● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
И.В. ЯценкоСкифия VII-V вв. до н.э.Археологические памятники степного Приднепровья и Приазовья VII-V вв.до н.э./ Тр.ГИМ. Вып. 36. М.: 1959. 120 с.
Содержание
Введение. — 5
Предшественники скифов. — 17Скифские памятники. — 25Общая характеристика степной скифской культуры VII-V веков до нашей эры. — 76Скифский союз племён. — 93
Заключение. — 114
Условные сокращения. — 117 [118]
Заключение. ^
Территория расселения скифских племён была значительно меньше той области, которую Геродот называет Скифией. По-видимому, в ряде мест области, занятой скифскими племенами, жили племена, не родственные скифам и не входившие в их союз, но находившиеся в сфере влияния скифов и, может быть, подвластные им.
Археологический материал позволил выделить несколько районов Скифии, которые отличаются между собой по характеру хозяйства населения, по отдельным элементам культуры, в частности по некоторым деталям погребального обряда. Возможно, что различия в погребальном обряде обусловлены принадлежностью населения к разным племенным группам.
В полном соответствии с данными письменных источников археологический материал позволяет также установить существование в Скифии двух хозяйственных укладов — осёдло-земледельческого и кочевого скотоводческого. Осёдло-земледельческое хозяйство характерно для населения района Бугского лимана и нижнего течения Днепра. Кочевое скотоводство прослеживается в степном Приазовье и в степях как левобережья, так и правобережья Днепра.
В степной Скифии VII-V вв. до н.э. наблюдается слабое развитие такого жизненно важного производства, как металлургическое. Характер кочевого хозяйства мало благоприятствовал развитию металлургии у кочевников. В земледельческих районах в этот период металлургическое ремесло в силу каких-то причин также не получает большого развития.
Типы оружия, металлических частей конской уздечки и украшений в зверином стиле, происходящие с рассматриваемой территории, совершенно одинаковы с типами этих категорий, известными из других областей Северного Причерноморья и Прикубанья. Указанный комплекс вещей сформировался на широкой территории Северного Причерно- морья и Северного Кавказа под некоторым влиянием иранского Востока (мечи и отчасти звериный стиль).
Скифская степная культура VII-V вв. до н.э. по сравнению с культурами Прикубанья и ряда других областей Северного Причерноморья представляется более бедной, что свидетельствует о некоторой отсталости населения степной территории в VII-V вв. до н.э. Подъём культуры начался здесь только к концу V в. до н.э.
Большое значение в жизни населения имела война. Военный быт отражён в погребальном комплексе, для которого совершенно обязательно наличие оружия.
Торговля имела большое значение в жизни как кочевого, так и осёдлого населения Скифии.
Имущественная дифференциация населения прослеживается по погребальным комплексам. Богатые погребения на левобережье известны с конца V в., а на правобережье — с конца VI в. до н.э., причём количество их увеличивается здесь к концу V в. Между богатыми и бедными погребениями VI-V вв. до н.э. нет того крайне резкого различия, которое появляется на этой территории в IV-III вв. до н.э. По богатству и пышности обряда ни одно из ранних степных погребений не может равняться с богатыми захоронениями Прикубанья VI-V вв. до н.э.
Скифское общество VII-V вв. до н.э. находилось на стадии разложения родового строя. Экономической единицей как земледельческого, так и кочевого населения являлась семья. Поселение у Широкой балки (с учётом разработки М.И. Артамоновым вопроса о землевладении у скифов) может свидетельствовать о наличии большесемейной общины у земледельческих племён. Была ли в это время такая же община и у кочевых скифов — вопрос остается открытым.
Основными производителями в скифском обществе были свободные общинники — кочевники-скотоводы и осёдлые земледельцы. Роль рабского труда в экономике первоначально не имела большого значения. Основным источником рабства была война.
Намечается и социальное расслоение населения Скифии. Постепенно идёт выделение прослойки военной аристократии из числа лиц, занимавших должности родового управления. Вместе с тем выделяется категория дружинников, которые не были связаны ни с племенем, ни с родом, а находились в зависимости от своего предводителя. Для Скифии рассматриваемого периода определённо можно говорить лишь о дружине царя. К военной аристократии близко примыкала и жреческая прослойка.
К концу V в. с углублением имущественной дифференциации увеличивается значение кабального рабства. Усиление в союзе царских скифов и заинтересованность военной аристократии в сбыте хлеба в грече- ские города Северного Причерноморья приводят к усилению эксплуатации ими союзных земледельческих племен и создаёт предпосылки к возникновению рабовладельческих отношений, близких по форме к отношениям в Спарте и в Фессалии.
Скифский племенной союз сложился в VIII-VII вв. до н.э. как союз родственных племён. Язык этих племён, вероятно, принадлежал к североиранской языковой группе. Образование скифского племенного союза происходило в условиях освоения железа, перехода части племён к кочевому быту и борьбы с киммерийцами. Изгнание киммерийцев и походы скифов на Восток, закончившиеся на рубеже VII-VI вв. до н.э., означают уже полное завершение этого процесса.
Дальние походы на Восток оттягивали население из Скифии, что способствовало её ослаблению и даже отпадению Крыма, который по возвращении скифов из походов пришлось завоевывать вновь.
К концу VI в. до н.э. скифский союз выступает уже более организованным. Борьба с вторжением Дария способствовала, с одной стороны, дальнейшему укреплению союза, с другой стороны, увеличению значения в союзе роли скифов царских, как наиболее сильного племени или наиболее сильной группировки племён. По-видимому, с этого времени скифы царские считают остальных скифов своими рабами. Регулярные торговые связи с греческими колониями создают стимул к эксплуатации союзных племён. Военное превосходство скифов царских обеспечивало эту возможность.
Целью нашего исследования было осветить ранний период истории скифов и выявить предпосылки, которые способствовали быстрому процессу углубления имущественной дифференциации скифского общества, что нашло отражение в археологических памятниках уже следующего периода, когда завершился процесс выделения мощной прослойки конной аристократии. Расцвет Скифии IV-III вв. до н.э., возглавляемой конной аристократией, владевшей большими богатствами и собственными дружинами, выделение металлургического ремесла, создание административного и металлургического центра свидетельствуют о больших изменениях, происходивших в общественных отношениях, которые в конечном счете привели к возникновению государства у скифов в IV-III вв. до н.э.
Условные сокращения. ^
АН — Академия наук.АП УРСР — Археологические памятники УССР.АС — Археологический съезд.ВДИ — Вестник древней истории.Геродот, IV — Геродот, книга IV, глава... Вестник древней истории, 1947, №2.ДГС — Древности Геродотовой Скифии.ESA — Eurasia septentrionalis antiqua.ЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностей.ИАК — Известия Археологической комиссии.КСИА — Краткие сообщения Института археологии Академии наук УССР.КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР.ЛГУ — Ленинградский Государственный университет.МАР — Материалы по археологии России.МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.ОАК — Отчёт Археологической комиссии.РАНИОН — Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наукУАК — Учёная Архивная Комиссия.ЗОРСА — Записки отделения русской и славянской археологии Археологического общества.СА — Советская археология.
наверх |