● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.П. Варшавский, Ю.И. Рест-Шаро. Подвиг Эрмитажа. 1941-1945. Л.: «Аврора». 1987. С.П. Варшавский, Ю.И. Рест-Шаро

Подвиг Эрмитажа. 1941-1945.

// Л.: «Аврора». 1987. 304 с.

 

аннотация на клапанах суперобложки: ]

(1) Альбом «Подвиг Эрмитажа» знакомит читателя с одним из величайших музеев мира — Государственным Эрмитажем в Ленинграде. На страницах альбома воссоздаётся самый героический период 220-летней истории Эрмитажа — незабываемые девятьсот дней и ночей легендарной обороны Ленинграда, осаждённого фашистскими варварами.

Эрмитаж был обречён Гитлером на гибель и разграбление. Но все бедствия войны, обрушившиеся на Эрмитаж, все ужасы вражеской блокады, бомбы и снаряды, голод и холод — ничто не сломило стойкости, бесстрашия, мужества и воли музейных работников, спасавших и спасших для человечества эрмитажные коллекции, уникальные памятники мирового искусства и культуры.

В альбом включено около 400 иллюстраций. Они дают представление о разнообразии и богатстве художественных собраний Эрмитажа. Значительную часть иллюстративного материала составляют фотодокументы военных лет и рисунки с натуры, сделанные ленинградскими художниками в эрмитажных залах в пору блокады.

(2) В военные годы писатели Сергей Варшавский и Борис Рест были офицерами морской авиации, участниками героической обороны Ленинграда, Севастополя, Советского Заполярья. Помимо корреспонденции и репортажей для фронтовой печати, они написали ряд очерков и повестей о войне.

Основной темой произведений Варшавского и Реста была история Государственного Эрмитажа. Их перу принадлежит, в частности, книга «Эрмитаж», впервые в яркой литературной форме рассказавшая об истории прославленного музея; единодушное одобрение читателей, прессы получили документальные повести «Рядом с Зимним» и «Билет на всю вечность».

Особое место в творчестве С. Варшавского и Б. Реста занимает книга «Подвиг Эрмитажа», с документальной точностью повествующая об Эрмитаже в годы войны. «Создание этой замечательной книги, — писала «Литературная газета», — потребовало от авторов не только кропотливых исследований, не только литературного мастерства, но в первую очередь огромной любви к людям, совершающим подвиг во имя культуры».

 

Содержание (в издании нет)

 

[Об альбоме. — 4]

 

[Предисловие Б.Б. Пиотровского. — 5]

 

[Сотрудники. — 6]

 

[Альбом. — 7-304]

 


 

(/4) ^

 

Текст С. Варшавского и Б. Реста.

В составлении альбома принимали участие сотрудники Эрмитажа под руководством Б. Пиотровского.

Цветная съёмка В. Савика и Л. Богданова.

Автор макета Л. Рахмилевич.

Оформление В. Иванова.

 

На титуле: А. Никольский. Зима. 1941-1942 гг.

 

(4/5) ^

 

Четыре десятилетия отделяют нас от тех дней, которым посвящена эта книга. Дистанция времени позволяет взглянуть в прошлое и выделить самое существенное в жизни Ленинграда в дни блокады. В рассказах об этих днях обычно преобладают эмоциональные описания, связанные со страданиями и гибелью людей, и действительно эти страдания забыть нельзя, они останутся в памяти последующих поколений как грозные обвинения войне. Но в жизни блокадного Ленинграда проявилась важнейшая особенность — необычайная сила духа, выдержка, стойкость и самоотверженность тысяч людей, вставших на защиту своего города.

 

Одной из страниц героической летописи города той поры стала борьба за сохранение культурных ценностей, созданных на протяжении тысячелетий художественным гением человечества и сосредоточенных в Государственном Эрмитаже.

 

«Великие завоеватели» всех времён и народов разрушали то, что создавали великие мастера культуры.

 

Смысл подвига Ленинграда не понять достаточно полно, если не вдуматься, что означают слова: 900 дней и ночей прекрасный город, созданный великими зодчими, воспетый великими поэтами, жил под огнём, под бомбами, под обстрелами. Специальная комиссия определила, что памятникам Ленинграда был нанесён ущерб в два миллиарда рублей. После войны реставраторы, которым помогали все ленинградцы, вся страна совершили новый подвиг: восстановили то, что было разрушено. Но не всё. Многие памятники погибли.

 

Оглядываясь на тяжёлый путь, пройденный нами в военные годы, отдавая должное памяти погибших защитников города, мы можем быть удовлетворены тем, что работа в неимоверно трудных условиях не прошла даром: сохранены коллекции Эрмитажа, восстановлены здания и их интерьеры, расширены экспозиции.

 

Книга, которую вы держите в руках, даёт яркое представление и о героической деятельности сотрудников Эрмитажа в годы войны, и о тех бесценных сокровищах, которые были спасены от гибели и умножены в годы восстановления музея и последующей мирной жизни.

 

Борис Пиотровский,
директор Эрмитажа

 

(5/6) ^

 

В составлении альбома принимали участие научные сотрудники Эрмитажа под руководством директора музея Б. Пиотровского:

 

Г. Комелова, М. Малченко, В. Матвеев, К. Орлова (отдел русского искусства);

С. Андросов, Н. Бирюкова, А. Воронихина, Ю. Каган, Н. Косарева, Ю. Кузнецов, З. Лерман, М. Лопато, О. Михайлова, Т. Раппе, Ю. Русаков, Р. Соловейчик, В. Чернышёв, В. Шевченко (отдел западноевропейского искусства);

Т. Арапова, В. Залесская, А. Иванов, Н. Ланда, В. Луконин (отдел искусства Востока);

Н. Кунина, И. Саверкина, Е. Ходза (отдел античного искусства);

М. Завитухина (отдел первобытного искусства);

И. Спасский, Е. Щукина (отдел нумизматики).

 

В альбоме использованы документальные материалы из архива Эрмитажа, Научного архива фоторепродукций АХ СССР (фотографии С. Гасилова) и из Музея истории Ленинграда.

 

Издательство выражает также искреннюю благодарность сотрудникам архива Эрмитажа Г. Качалиной и В. Маришкиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки