Иоганн Иоахим Винкельман
История искусства древности. Малые сочинения.
// СПб: «Алетейя». 2000. 800 с. ISBN 5-89329-260-X
Издание подготовил И.Е. Бабанов.
[ аннотация: ]
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) является основоположником современного искусствознания, его философских основ и методики. Его труды, посвящённые античному искусству, продолжают оставаться фундаментом, на котором зиждется современное знание этого важнейшего раздела мировой культуры. Исследовательская мысль не может обойти как его подход к искусству в целом, так и множество выводов, касающихся отдельных памятников или их групп.
Настоящее издание содержит полный перевод основного труда И.И. Винкельмана «История искусства древности» с прижизненного издания 1764 г. и перевод его малых сочинений. Состав сборника обусловлен стремлением представить читателю такие работы автора, которые, с одной стороны, дают самую широкую картину его воззрений в области теории искусств, а с другой — позволяют проследить применение его метода исследования по отношению к самому разнородному материалу.
Полное понимание сочинений И.И. Винкельмана возможно лишь при наличии комментария и научного аппарата. Эти разделы подготовлены с учетом новейших достижений современного искусствоведения и представляют собой самостоятельную научную ценность.
Выбор сочинений И.И. Винкельмана и их перевод, очерк, посвящённый жизни и деятельности учёного, научный комментарий и приложения принадлежат Игорю Евгеньевичу Бабанову (1936-1994).
Скачать файл: .pdf, 52,7 Мб
Содержание
История искусства древности.
Вступление. — 7
Часть первая. Исследование искусства в его сущности. — 17
Глава первая. О происхождении искусства и причинах его несхожести у различных народов. — 19
Отдел первый. Общая идея этой истории. — 19
Начало искусства. — 20
О начале греческого искусства. — 21
Отдел второй. О развитии искусства скульптуры. — 24
Первый материал: глина. — 24
Фигуры из дерева. — 25
Фигуры из слоновой кости. — 26
Фигуры из камня. — 27
Фигуры из бронзы. — 28
Об искусстве резьбы по камню. — 29
Отдел третий. О причинах несхожести искусства у различных народов. — 29
Влияние климата на телосложение. — 30
Влияние климата на образ мышления. — 33
Глава вторая. Об искусстве египтян, финикиян и персов. — 37
Отдел первый. Об искусстве египтян. — 37
Причины своеобразия египетского искусства. — 37
О стиле египетского искусства. — 41
Творческий метод. — 56
Отдел второй. Об искусстве финикиян и персов. — 62
Об искусстве финикиян. — 62
Об искусстве персов. — 65
Глава третья. Об искусстве этрусков и их соседей. — 70
Отдел первый. Об этрусках. — 70
Внешние обстоятельства. — 70
Изображение богов и героев у этрусков. — 73
Наиболее значительные произведения этрусского искусства. — 77
Отдел второй. О стиле этрусских художников. — 85
Общие соображения. — 85
О различных стадиях и периодах этрусского искусства. — 86
Отдел третий. Об искусстве народов, соседствовавших с этрусками. — 92
Искусство самнитов и вольсков. — 92
Искусство кампанцев. — 93
Обзор некоторых статуэток с острова Сардиния. — 98
Глава четвёртая. Об искусстве греков. — 100
Отдел первый. Основные причины, обусловившие появление искусства у греков и его превосходство над искусством других народов. — 101
Отдел второй. О сущности искусства. — 108
О рисунке обнажённого тела. — 108
Об очертаниях одетых фигур. — 142
Отдел третий. О возвышении и упадке греческого искусства. — 157
Древнейший стиль. — 158
Высокий стиль. — 165
Прекрасный стиль. — 167
Стиль подражателей. — 172
Отдел четвёртый. О технической стороне греческой скульптуры. — 182
Отдел пятый. О живописи древних греков. — 191
Глава пятая. Об искусстве римлян. — 209
Отдел первый. Исследование римского стиля в искусстве. — 209
Отдел второй. О мужской одежде у римлян. — 217
Часть вторая. Искусство греков в его связи с событиями греческой истории. — 223
Глава первая. Об искусстве в древнейшие времена вплоть до Фидия. — 226
Глава вторая. Об искусстве со времён Фидия до Александра Великого. — 233
Глава третья. Об искусстве в эпоху после Александра и об упадке искусства. — 251
Глава четвёртая. О греческом искусстве у римлян и при римских императорах. — 270
Глава пятая. Упадок искусства при Септимии Севере. — 293
Малые сочинения.
Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры. — 303
Пояснение к «Мыслям о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры» и ответ на «Послание». — 331
Описание Бельведерского торса в Риме. — 372
О грации в произведениях искусства. — 377
Наставление о том, как следует созерцать произведения искусства. — 383
Заметки об архитектуре древних. — 391
Вступление. — 391
О сущности архитектуры. — 397
Об изяществе в архитектуре. — 426
О способности воспринимать прекрасное в искусстве и об обучении этому. — 436
Приложения.
Очерк жизни и творчества Винкельмана. — 461
Комментарий. — 489
История искусства древности. — 490
Вступление. — 496
Часть первая. Глава первая. — 502
Глава вторая. — 515
Глава третья. — 529
Глава четвёртая. — 539
Глава пятая. — 577
Часть вторая. Глава первая. — 586
Глава вторая. — 599
Глава третья. — 611
Глава четвёртая. — 622
Глава пятая. — 630
Малые сочинения. — 633
Мысли о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры. — 634
Пояснение к «Мыслям о подражании произведениям греческой живописи и скульптуры» и ответ на «Послание». — 640
Описание Бельведерского торса в Риме. — 652
О грации в произведениях искусства. — 653
Наставление о том, как следует созерцать произведения искусства. — 654
Заметки об архитектуре древних. — 654
О способности воспринимать прекрасное в искусстве и об обучении этому. — 666
Приложение 1. Обзор наиболее значительных собраний древностей в Европе XVIII века. — 669
Приложение 2. Синхронистическая таблица VI-I вв. до н.э. — 680
Приложение 3. Перечень римских императоров. — 705
Приложение 4. Таблица перевода дат греческого и римского летосчисления (776 г. до н.э. — 300 г. н.э.). — 708
Указатель имён. — 718
Иллюстрации. — 771
|