники — однофигурные композиции. — 13
Хищники в многофигурных композициях. — 15
Фантастические существа — однофигуные композиции. — 15
Фантастические существа в многофигурных композициях. — 18
Травоядные животные — однофигурные композиции. — 18
Травоядные животные в многофигурных композициях. — 19
Травоядные и дикие животные в парных композициях. — 21
2. Художественные особенности некоторых зооморфных мотивов монохромного звериного стиля. — 23
Фалары из Яшкуля и их аналоги в изделиях эллинистической эпохи. — 23
Спиральные золотые браслеты. — 31
Изображения в позе «застывшего» в прыжке животного. — 35
Ажурные пряжки и образ верблюда. — 36
Кольца с фигурами животных. — 39
Фигуры животных на котлах. — 40
3. Художественные группы монохромного звериного стиля, их хронология и география. — 41
Глава II. Зооморфные мотивы сарматского полихромного звериного стиля I — начала II в. н.э. — 48
1. Что означает термин «Сарматский полихромный звериный стиль». — 48
2. Зооморфные полихромные изображения и их стилистические признаки. — 49
Хищники — однофигурные композиции. — 49
Хищники в многофигурных композициях. — 51
Фантастические существа — однофигурные композиции. — 52
Фантастические существа в многофигурных композициях. — 53
Травоядные животные — однофигурные композиции. — 58
3. Дополнение к списку зооморфных изображений полихромного стиля. — 61
4. Художественные группы полихромного звериного стиля. — 62
Глава III. Техника зооморфных изображений звериного стиля сарматской эпохи II в. до н.э. — начала II в. н.э. — 66
Глава IV. Зооморфные образы, мотивы, композиции и их содержание в искусстве звериного стиля сарматской эпохи II в. до н.э. — II в. н.э. — 72
1. О некоторых наиболее популярных образах звериного стиля. — 72
Образы пантеры или тигра. — 73
Поза свернувшихся по кругу животных и её символика. — 73
Образы грифона и фантастических птиц — грифов. — 78
Изобразительные традиции в образах грифонов и грифов. — 81
Волк и волкоподобные чудовища. — 83
Образы травоядных животных:
Козёл в оригинальной позе и свастикообразные мотивы. — 89
Лось. — 92
2. Непопулярные и чуждые образы в сарматском зверином стиле. — 92
Образы оленя, верблюда, барана, быка. — 92
Изображения птиц. — 92
Мифический змей. — 93
Дракон, драконоподобные существа и карагалинская диадема. — 95
3. Наиболее значимые многофигурные композиции. — 100
Сцены пожирания, преследования, нападения. — 100
Сцены терзания – жертвоприношения и образ тарандра. — 102
Сцены борьбы животных – поясные пластины из Кичкаса и Верхнего Погромного. — 107
Сюжет на ножнах из кургана Дачи. — 108
Сюжет на пластине из Мехзавода. — 109
Сцены поклонения древу жизни. — 109
4. Зооморфные изображения и их природные прототипы. — 112
Фантастические существа — кто они? — 115
5. Взаимозависимость изображений и формы предмета. — 120
6. К вопросу о центрах производства художественных изделий. — 121
Заключение. Искусство звериного стиля скифо-сарматской эпохи, общие идеологические представления и изобразительные традиции изделий с зооморфными изображениями из сарматских памятников степей Нижнего Поволжья, Подонья, Прикубанья и Северного Причерноморья. II в. до н.э — начало II в. н.э. — 135
Указатель каталожных номеров вещей, происходящих из одного комплекса. — 169
Географический указатель археологических памятников. — 169
Примечания. — 170
Библиография. — 173
Список сокращений. — 181
[Цветная вклейка. — 32 стр.]
|