● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.Н. ЗалесскаяПрикладное искусство Византии IV-XII веков. Опыт атрибуции.// СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. 100 с.
На обложке: блюдо с изображением пастуха среди стада.
Оглавление См. файл: .pdf, 34,4 Мб
Введение. — 3
Глава I. Византийская дипломатия и dona militaria. — 7Глава II. Три ипостаси «византийского антика» (IV-VII вв.). — 10Глава III. «Византийский антик» и провинциальное искусство IV-VII вв. — 17Малая Азия. — 17Александрия. — 20Сирия и Палестина. — 22Глава IV. «Византийский антик» и христианская символика в период иконоборчества. — 24Глава V. «Византийский антик» и провинциальное искусство в X-XII вв. — 26Константинополь. — 28Греция. — 30Фессалоники. — 31Аттика. — 32Малая Азия. — 33Сиро-палестинский регион. — 36Глава VI. Судьбы античной традиции в средневизантийский период. — 39
Заключение. — 43
Список литературы [= примечания]. — 45Summary. — 50Иллюстрации [1-41]. — 59
^ [С оборота обложки:]
Вера Николаевна Залесская [1938-2023] родилась в г. Моршанске Тамбовской области. После окончания ЛГУ с 1961 г. работает в Эрмитаже, ныне — ведущий научный сотрудник в Отделе Востока. Защитила кандидатскую диссертацию (1970).
Специалист по прикладному искусству Византии и византийской археологии. Автор более 100 статей, опубликованных в русских и зарубежных изданиях, неоднократно принимала участие в международных конгрессах и симпозиумах византинистов.
В монографии подводятся итоги многолетних исследований автора, связанных с атрибуцией памятников византийского прикладного искусства IV-XII вв. Рассматриваются символика и функции предметов, помещённые на них изображения, семантика орнамента. Современные приёмы исследования раскрывают специфику средневековой культуры. Используя методы семиотики, В.Н. Залесская убедительно анализирует разноплановость и многофункциональность «византийского антика», его роль в политической традиции, в ренессансных тенденциях византийской культуры и в истории дуалистических ересей.
|