● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.П. Варшавский, Ю.И. Рест-ШароПодвиг Эрмитажа. 1941-1945.// Л.: «Аврора». 1987. 304 с.
[ аннотация на клапанах суперобложки: ] (1) Альбом «Подвиг Эрмитажа» знакомит читателя с одним из величайших музеев мира — Государственным Эрмитажем в Ленинграде. На страницах альбома воссоздаётся самый героический период 220-летней истории Эрмитажа — незабываемые девятьсот дней и ночей легендарной обороны Ленинграда, осаждённого фашистскими варварами. Эрмитаж был обречён Гитлером на гибель и разграбление. Но все бедствия войны, обрушившиеся на Эрмитаж, все ужасы вражеской блокады, бомбы и снаряды, голод и холод — ничто не сломило стойкости, бесстрашия, мужества и воли музейных работников, спасавших и спасших для человечества эрмитажные коллекции, уникальные памятники мирового искусства и культуры. В альбом включено около 400 иллюстраций. Они дают представление о разнообразии и богатстве художественных собраний Эрмитажа. Значительную часть иллюстративного материала составляют фотодокументы военных лет и рисунки с натуры, сделанные ленинградскими художниками в эрмитажных залах в пору блокады. (2) В военные годы писатели Сергей Варшавский и Борис Рест были офицерами морской авиации, участниками героической обороны Ленинграда, Севастополя, Советского Заполярья. Помимо корреспонденции и репортажей для фронтовой печати, они написали ряд очерков и повестей о войне. Основной темой произведений Варшавского и Реста была история Государственного Эрмитажа. Их перу принадлежит, в частности, книга «Эрмитаж», впервые в яркой литературной форме рассказавшая об истории прославленного музея; единодушное одобрение читателей, прессы получили документальные повести «Рядом с Зимним» и «Билет на всю вечность». Особое место в творчестве С. Варшавского и Б. Реста занимает книга «Подвиг Эрмитажа», с документальной точностью повествующая об Эрмитаже в годы войны. «Создание этой замечательной книги, — писала «Литературная газета», — потребовало от авторов не только кропотливых исследований, не только литературного мастерства, но в первую очередь огромной любви к людям, совершающим подвиг во имя культуры».
Содержание (в издании нет)
[Об альбоме. — 4]
[Предисловие Б.Б. Пиотровского. — 5]
[Сотрудники. — 6]
[Альбом. — 7-304]
(/4) ^
Текст С. Варшавского и Б. Реста. В составлении альбома принимали участие сотрудники Эрмитажа под руководством Б. Пиотровского. Цветная съёмка В. Савика и Л. Богданова. Автор макета Л. Рахмилевич. Оформление В. Иванова.
На титуле: А. Никольский. Зима. 1941-1942 гг.
(4/5) ^
Четыре десятилетия отделяют нас от тех дней, которым посвящена эта книга. Дистанция времени позволяет взглянуть в прошлое и выделить самое существенное в жизни Ленинграда в дни блокады. В рассказах об этих днях обычно преобладают эмоциональные описания, связанные со страданиями и гибелью людей, и действительно эти страдания забыть нельзя, они останутся в памяти последующих поколений как грозные обвинения войне. Но в жизни блокадного Ленинграда проявилась важнейшая особенность — необычайная сила духа, выдержка, стойкость и самоотверженность тысяч людей, вставших на защиту своего города.
Одной из страниц героической летописи города той поры стала борьба за сохранение культурных ценностей, созданных на протяжении тысячелетий художественным гением человечества и сосредоточенных в Государственном Эрмитаже.
«Великие завоеватели» всех времён и народов разрушали то, что создавали великие мастера культуры.
Смысл подвига Ленинграда не понять достаточно полно, если не вдуматься, что означают слова: 900 дней и ночей прекрасный город, созданный великими зодчими, воспетый великими поэтами, жил под огнём, под бомбами, под обстрелами. Специальная комиссия определила, что памятникам Ленинграда был нанесён ущерб в два миллиарда рублей. После войны реставраторы, которым помогали все ленинградцы, вся страна совершили новый подвиг: восстановили то, что было разрушено. Но не всё. Многие памятники погибли.
Оглядываясь на тяжёлый путь, пройденный нами в военные годы, отдавая должное памяти погибших защитников города, мы можем быть удовлетворены тем, что работа в неимоверно трудных условиях не прошла даром: сохранены коллекции Эрмитажа, восстановлены здания и их интерьеры, расширены экспозиции.
Книга, которую вы держите в руках, даёт яркое представление и о героической деятельности сотрудников Эрмитажа в годы войны, и о тех бесценных сокровищах, которые были спасены от гибели и умножены в годы восстановления музея и последующей мирной жизни.
Борис Пиотровский,
(5/6) ^
В составлении альбома принимали участие научные сотрудники Эрмитажа под руководством директора музея Б. Пиотровского:
Г. Комелова, М. Малченко, В. Матвеев, К. Орлова (отдел русского искусства); С. Андросов, Н. Бирюкова, А. Воронихина, Ю. Каган, Н. Косарева, Ю. Кузнецов, З. Лерман, М. Лопато, О. Михайлова, Т. Раппе, Ю. Русаков, Р. Соловейчик, В. Чернышёв, В. Шевченко (отдел западноевропейского искусства); Т. Арапова, В. Залесская, А. Иванов, Н. Ланда, В. Луконин (отдел искусства Востока); Н. Кунина, И. Саверкина, Е. Ходза (отдел античного искусства); М. Завитухина (отдел первобытного искусства); И. Спасский, Е. Щукина (отдел нумизматики).
В альбоме использованы документальные материалы из архива Эрмитажа, Научного архива фоторепродукций АХ СССР (фотографии С. Гасилова) и из Музея истории Ленинграда.
Издательство выражает также искреннюю благодарность сотрудникам архива Эрмитажа Г. Качалиной и В. Маришкиной.
наверх |