главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги
С.И. ТюляевИскусство Индии.III-е тысячелетие до н.э. — VII в. н.э.// М.: «Искусство». 1988. 344 с.
Предисловие.
Каждая мировая цивилизация внесла неповторимый вклад в общечеловеческую сокровищницу искусства. Достижения Индии в области искусства и культуры в целом, имеющие огромное значение в жизни её народа и широко отражающие его миропонимание, привлекают всё большее внимание. Древнее наследие стран Востока исключительно актуально для современности, в особенности для Индии, ввиду преемственности её культурного развития в течение нескольких тысячелетий. И если изучение каждой страны Азии в целом и понимание её современного положения невозможно без учёта традиций, то тем более это относится к Индии, многие достижения которой в области культуры поистине бессмертны.
Возникновение характерных особенностей искусства у разных народов зависело от многих причин. На него влияли исторические судьбы данного народа, условия его труда, природная среда, своеобразие быта, формы государственного устройства, общее состояние культуры на конкретных исторических этапах и особенности психологического склада населения в разные эпохи.
В процессе духовного развития каждого народа создаются свойственные ему характерные черты и формы искусства, принципы и приёмы художественного творчества, его излюбленные виды.
В духовной культуре Индии важную роль играли философия и эстетика, что во многом определяло характер искусства, которое отражало жизнеутверждающее мировоззрение, где добро побеждает зло и человек превыше всего. Искусство Индии в своеобразной форме выразило философски возвышенные идеи единства жизни, гуманизма и любовь к природе. Преклонение перед ней было глубоко осмысленно и постоянно выражалось в искусстве.
Как и другие великие цивилизации Востока, искусство Индии, имея самобытные корни, творчески осваивало черты художественной культуры соседних народов, что приводило к его обогащению.
Сохранение национального своеобразия искусства имеет особенно широкое и существенное значение в странах Востока, добившихся независимости, и достигается на базе собственного художественного наследия и традиций современного национального искусства.
Необыкновенное многообразие индийского искусства основано на едином обобщающем принципе, отсутствующем в других великих цивилизациях древности. При сравнении с ними становится яснее своеобразие индийской культуры в целом.
Великая гармония пропорций и ясная, строгая целесообразность конструкций, высшее понимание законов архитектоники характеризуют Парфенон. Но не религиозный мотив преобладает в его архитектурном облике, так же как и в художественном образе прекрасного, сильного и гармоничного человека, воплощенного в статуе греческого божества, а прежде и больше всего красота, — та непреходящая ценность, которую культура античной Аттики дала миру.
Индийское искусство также рождает ощущение прекрасного, но не это в нём главное.
Храмы и монументальная скульптура Древнего Египта производят в основном религиозно-мистическое впечатление. Громады входных пилонов, гигантских колоннад, стеснённых в таинственном полумраке, величие пирамид и загадочные сфинксы внушали человеку мысль о его ничтожестве перед могущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен общегосударственным культом обожествления фараона и культом мёртвых, увековечен- ных в мумиях и пирамидах, поскольку культ загробной жизни имел в религии Египта большое значение.
В Греции, хотя и существовали мистерии, в широком значении религия была, скорее, гражданским обрядом. Доминирующая особенность искусства Греции — красота, Египта — религия.
Религия как таковая в Индии не преобладает даже в храмовом искусстве, выступающем одновременно в двуедином аспекте: религиозном и мирском. Путь мирской жизни ведёт к вечности, в этом его смысл. Идеи космологии, великие принципы мироздания воплощены и в индийском искусстве, но оно не в такой степени религиозно, как египетское, оно тяготеет к миру живых, а не усопших, погребальный обряд их не увековечивал и прах уничтожался сожжением.
Глубокой философской созерцательностью проникнуто искусство древнего Китая, и эта черта особенно характерна для его живописи, ведущим жанром которой был пейзаж. Это страна иероглифа. Распространённое там искусство каллиграфии входит в тесную гармоничную связь с живописью. Для проникновения в смысл каллиграфической письменности необходимо созерцание иероглифов не менее глубокое, чем самой живописи.
Нельзя сказать, чтобы такой метод проникновения в сокровенную суть вещей и явлений был совсем чужд индийской культуре, но он имел иной характер и проявлялся в иной форме — как сосредоточенность, причём пейзаж, как самостоятельный жанр, в искусстве Индии отсутствовал. Искусство Индии сочетает в себе характерные черты культуры упомянутых стран, но никакая из них в н`м не преобладает. Главный принцип его проявляется как единство в многообразии форм.
Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлены многочисленностью народов и племён, участвовавших в формировании её культуры в течение более чем пятитысячелетнего периода её развития.
И не только в кастовой иерархии, но и в политических формах правления многочисленных государств Индии, религии, глубоко разработанных философских системах, быте, языке, так же как и в природных условиях, наблюдается большое разнообразие этой классической «страны контрастов», не говоря уже о неизмеримой разнице в социальном уровне жизни раджей и народных масс.
Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами её духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной Греции), а прежде всего отвлечённые идеи о высших космических силах, олицетворяемых божествами, и поведение человека должно руководствоваться этическим и моральным законом его «жизненного долга» — дхармой, направляющей разнообразные пути человека к одной цели, основанной на идее единства, лежащей в основе мировоззрения Индии. Концепция Тримурти («Три облика», т.е. триединое божество): Брахмы — Творца Мира, Вишну — Охранителя и Шивы — Разрушителя — включает в себя резко отличные функции каждого божества, воплощает единство мирового процесса и вечной жизни.
Единство — основа и цель дхармы, как дхарма — путь к единству. Оно выражено и в искусстве.
Великий представитель индийской культуры Рабиндранат Тагор говорил: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со вселенной» [1] и «Красота только средство искусства, а не его конечная цель и смысл. Подлинный принцип искусства (индийского. — С.Т.) есть принцип единства». [2]
Ошущение единой жизни, одушевляющей формы, пронизывает изображения всех царств природы, человека и гениев небесных сфер. Чёткий ритм объединяет все сложные скульптурные и живописные композиции, архитектурные детали в единое целое. Искусство Индии характеризуется гармонией монументальной скульптуры с архитектоническим замыслом здания.
Единство в многообразии — основная типичная особенность искусства Индии, развившаяся в период начиная со времени правления династии Маурьев (317-180 гг. до н.э.).
Несмотря на то, что индийский народный мастер был зависим от контроля жрецов-брахманов, когда он работал для храма, создавая образы божеств согласно религиозным канонам, он вовсе не был чужд понятия и выражения человечности и красоты в искусстве, правдивого отражения окружающей жизни, особенно воспевания изобильной и яркой природы своей родины. Он также должен был выражать идеи брахманской философии, по крайней мере когда он изображал высшие божества. Искусство пронизывала мысль, что жизнь одушевляет все формы и у всех существ один источник бытия.
В этом сложном диалектическом сочетании народных основ искусства и идеологии господствующего класса, оказывающей через брахманизм влияние и на эстетику, развивалось искусство Индии, призванное во многом обслуживать культ. Оно в значительной степени дошло до нас от прошлых веков как храмовое искусство. Но было и собственно народное творчество, хотя его произведений сохранилось мало. Это преимущественно художественные изделия практического назначения и изобразительное искусство малых форм, применявшее не камень и бронзу, а менее прочные материалы. Примером служат терракотовые статуэтки, поражающие своей жизненностью, правдивостью, чертами реализма. При изображении животных мастер творил в русле народных традиций, обуславливающих некоторую обобщённость форм, но он был свободен от условностей канонов.
В каждой стране смена общественно-экономических формаций приводила к стадиальным изменениям характера искусства. В рабовладельческую эпоху в Индии оно отличалось мощью, цельностью и монументальностью форм, антропоморфностью изображений божества. Для искусства средневекового периода характерно тяготение к большему изяществу и легкости форм, развитию декоративных элементов, условности, отвлечённости и сложности образов.
Одновременно менялись и черты, вносимые народным творчеством, — выражение чисто человеческой красоты и чувств, гуманизм, стремление к правдивому и непосредственному отражению окружающей жизни. Они проявлялись в феодальную эпоху иначе, чем при рабовладельческом строе. Народные основы художественного творчества в классовом обществе и религиозная философия господствующих классов видоизменялись в соответствии с измене- ниями отношений людей в каждой новой общественной эпохе. При этом национальные особенности оставались неизменными по отношению к искусству других народов. Они составляют оригинальность и главную привлекательность и современного искусства Индии, как и всякой в прошлом колониальной страны, стремящейся возродить свою великую национальную культуру.
Картину последовательного развития искусства Индии можно представить лишь за последние двадцать два века его существования. С 3 века до н.э. сохранился непрерывный хронологический ряд памятников, хотя он и представляет собой ничтожную долю того, что было создано, но до нас не дошло. Не уцелели деревянные постройки, за редкими исключениями, созданные до 16-17 веков. Поэтому далеко не всё в древней истории индийского искусства может быть освещено, много пробелов остаётся и в эпохе средневековья.
Археологические находки сравнительно полно освещают только дравидийскую культуру в бассейне Инда периода энеолита, оторванную по времени от более известной нам исторической эпохи образования государств на Севере Индии. Регулярное изучение зодчества Южной Индии возможно лишь на целое тысячелетие позже — начиная с памятников архитектуры из камня 7 века.
Колониальная зависимость сильно ограничивала возможности работы индийских учёных, но с достижением Индией независимости во всех областях науки они добились впечатляющих успехов. Большое внимание уделяется изучению древних трактатов по искусству, связям философии с эстетикой. Именно индийским исследователям принадлежат сейчас наиболее разнообразные по содержанию, ценные и интересные труды по культуре и искусству Индии, важнейшие археологические открытия. Заметного прогресса в этом достигли в последнее время и советские искусствоведы.
Однако в мировой литературе отсутствует полная история индийского искусства, включающая архитектуру, скульптуру, живопись и художественное ремесло, рассматриваемые комплексно, в связи с породившим их общественным строем и историческими этапами развития. А необходимость подобной работы очевидна. Автор данного исследования счёл целесообразным строить его по основным этапам развития искусства, не стремясь к исчерпывающей энциклопедичности сведений. Это позволило выделить выдающиеся и наиболее типичные памятники в каждом периоде и по возможности углубленно дать их искусствоведческий анализ. Несмотря на то, что развитие индийского искусства происходило неуклонно из века в век, в своих основах оно оказалось сравнительно консервативным. Поэтому изменения в нем становятся нагляднее при сравнении памятников, отделенных значительными промежутками времени. Такой принцип построения книги преследует цель создания более ясной картины развития искусства Индии.
Опуская описание менее крупных локальных школ искусства, автор делает исключение главным образом в отношении Севера и Юга, то есть тех двух частей Индии, между которыми всегда наблюдалось наибольшее различие в культуре. На Севере в 13 веке возникло новое значительное течение в индийской архитектуре, испытавшее сильное влияние зодчества мусульманских стран, расположенных на запад от Индии, в котором не было связи со скульптурой и вообще с изобразительным искусством, а только с орнаментом. На Юге же в то же самое время развивались древние местные традиции искусства. Поэтому новое течение в архитектуре Севера рассматривается хронологически отдельно от зодчества Юга.
Автор стремился к комплексному исследованию искусства, включающему все виды пространственных искусств, то есть анализируя на каждом этапе развития художественную культуру в целом. Это вызвано ещё и замечательными достижениями Индии в области синтеза искусств.
Работая над историей индийского искусства, автор ставил перед собой задачу создать цельную картину его развития, сохраняя единство научной позиции и искусствоведческой концепции.
Последнее особенно важно при освещении таких проблем, как взаимоотношение традиций и канонов, народных основ искусства и влияния на него идеологии касты жрецов-брахманов, связи с соседними художественными культурами, — вопросов, где необходимы широта подхода и его историческая перспектива.
Сложные скульптурные и живописные композиции объединены в неразрывное целое характерным ритмом, в котором особенно наглядно проявились динамичность и выразительность индийского искусства. Вкладывая в свои произведения философский смысл и возвышенные идеи, индийские мастера неизменно стремились при этом к декоративному единству. Ритм и декоративность — великие законы индийского искусства.
Храм с его скульптурой и живописью был средоточием лучших произведений искусства. Он символизировал мифологическую Гору Вселенной — Меру, которая вмещала все творения. Храмовая скульптура отображала многообразие мира, объединялась общим замыслом и находилась в неразрывной гармонии с архитектурой.
Художественная выразительность любого сюжета, образа божества или человека достигалась также повышенной динамичностью и эмоциональностью. Важность последнего качества подчеркивается в индийских трактатах-руководствах для ремесленников и драматургов: произведение изобразительного искусства и литературы должно выражать, а зритель или читатель должен уметь воспринимать соответствующую эмоцию. Эти основные качества индийского искусства приобрели в эпоху средневековья более отвлечённый символический характер.
Упадку древних качеств сопутствовало развитие новых. И даже в 19 веке, когда на развитии индийских традиций самым губительным образом сказалась колониальная зависимость, приведшая к упадку прежде всего национального искусства больших форм, народное творчество всё же продолжалось, но проявлялось главным образом в искусстве малых форм и в художественном производстве бытовых предметов практического назначения.
На протяжении пройденного исторического пути индийское искусство было сильно своими народными основами. Оно всегда было по-своему глубоко идейным, понятным широким массам и любимо ими.
Первые три главы данного тома посвящены первобытному искусству и культуре каменного века, художественной культуре энеолита — цивилизации 4-2 тысячелетий до н.э. в бассейне Инда — и искусству на Севере Индии времён создания поздней ведийской литературы. Об этих огромных периодах известно преимущественно по археологическим раскопкам, а также по литературным источникам.
Четвёртая — восьмая главы трактуют архитектуру, скульптуру и живопись начиная со времени правления Ашоки — царя династии Маурьев в 3 веке до н.э. — и кончая периодом наибольшего расцвета древнего искусства при династии Гуптов.
Девятая глава посвящена взглядам на искусство древних авторов, роли религии в искусстве.
В приложении даётся описание пантеона главнейших божеств основных религиозных направлений. Божества брахманизма определены в литературе Пуран («Древние»), возникшей около начала 1 тысячелетия до н.э., хотя сохранившиеся тексты относятся к его рубежу. Пуранический пантеон божеств чрезвычайно усложнился по сравнению с ведическим. Джайнизм и буддизм добавили своих божеств, особенно буддизм ветви махаяны, где появились будды и бодхисаттвы.
Однако назвать религию первых четырёх вед (санхит-сборник) и Пуран политеизмом нельзя, о чём свидетельствует Тримурти («Три облика») брахманизма и индуизма: Брахма — Творец Мира, Вишну — Охранитель Мира и Шива — Разрушитель Мира, и эти главнейшие пуранические божества представляют три аспекта деятельности единой высшей сущности.
Уже в «Ригведе» — древнейшей из четырех вед — выражено убеждение о едином начале всех начал, и в её гимне «О сотворении мира» сказано, что было «Нечто Одно», причем известный санскритолог М. Мюллер считает, что представление о Едином в Индии существовало ещё до самой «Ригведы».
Все божества так или иначе связаны с единым космическим началом.
Ввиду их многочисленности в тексте кратко охарактеризованы наиболее популярные из них.
Примечания. ^
Предисловие.
[1] Рабиндранат Тагор. Сб. статей. М., 1961, с. 54.[2] Anand M.R. Painting of R. Tagore. — „Marg”, 1961, N2, p. 6.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги