В.Н. Залесская
Прикладное искусство Византии IV-XII веков. Опыт атрибуции.
// СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. 100 с.
На обложке: блюдо с изображением пастуха среди стада.
527-565 гг. (серебро, Эрмитаж).
Оглавление
См. файл: .pdf, 34,4 Мб
Введение. — 3
Глава I. Византийская дипломатия и dona militaria. — 7
Глава II. Три ипостаси «византийского антика» (IV-VII вв.). — 10
Глава III. «Византийский антик» и провинциальное искусство IV-VII вв. — 17
Малая Азия. — 17
Александрия. — 20
Сирия и Палестина. — 22
Глава IV. «Византийский антик» и христианская символика в период иконоборчества. — 24
Глава V. «Византийский антик» и провинциальное искусство в X-XII вв. — 26
Константинополь. — 28
Греция. — 30
Фессалоники. — 31
Аттика. — 32
Малая Азия. — 33
Сиро-палестинский регион. — 36
Глава VI. Судьбы античной традиции в средневизантийский период. — 39
Заключение. — 43
Список литературы [= примечания]. — 45
Summary. — 50
Иллюстрации [1-41]. — 59
^ [С оборота обложки:]
(Открыть фото в новом окне)
Вера Николаевна Залесская [1938-2023] родилась в г. Моршанске Тамбовской области. После окончания ЛГУ с 1961 г. работает в Эрмитаже, ныне — ведущий научный сотрудник в Отделе Востока. Защитила кандидатскую диссертацию (1970).
Специалист по прикладному искусству Византии и византийской археологии. Автор более 100 статей, опубликованных в русских и зарубежных изданиях, неоднократно принимала участие в международных конгрессах и симпозиумах византинистов.
В монографии подводятся итоги многолетних исследований автора, связанных с атрибуцией памятников византийского прикладного искусства IV-XII вв. Рассматриваются символика и функции предметов, помещённые на них изображения, семантика орнамента. Современные приёмы исследования раскрывают специфику средневековой культуры. Используя методы семиотики, В.Н. Залесская убедительно анализирует разноплановость и многофункциональность «византийского антика», его роль в политической традиции, в ренессансных тенденциях византийской культуры и в истории дуалистических ересей.
наверх
|