главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Иоганн Иоахим ВинкельманИстория искусства древности. Малые сочинения.// СПб: «Алетейя». 2000. 800 с. ISBN 5-89329-260-X
Издание подготовил И.Е. Бабанов.
[ аннотация: ] Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) является основоположником современного искусствознания, его философских основ и методики. Его труды, посвящённые античному искусству, продолжают оставаться фундаментом, на котором зиждется современное знание этого важнейшего раздела мировой культуры. Исследовательская мысль не может обойти как его подход к искусству в целом, так и множество выводов, касающихся отдельных памятников или их групп. Настоящее издание содержит полный перевод основного труда И.И. Винкельмана «История искусства древности» с прижизненного издания 1764 г. и перевод его малых сочинений. Состав сборника обусловлен стремлением представить читателю такие работы автора, которые, с одной стороны, дают самую широкую картину его воззрений в области теории искусств, а с другой — позволяют проследить применение его метода исследования по отношению к самому разнородному материалу. Полное понимание сочинений И.И. Винкельмана возможно лишь при наличии комментария и научного аппарата. Эти разделы подготовлены с учетом новейших достижений современного искусствоведения и представляют собой самостоятельную научную ценность. Выбор сочинений И.И. Винкельмана и их перевод, очерк, посвящённый жизни и деятельности учёного, научный комментарий и приложения принадлежат Игорю Евгеньевичу Бабанову (1936-1994).
Скачать файл: .pdf, 52,7 Мб Содержание
История искусства древности.
Вступление. — 7
Часть первая. Исследование искусства в его сущности. — 17
Глава первая. О происхождении искусства и причинах его несхожести у различных народов. — 19Отдел первый. Общая идея этой истории. — 19Начало искусства. — 20О начале греческого искусства. — 21Отдел второй. О развитии искусства скульптуры. — 24Первый материал: глина. — 24Фигуры из дерева. — 25Фигуры из слоновой кости. — 26Фигуры из камня. — 27Фигуры из бронзы. — 28Об искусстве резьбы по камню. — 29Отдел третий. О причинах несхожести искусства у различных народов. — 29Влияние климата на телосложение. — 30Влияние климата на образ мышления. — 33Глава вторая. Об искусстве египтян, финикиян и персов. — 37Отдел первый. Об искусстве египтян. — 37Причины своеобразия египетского искусства. — 37О стиле египетского искусства. — 41Творческий метод. — 56Отдел второй. Об искусстве финикиян и персов. — 62Об искусстве финикиян. — 62Об искусстве персов. — 65Глава третья. Об искусстве этрусков и их соседей. — 70Отдел первый. Об этрусках. — 70Внешние обстоятельства. — 70Изображение богов и героев у этрусков. — 73Наиболее значительные произведения этрусского искусства. — 77Отдел второй. О стиле этрусских художников. — 85Общие соображения. — 85О различных стадиях и периодах этрусского искусства. — 86Отдел третий. Об искусстве народов, соседствовавших с этрусками. — 92Искусство самнитов и вольсков. — 92Искусство кампанцев. — 93Обзор некоторых статуэток с острова Сардиния. — 98Глава четвёртая. Об искусстве греков. — 100Отдел первый. Основные причины, обусловившие появление искусства у греков и его превосходство над искусством других народов. — 101Отдел второй. О сущности искусства. — 108О рисунке обнажённого тела. — 108Об очертаниях одетых фигур. — 142Отдел третий. О возвышении и упадке греческого искусства. — 157Древнейший стиль. — 158Высокий стиль. — 165Прекрасный стиль. — 167Стиль подражателей. — 172Отдел четвёртый. О технической стороне греческой скульптуры. — 182Отдел пятый. О живописи древних греков. — 191Глава пятая. Об искусстве римлян. — 209Отдел первый. Исследование римского стиля в искусстве. — 209Отдел второй. О мужской одежде у римлян. — 217
Часть вторая. Искусство греков в его связи с событиями греческой истории. — 223
Глава первая. Об искусстве в древнейшие времена вплоть до Фидия. — 226Глава вторая. Об искусстве со времён Фидия до Александра Великого. — 233Глава третья. Об искусстве в эпоху после Александра и об упадке искусства. — 251Глава четвёртая. О греческом искусстве у римлян и при римских императорах. — 270Глава пятая. Упадок искусства при Септимии Севере. — 293
Малые сочинения.
Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры. — 303Пояснение к «Мыслям о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры» и ответ на «Послание». — 331Описание Бельведерского торса в Риме. — 372О грации в произведениях искусства. — 377Наставление о том, как следует созерцать произведения искусства. — 383Заметки об архитектуре древних. — 391Вступление. — 391О сущности архитектуры. — 397Об изяществе в архитектуре. — 426О способности воспринимать прекрасное в искусстве и об обучении этому. — 436
Приложения.
Очерк жизни и творчества Винкельмана. — 461
Комментарий. — 489
История искусства древности. — 490Вступление. — 496Часть первая. Глава первая. — 502Глава вторая. — 515Глава третья. — 529Глава четвёртая. — 539Глава пятая. — 577Часть вторая. Глава первая. — 586Глава вторая. — 599Глава третья. — 611Глава четвёртая. — 622Глава пятая. — 630
Малые сочинения. — 633Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры. — 634Пояснение к «Мыслям о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры» и ответ на «Послание». — 640Описание Бельведерского торса в Риме. — 652О грации в произведениях искусства. — 653Наставление о том, как следует созерцать произведения искусства. — 654Заметки об архитектуре древних. — 654О способности воспринимать прекрасное в искусстве и об обучении этому. — 666
Приложение 1. Обзор наиболее значительных собраний древностей в Европе XVIII века. — 669Приложение 2. Синхронистическая таблица VI-I вв. до н.э. — 680Приложение 3. Перечень римских императоров. — 705Приложение 4. Таблица перевода дат греческого и римского летосчисления (776 г. до н.э. — 300 г. н.э.). — 708
Указатель имён. — 718Иллюстрации. — 771
наверх |