главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989. О.Б. Варламов

К проблеме формирования скифо-сибирского звериного стиля.

// Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск: 1989. С. 158-159.

 

На сегодняшний день нет ни одной гипотезы происхождения скифо-сибирского звериного стиля, которую можно было бы принять, исключив все остальные. Объясняется это тем, что практически весь материал, обнаруживаемый в ходе раскопок, представляет собой уже развитый звериный стиль, появляющийся как бы внезапно и в готовом виде. Прародину скифо-сибирского звериного стиля как самого яркого элемента скифской триады искали или продолжают искать на Украине, Кавказе, Иране, Средней Азии, Казахстане, Монголии и Саяно-Алтае. Обилие предполагаемых отправных точек места формирования звериного стиля вынудило даже предложить гипотезу одновременного повсеместного сложения культур скифского облика и, соответственно, нового идеологического настроя общества, проявившегося в создании скифо-сибирского искусства (Грязнов, 1983). Несмотря на такой компромиссный вариант решения спорной проблемы происхождения скифо-сибирского культурно-исторического единства, данная гипотеза ничего не даёт для решения вопроса о прародине скифского искусства, поскольку его характерные сюжеты и изобразительные каноны могли сформироваться только в определённой этнической среде, связанной с конкретной территорией и, естественно, ведущей своеобразный хозяйственно-культурный тип своей деятельности.

 

Подавляющее большинство изображаемых в ранне-скифском искусстве животных являются представителями двух видов: копытных (лось, олень, кабан, козёл, баран) и хищников (волк, тигр). Основным местом их обитания служат лесные и горно-таёжные массивы. По этому поводу некоторые исследователи уже высказывали мысль о возможности зарождения и формирования скифо-сибирского звериного стиля в круге охотничьих племён, но широкого признания подобная точка зрения по ряду причин не получила.

 

Картографирование находок, выполненных в ранне-скифском зверином стиле, показывает, что большая часть из них тяготеет к

(158/159)

восточным районам Великого пояса степей Евразии. По степени изученности эти районы различаются довольно сильно. Если степные участки исследуются регулярно в течение многих лет, то лесные и горно-таёжные по существу обследованию не подвергались. Территория Прибайкалья, примыкая к Саянскому узлу с северо-востока, является, пожалуй, самой «туманной» зоной в археологии скифского времени. Металлические находки из неё немногочисленны, почти все относятся к разряду случайных и образуют свою индивидуальную группу, иногда называемую «таёжной бронзой». Характерной чертой группы является наличие высококачественных изделий пред-скифского и ранне-скифского времени, среди которых имеются предметы, являющиеся шедеврами скифо-сибирского искусства. По представленной фауне (волк, лось, тигр, змея) и по реалистичности изображения животных, вещи, бесспорно, выполнены мастером, хорошо знакомым с животным миром тайги. Несмотря на длительное использование вещей в быту, они сохранили многие мелкие детали и чёрточки, которые дают возможность не только реконструировать способы изготовления предметов, но и проследить приёмы технического исполнения фигур животных, которые оказываются тесно связанными с художественными канонами того времени.

 

1. Совокупность всех черт и признаков в изображении животных, выполненных как в объёмной скульптуре, так и в плоскостных формах, позволяет говорить об одном из самых ранних проявлений скифо-сибирского звериного стиля в лесной зоне Присаянья.

 

2. Всё это приводит к необходимости тщательной проработки гипотезы о вкладе таёжных и горно-таёжных охотничьих племён в формирование скифского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки