главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.С. Васильев

Древний Китай. В 3-х тт.

// М.: «Восточная литература». 1995, 2000, 2006. 380+624+680 с. ISBN 5-02-018103-Х

 


 

Том 1Том 2Том 3

 


Л.C. Васильев. Древний Китай. Т. 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.). М.: «Восточная литература». 1995.

Л.C. Васильев

Древний Китай.   ^

Т. 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.).

// М.: «Восточная литература». 1995. 380 с. ISBN 5-02-017867-5

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава 1. Древнекитайский источник (тексты и их изучение). — 5

Древнекитайские тексты. — 9

Древние надписи. — 13

Ранние сочинения канона («Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин»). — 17

Трактаты древнекитайских мыслителей. — 24

Тексты исторического содержания. — 33

Сводно-систематизированные произведения. — 38

Древнекитайский письменный текст как социокультурный феномен. — 43

Глава 2. История изучения китайских древностей и древнего Китая. — 55

Изучение древности в Китае после Сыма Цяня. — 58

Становление европейской синологии. — 64

Западноевропейская синология XIX в.: изучение китайской древности. — 69

Китайская синология в конце XIX и первой половине XX в.: изучение китайской древности. — 74

Древний Китай в мировой синологии XX в. — 80

Судьбы отечественной синологии и изучение древнего Китая в нашей стране. — 86

Изучение древнего Китая в КНР. — 94

Синология сегодня и завтра: проблемы и перспективы (изучение древнего Китая). — 101

Глава 3. Проблемы предыстории. — 103

Синантроп и процессы антропо- и расогенеза в Китае. — 103

Проблемы генезиса земледельческого неолита. — 110

Неолит расписной керамики в Китае. — 119

Поздний неолит Китая: луншаноидный горизонт. — 129

Ранний бронзовый век и проблема Ся. — 135

Глава 4. Шанский Китай. — 145

Общий облик и основные характеристики позднешанской (аньянской) цивилизации. — 147

Современная наука о проблемах генезиса надобщинных политических структур. — 155

Ранние протогосударственные структуры в Китае. — 163

Развитое протогосударство в Аньяне. — 169

Клановая структура общества Шан и институционализация власти правителя-вана. — 175

Организация производства и система администрации. — 183

Духовная культура Шан. — 192

Военная функция в Шан. — 199

Историографическая традиция о Шан. — 202

Глава 5. Чжоусцы и крушение Шан. — 210

Чжоусцы до Вэнь-вана. — 210

Чжоусцы при Вэнь-ване. — 215

У-ван и битва при Муе (1027 г. до н.э.). — 219

Мятеж шанцев и восточный поход Чжоу-гуна. — 224

Теория «мандата Неба» (тянь-мин). — 230

Этический детерминант (идея дэ). — 235

Глава 6. Западное Чжоу: институционализация власти. — 242

От протогосударства к государству. — 242

Принципы организации администрации. — 246

Проблема централизации редистрибуции. — 252

Центральная власть и система уделов. — 258

Ван и вассалы: феодализация внешних уделов. — 263

Феодально-клановые связи в уделах (цзун-фа, цзун-цзу). — 268

Производство и редистрибуция. — 275

Глава 7. История Западного Чжоу (1027-771 гг. до н.э.). — 282

Чжоуский Китай при Кан-ване (1004-967) и Чжао-ване (966-948). — 282

Му-ван (947-928). — 288

Гун-ван, И1-ван, Сяо-ван, И2-ван (927-858). — 291

Чжоуский Китай при Ли-ване (857-828). — 294

Реформы Сюань-вана (827-782). — 300

Ю ван (781-771) и конец Западного Чжоу. — 304

От Западного Чжоу к Чуньцю (Пин-ван, 770—720). — 309

Уделы (царства) чжоуского Китая до Чуньцю. — 313

Глава 8. Образ жизни в шанско-раннечжоуском Китае. — 322

Род, клан, семья, община. — 323

Реалии повседневной жизни. — 331

Праздники и обряды. — 337

Культ предков в Шан и Западном Чжоу. — 342

Верхи и низы в шанско-раннечжоуском Китае. — 345

 

Библиография (литература к теме). — 353

Указатель. — 363

 

 


Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). М.: «Восточная литература». 2000.

Л.C. Васильев

Древний Китай.   ^

Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.).

// М.: «Восточная литература». 2000. 624 с. ISBN 5-02-018070-Х

 

Содержание

 

Введение. — 3

Проблематика темы. — 8

Источники. — 13

Историография. — 21

Геополитическая ситуация в Китае периода Чуньцю. — 25

Глава 1. Хроника политических событий (722-628 гг. до н.э.). — 35

Домен чжоуского вана. — 35

Царства и княжества Чжунго в начале периода Чуньцю. — 43

Царства Лу и Ци. Возвышение Ци. — 51

Царство Ци как гегемон-ба. — 59

Царство Цзинь в VIII-VI вв. до н.э. Смута и выход из неё. — 68

Одиссея Чжун Эра. Цзиньский Вэнь-гун — второй гегемон-ба. — 79

Глава 2. Хроника политических событий (628-546 гг. до н.э.). — 91

Царство Цзинь после Вэнь-гуна. — 92

Политические амбиции царства Чу. — 99

Цзинь во главе Срединных государств (90-70-е годы VI в. до н.э.). — 109

Триумф и начало ослабления царства Цзинь. — 120

Домен вана, царства Вэй, Сун и Чжэн. — 130

Восточночжоуские царства Ци и Лу. — 141

Глава 3. Хроника политических событий (546-464 гг. до н.э.). — 152

Политические позиции царства Цзинь. — 152

Внутриполитические распри в царстве Лу. — 160

Политическая борьба в Цзинь. — 170

Домен вана и государства Чжунго (Вэй, Сун, Чжэн, Чэнь). — 179

Царство Ци. Возвышение клана Чэнь (Тянь). — 193

Чу под ударами царства У. — 200

Царства У и Юэ в конце периода Чуньцю. — 206

Глава 4. Внутриполитическая борьба в основных царствах чжоуского Китая (политический аспект моделей эволюции). — 217

Внутриполитическая борьба в Цзинь: динамика эволюции. — 225

Расцвет и деградация правящего дома Ци. — 235

Судьба царств Сун и Лу. — 241

Царства Вэй и Чжэн. — 250

Специфика и результаты внутриполитического развития царств Цинь и Чу. — 257

Сопоставление моделей политической эволюции царств в период Чуньцю. — 264

Глава 5. Социально-политическая структура. Правители и феодальная знать. — 268

Чжоуский ван в политической структуре. — 272

Гегемоны-ба в древнем Китае. — 283

Статус чжухоу. — 291

Наследственная знать. — 302

Уделы-кланы и их трансформация. — 313

Глава 6. Аристократия и феодальные войны. — 323

Войны периода Чуньцю. — 325

Война как сакральный ритуал. — 331

Аристократы в войнах. — 338

Воины-аристократы и общество. — 347

Честь рыцаря и достоинство аристократа. — 353

Аристократия как сословие воинов (офицерский корпус). — 359

Война и мир: становление нормативной традиции. — 367

Военное дело в конце Чуньцю (начало трансформации). — 374

Глава 7. Характеристика социальных слоёв. — 378

Социальная стратификация в текстах. — 379

Правящая элита. — 384

Простолюдины. — 388

1. Земледельцы (шу-жэнь). — 388

2. Ремесленники и торговцы. — 394

Рабы и слуги. — 399

Образ жизни аристократических верхов. — 407

Обряды в знатных домах. — 412

Образ жизни чжоусцев по песням «Шицзина». — 418

Аристократия и народ в конфликтных ситуациях. — 422

Глава 8. Духовная культура: верования, культы, обряды, ритуальный церемониал. — 428

Мир суеверий: духи и души умерших. — 431

Предсказания и предостережения. — 438

Гадания и метафизические выкладки. — 446

Ритуальное жертвоприношение: ван и Небо. — 452

Ритуальные жертвы Земле и иным духам сил природы. — 460

Культ предков и жертвы в их честь. — 468

Ритуальный церемониал: теория и практика. — 475

Глава 9. Духовная культура: легендарные предания, этика и социополитические теории. — 481

«Цзо-чжуань» о воле Неба и поиск чжоускими историографами социомироустроительной конструкции. — 484

Второй слой текста «Шуцзина»: чжоуские историографы о глубокой древности. — 494

Совершенная Гармония золотого века прошлого и мудрость древних как социополитический эталон. — 504

Конфуций в чжоуском Китае: реалии и легенды. — 512

Конфуций: генеральные основы доктрины. — 521

Конфуций: вперёд, к мудрости древних! — 528

Глава 10. От Чуньцю к Чжаньго: трансформация чжоуского Китая. — 536

Реформы в царствах как показатель перемен. — 537

Смысл и цели реформ. — 544

Социально-политическая трансформация. — 550

Проблема административно-политических нововведений. — 556

Изменения в социально-экономической сфере. — 559

Нормативно-этический аспект процесса социально-экономической трансформации. — 564

Трансформация в сфере экономики. — 569

Крушение царства Цзинь. — 573

 

Библиография. — 578

Указатель. — 587

Abstract. — 610

 

 


Л.C. Васильев. Древний Китай. Т. 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.). М.: «Восточная литература». 2006.

Л.C. Васильев

Древний Китай.   ^

Т. 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.).

// М.: «Восточная литература». 2006. 680 с. ISBN 5-02-018466-7

 

Содержание

 

Введение. — 3

 

Глава 1. История царств в период Чжаньго. — 8

Домен вана. — 9

Царства Лу и Малое Вэй. — 15

Царство Сун. — 22

Царство Чжэн. — 28

Царство Чжао. — 31

Царство Вэй. — 38

Царство Хань. — 43

Царство Ци. — 46

Царство Янь. — 52

Царство Чу. — 57

Царство Цинь. — 64

Глава 2. Войны, политика и дипломатия в борьбе за Поднебесную. — 71

Аристократия, государство и войны в древнем Китае. — 72

Дефеодализация, уменьшение роли знати и изменение характера войн. — 77

Войны и царства Чжаньго без чжоуской знати. — 80

Статус высокопоставленных политических деятелей Чжаньго. — 87

Братья Су и попытка создания коалиции против Цинь. — 93

Чжан И и политико-дипломатическая деятельность в пользу Цинь. — 102

Политико-дипломатические усилия и успехи Цинь на рубеже IV-III вв. и в начале III в. до н.э. — 107

Цинь и политика других царств в конце периода Чжаньго. — 117

Глава 3. Трансформация структуры. — 125

Век железа и нововведения в производстве. — 125

Рынок, приватизация и товарно-денежные отношения. — 132

Организация администрации в деревне и городе. — 146

Социально-клановая трансформация. — 153

Изменения в административной системе (от уделов к уездам). — 160

Усиление власти правителей. — 170

Формирование интеллектуальных основ новой эпохи (начало осевого времени на рубеже Чюньцю-Чжаньго). — 176

Глава 4. Конфуций и его учение (реформаторская деятельность Учителя). — 182

Упорядочение отношений в семье и обществе. — 184

Культ знаний, возвеличивание умных и способных. — 193

Десакрализация сакрального (эволюция понятия дэ). — 200

Сакральное и десакрализованное (ритуальные обряды и правила-ли). — 206

Новая этика Конфуция. — 211

Упорядочение системы администрации. — 219

Технология и искусство управлять людьми. — 225

Философия Конфуция. — 230

Конфуций и его идеи в Чжаньго. — 235

Глава 5. Протосоциализм Мо-цзы и эгоцентризм Ян Чжу. — 241

Учение о государстве. — 244

Об универсальной любви и взаимопомощи. — 250

Мо-цзы о трауре, музыке и войнах. — 255

Небо, духи, фатализм и конфуцианство в трактате «Мо-цзы». — 262

Роль Мо-цзы в развитии древнекитайской мысли. — 269

Ян Чжу. — 274

Сущность доктрины Ян Чжу. — 279

Мо-цзы и Ян Чжу. — 283

Глава 6. Легисты (фа-цзя) в древнекитайской мысли. — 290

Предыстория легизма. — 293

Ранние легисты (Ли Куй, У Ци). — 298

Авторитаризм в доктрине Шэнь Бу-хая. — 305

Сыма Цянь о Шан Яне (Гун-сунь Ян). — 311

«Шан-цзюнь шу» о жестком легизме. — 318

Идеи и реформы Шан Яна. — 323

Легизм рыночной экономики в «Гуань-цзы». — 330

Легизм Хань Фэй-цзы. — 337

Глава 7. Элементы мистики и метафизики в древнекитайской мысли до появления даосизма. — 347

Специфика раннерелигиозных представлений китайцев до периода Чжаньго. — 353

Древнекитайская мантика. — 360

Гадания по системе ши. — 366

Космология, календарь, астрономия, астрология. — 372

Рационализм и суеверия. — 380

Истоки китайской метафизики. Цзоу Янь. — 384

Древнеиндийская метафизика. — 392

Глава 8. Философия даосов. — 403

Ци и цзин-ци; жизнь, смерть, долголетие и бессмертие в даосской мысли. — 404

Космогония даосов. — 415

Метафизика и мистика: Пустота и сердце. — 422

Этика и социальная политика даосизма. — 428

Притчи «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы». — 436

Даосы о Конфуции и его учении. — 442

Загадка Старого мудреца. — 449

Глава 9. Конфуцианство после Конфуция. Мэн-цзы и Сюнь-цзы. — 457

Мэн-цзы и его трактат. — 460

Социально-политические позиции Мэн-цзы. — 466

Конфуцианская этика в трактовке Мэн-цзы. — 478

Сюнь-цзы и его трактат. — 486

Философия и антропология Сюнь-цзы. — 489

Социо-этико-политические взгляды Сюнь-цзы. — 497

Доктрина Сюнь-цзы и легизм. — 502

Мэн-цзы и Сюнь-цзы как конфуцианцы. — 508

Глава 10. Сводно-систематизированные тексты («Чжоули») и тенденция к синкретизму и синтезу в конце Чжоу. — 514

Систематизированная метаконструкция «Чжоули». — 519

Министерства Неба и Земли. — 523

Министерства Весны, Лета и Осени. — 537

«Као-гун цзи». — 546

Генеральная схема «Чжоули» — суперидеологема. — 550

Конфуцианство и легизм. — 556

Философия даосов и китайская традиция. — 562

Философский синкретизм в древнем Китае. — 569

Глава 11. Трансформация старых и формирование новых традиций (образ жизни, мировоззрение, менталитет). — 578

Позднечжоуские интеллектуалы как главные создатели нового (новое в сочетании с древней традицией). — 578

Вклад даосизма в древнекитайскую традицию. — 584

Мифы и мифология в позднечжоуском Китае. — 589

Формирование нового взгляда на историю. — 593

Риторика и дискуссии. — 598

Политика, дипломатия, риторика, тактика, стратегия. — 602

Древнекитайский менталитет. — 607

Ментальность и специфика мышления. — 612

Порядок и Гармония. — 616

 

Заключение. — 621

 

Библиография. — 626

Указатель. — 635

Abstract and some general conclusions. — 661

 

 


 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки