[ коллективная монография ]
История Тувы. Т. I.
// В 2 т. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Под общей ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: 2001. 367 с.
ISBN 5-02-030625-8 (т. I); ISBN 5-02-030636-3
Введение
Тувинцы — коренное население Республики Тыва (Тува) в составе Российской Федерации. На территории Тувы, расположенной в бассейне Верхнего Енисея (площадь 175,5 тыс. км2), проживают 223 150 тувинцев, что составляет 67,3 % от всего населения республики (общая численность 310 200 чел.). Часть этнических тувинцев проживает в Монголии (25 тыс.), Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район — около 5 тыс.) и в Красноярском крае (с. Верхнеусинское).
В начале 1960-х гг. была подготовлена к изданию первая обобщающая работа «История Тувы», состоявшая из двух томов [1] и охватившая период от каменного века до 1962 г. Названная работа, созданная коллективом учёных Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ныне — Тувинский институт гуманитарных исследований), основана на значительном фактическом материале, большая часть которого была получена путём кропотливого изучения различных письменных источников, архивных, полевых археологических и этнографических материалов, а также отечественной и зарубежной литературы. К подготовке издания были привлечены научные центры Сибири, Москвы и Ленинграда.
Однако существовавшая общественно-политическая система и её идеологические установки оказали негативное влияние на полноту и характеристику исторических фактов: одни из них замалчивались, другие не получали объективной интерпретации, что не могло не отразиться на содержании этого в целом очень ценного труда.
Кроме того, со времени выхода в свет «Истории Тувы» накопилось большое количество археологических, этнографических материалов, письменных и других источников, которые требуют введения в научный оборот.
В настоящее время назрела необходимость переиздания этого труда, столь нужного тем, кто искренне интересуется многовеко-
(3/4)
вой историей тувинского народа — одного из древнейших этносов Центральной Азии, и прежде всего самим тувинцам. Двухтомная «История Тувы», опубликованная свыше тридцати лет назад, стала библиографической редкостью. По постановлению Правительства Республики Тыва (Тува) было решено переиздать опубликованную ранее на русском и тувинском языках «Историю Тувы», существенно переработав её и дополнив новыми данными в свете современного развития исторической науки. Авторский коллектив стремился устранить «белые пятна» в истории Тувы, возможно более объективно раскрыть сущность исторического процесса, протекавшего в ней, что было бы невозможно ещё в сравнительно недавнем прошлом.
Главная трудность, с которой встретились авторы настоящего издания, состояла в выборе методологической позиции, выработке научной концепции и подхода к оценке отдельных исторических явлений, носящих дискуссионный характер. Это периодизация археологических культур Тувы, оценка характера некоторых общественных явлений, в том числе весьма важная проблема социального строя Тувы (в рассматриваемое время) и др. В своём видении исторического процесса авторы опираются на основополагающие положения материалистической диалектики, цивилизационный подход к истории, а надёжным ориентиром им послужили лучшие традиции отечественной и мировой исторической науки. Авторы данного фундаментального труда попытались объективно раскрыть своеобразие исторического пути тувинского народа — представителя одной из многочисленных кочевых цивилизаций Востока. Они не разделяют позиции полного отрицания ценностей пройденного пути, получающей в последнее время распространение в публицистике. Исторические факты и время доказали, что тувинский народ выбрал правильный путь развития, когда он из малочисленного этноса превратился в жизнестойкую общность, способную к устойчивому саморазвитию и освоению плодов современной цивилизации. Хронологические рамки данного издания охватывают внушительную историческую эпоху — с древнейших времен и до глобального события XX в. — Октябрьской революции 1917 года.
Отличие этого издания состоит в том, что значительное место в нем отведено вопросам формирования тувинского этноса. Введено понятие хозяйственно-культурных типов у тувинцев в период сохранения ими традиционных форм хозяйствования. Расширен круг используемых письменных источников, а также архео-
(4/5)
логических данных, в том числе сравнительно недавно введённых в научный оборот. В связи с этим издание дополнено несколькими новыми главами и разделами.
Среди материалов, легших в основу как первого, так и второго издания «Истории Тувы», следует прежде всего отметить археологические памятники. Их изучение было начато еще в 20-х гг. XX в. С.А. Теплоуховым, но результаты его работы долгое время оставались неопубликованными [2]. В начале 1950-х гг. приступила к полевым исследованиям экспедиция Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, которой в 1951-1958гг. руководил С.И. Вайнштейн, опубликовавший первые работы по археологии Тувы [3]. С 1960 по 1980 г. археологическую экспедицию ТНИИЯЛИ возглавлял М.Х. Маннай-оол, среди объектов исследования которого наиболее известен «царский» курган Аржан [4]. Несколько полевых сезонов, начиная с середины 1950-х до 1982г., работала в Туве археологическая экспедиция МГУ под руководством Л.Р. Кызласова [5]. В публикациях С.И. Вайнштейна и Л.Р. Кызласова был предложен первый опыт классификации археологических культур Тувы. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. велись археологические исследования несколькими отрядами (руководили ими С.И.Вайнштейн, А.Д. Грач, В.П. Дьяконова) в составе Тувинской комплексной экспедиции, возглавлявшейся Л.П. Потаповым [6].
В 1959-1963 гг. ценную исследовательскую работу по изучению горного дела и древней металлургии проделал Я.И. Сунчугашев [7].
С середины 1960-х до начала 1990-х гг. в Туве вела исследования Саяно-Тувинская археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, работавшая до середины 1970-х гг. под руководством А.Д. Грача, а затем возглавлявшаяся С.Н. Астаховым [8].
Важным источником данного труда явились и материалы по этнографии, а также духовной культуре, её генезису на протяжении веков, этногенезу, в том числе расселению и происхождению отдельных родоплеменных групп тувинцев [9].
Одним из важнейших источников истории тувинцев следует признать фольклорный материал, особенно героический эпос. Тувинским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории проведена значительная работа по сбору и публикации фольклорных произведений [10].
Особую категорию источников для познания древней истории Тувы представляют собой письменные источники, особенно
(5/6)
китайские летописи, собранные в труде знаменитого русского синолога Н.Я. Бичурина «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» [11]. Несмотря на некоторые недостатки этого труда, относящиеся преимущественно к комментариям, источниковедческое значение его весьма велико и усилено ещё изданием ценных дополнений, извлеченных из китайских источников и переведенных одним из крупнейших советских востоковедов Н.В.Кюнером [12].
Общеизвестную ценность имеет публикация источников о восточных и северных тюрках — тюкю, предпринятая Лю Мау-Цаем [13].
Кроме того, в качестве источников использованы сведения из древнетюркских рунических письменных памятников, опубликованных С.Е. Маловым, С.Г. Кляшторным, Э.Р. Тэнишевым, И.А. Батмановым, З.Б. Арагачы (Чадамба), А.Ч. Кунаа, Д.Д. Васильевым, И.В. Кормушиным, И.Л. Кызласовым и др. [14]
Для изучения более поздних периодов истории Тувы были использованы средневековые письменные памятники, в том числе монгольская хроника 1240 г. «Сокровенное сказание» [15], «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина [16]. Важное значение имеют опубликованные документы о русско-тувинских отношениях XVII в. [17] и о русско-монгольско-китайских отношениях, связанных с историей Тувы XVII — начала XX в. [18], а также публикации документов из Государственного архива древних актов, «портфелей Г.Ф. Миллера» и др. Опубликованные и проанализированные в труде Б.О. Долгих по истории населения Сибири в XVII в., они содержат важные сведения о расселении некоторых тувинских родоплеменных групп [19].
Ценным материалом для написания ряда разделов, посвященных периоду вхождения Тувы в состав Цинской империи, послужила рукопись безвестного тувинского автора «История прежних нойонов тувинского народа», написанная на старомонгольском языке, позволившая воссоздать характер административного устройства, порядок наследования нойонами своих хошунов, роль цинских властей и др. [20]
В качестве источников использовались также сообщения и известия русских путешественников (Е. Пестерева, Г.Н. Потанина, В.В. Радлова, Н.Ф. Катанова, Ф.Я. Кона, Г.Е. Грумм-Гржимайло и др.), исследования советских учёных, в которых имеется не только богатый фактический материал, но и серьёзный научный комментарий.
(6/7)
Среди работ по истории Тувы, содержащих значительный фактический материал, но испытавших существенное методологическое воздействие на оценку тех или иных фактов, следует отметить книгу P.M. Кабо, опубликованную в 1934г. [21], и большой труд В.И. Дулова [22].
Наконец, следует указать ещё на один вид источников,
привлеченных для анализа этнических процессов, протекавших на территории Тувы начиная с древности. Это антропологические материалы, которым посвящён ряд работ [23].
Данный труд подготовлен коллективом авторов под общей научной
редакцией С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. Введение — С.И. Вайнштейн, М.Х.
Маннай-оол, В.Д. Март-оол. Заключение — М.Х. Маннай-оол. Глава I — С.Н. Астахов. Глава II — В.А. Семенов. Глава III — М.Х. Маннай-оол. Глава IV — С.И. Вайнштейн. Глава V — Л.П. Потапов. Глава VI — Л.Р. Кызласов, дополнения С.И. Вайнштейна. Глава VII — Г.В. Длужневская, дополнения С.И. Вайнштейна и М.Х.
Маннай-оола. Глава VIII — М.Х. Маннай-оол, использованы материалы Л.Р. Кызласова. Глава IX — Л.П.Потапов. Глава X: раздел
«Захват Тувы Цинской империей» — В.И.Дулов; раздел «Хозяйство, культура и быт» — В.П.Дьяконова, дополнения С.И.Вайнштейна и М.Х.Маннай-оола; раздел «Общественные отношения» — С.И. Вайнштейн, М.Х.Маннай-оол, дополнен материалами В.И.Дулова; раздел «Торгово-экономические связи с Россией» — В.И. Дулов, дополнения М.Х. Маннай-оола; раздел «Национально-освободительная борьба тувинцев» — ЮЛ. Аранчын , использованы материалы В.И. Дулова; раздел «Завершение формирования тувинского этноса» — С.И. Вайнштейн и М.Х. Маннай-оол. Глава XI — Ю.Л. Аранчын, использованы материалы В.И. Дулова.
Редакционная коллегия выражает признательность Президенту Республики Тыва Ш.Д. Ооржаку за финансовую поддержку в издании данного труда, благодарит учёных Института гуманитарных исследований Республики Тыва и всех тех, кто участвовал в его обсуждении.
[1] История Тувы. — М., 1964. — Т. 1-2.
[2] Теплоухов С.А. Отчёт о раскопках в Танну Туве в 1926 г.: Рукопись // Архив ГМЭ, ф. 3, оп. 1, д. 84. Материалы из раскопок С.А. Теплоухова использованы в трудах ряда исследователей Тувы.
[3] Вайнштейн С.И. Памятники скифского времени в Западной Туве // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1955. — Вып. III; Он же. Археологические исследования в Туве в 1955 году // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1956. — Вып. IV; Он же. Некоторые итоги работ археологической экспедиции ТНИИЯЛИ в 1956-1957 гг. // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1956. — Вып. VI; Он же. Средневековые осёдлые поселения и оборонительные сооружения в Туве // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1959. — Вып. VII; Он же. Древний Пор-Бажын // СЭ. — 1964. — № 6.
[4] Маннай-оол М.Х. Тува в скифское время. — М., 1970; Он же. Тайна кургана Аржан (на тув. яз.). — Кызыл, 1995; Он же. Археологические памятники Тувы. — Кызыл, 1964; Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Аржан — могила «царя» раннескифского времени // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1973. — Вып. VI; Грязнов М.П., Маннай-оол М.Х. Курган Аржан по раскопкам 1973-1974 гг. // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1975. — Вып. XVII; Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. — Л., 1980.
[5] Кызласов Л.Р. Этапы древней истории Тувы (в кратком изложении) // Вести. МГУ. Ист.-филол. сер. — 1954. — № 4; Он же. Краткая история археологического изучения Тувы // Вестн. МГУ. Сер. История. — 1965. — № 3; Он же. История Тувы в средние века. — М., 1969; Он же. Древняя Тува. — М., 1979.
[6] Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР. — Л., 1960-1966. — Т. 1-3.
[7] Сунчугашев Я.И. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. — М., 1969.
[8] Грач А.Д. Древнетюркские курганы на юге Тувы // КСИА. — М., 1968. — Вып. 14; Он же. Древнетюркские изваяния Тувы. — М., 1961; Он же. Новые данные о древней истории Тувы // Учён. зап. ТНИИЯЛИ. — 1971. — Вып. XV; Он же. Древние кочевники в Центре Азии. — М., 1980; Астахов С.Н. Палеолит Тувы. — Новосибирск. 1986; Длужневская Г.В. Памятники енисейских кыргызов в Туве (IX-X вв.): Автореф. дис. ... канд ист. наук. — Л., 1985; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири
(332/333)
в древнетюркскую эпоху. — Л., 1984; Семёнов В.А. Периодизация культур неолита и бронзы Тувы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Л., 1988.
[9] Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки. — М., 1961; Он же. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства. — М., 1972; Он же. История народного искусства Тувы. — М., 1974; Он же. Мир кочевников центра Азии. — М., 1990; Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев. — Л., 1975; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. — М., 1969; Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. — Новосибирск, 1987; Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Историко-этнографические исследования. — Кызыл, 1991.
[10] Куулар Д.С. О тувинских легендах и преданиях // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. — 1959. — Вып. VII; Кыс-Халыыр. Тыва улустун тоолчургу болгаш тоогу чугаалары. — Кызыл, 1973; Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. — М., 1960; «Сказания о богатырях» / Пер. и коммент. Л.В. Гребнева. — Кызыл, 1960; Тувинские народные сказки / Сост. З.Б. Самдан. — Новосибирск, 1994. См. также: Сказки и предания алтайских тувинцев / Собр. Э. Таубе. — М., 1994; Кенин-Лопсан М.Б. Тыва ~ хамнарнын алгыштары. — Кызыл, 1992; Таубе Э. Сказки и предания алтайских тувинцев. — М., 1994; Тувинские героические сказания / Сост. С.М. Орус-оол. — Новосибирск, 1997.
[11] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М.; Л., 1950. — Т. I; 1953. — Т. III.
[12] Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — М., 1961.
[13] Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-türken (Tü-kue). — Wiesbaden, 1958. — Bd II. — S. 491-492.
[14] Малов C.E. Памятники древнетюркской письменности. — М.; Л., 1951; Он же. Енисейская письменность тюрков. — М.; Л., 1952; Он же. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. — М.; Л., 1959; Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. — М., 1964; Батманов И.А. Язык енисейских памятников древнетюркской письменности. — Фрунзе, 1959; Арагачи З.Б. Новые эпиграфические находки в Туве // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. — 1963. — Вып. X; Батманов И.А., Арагачи Т.Е. Современная и древняя енисеика. — Фрунзе, 1962; Васильев Д.Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. — Л., 1983; Кызласов И.Л. Древнетюркская письменность (опыт палеографического анализа). — М., 1990; Он же. Руническая письменность евразийских степей. — М., 1994; Он же. Древняя письменность саяно-алтайских тюрков. — М., 1994; Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии. (Тексты и исследования). — М.: Наука, 1997.
[15] Козин С.А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. — М.; Л., 1941. - Т. 1.
[16] Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. — М.; Л., 1952. — Т. 1, кн. 1.
(333/334)
[17] Русско-монгольские отношения. 1607-1636: Сб. документов. — М., 1959 и др.
[18] За три века. Тувинско-русско-монгольско-китайские отношения (1615-1915): Архив, документы. — Кызыл, 1995; Дубровский В.А. Установление покровительства России над Тувой в 1914: Архив, документы. — Кызыл, 1994; Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. — М., 1960.
[19] Пестерее Е. Примечания о прикосновенных около китайской границы жителях, как российских ясачных татарах, так и китайских мунгалах и сойотах, деланные Егором Пестеревым с 1772 по 1781 г. // Новые ежемес. соч. — СПб., 1793. — Ч. LXXIX. — С. 59-82; Радлов В. Из Сибири. Страницы дневника. — М., 1989; Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. 1889 г.: Рукопись // Архив МАЭ (Кунсткамера), ф. V. оп. 1, № 526; Кон Ф. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. — М., 1934. — Т. III; Грумм-Гржимайло Т.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Л., 1926. — Т. III, вып. I; Л., 1930. — Вып. II.
[20] Оригинал рукописи «История прежних нойонов тувинского народа» (объем ок. 1 л., на старомонг. яз.) хранится в рукописном фонде Петербургского отделения Института востоковедения РАН. В рукописном фонде Тувинского института гуманитарных исследований имеется перевод этой рукописи на русский язык (РФ 330).
[21] Кабо P.M. Очерки истории и экономики Тувы. — Т. 1: Дореволюционная Тува. — М.; Л., 1934.
[22] Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы. XIX — начало XX в. — М., 1956.
[23] Дебец Г.Ф. Краниологический очерк танну-тувинцев // Сев. Азия. — 1929. — № 5-6; Он же. К палеоантропологии Тувы // КСИЭ. — 1956. — Вып. 10; Левин М.Г. К антропологии Южной Сибири // КСИЭ.— 1954. — Вып. 20; Ярхо А.И. Алтае-саянские тюрки. Антропологический очерк. — Абакан, 1947; Богданова. Некоторые вопросы формирования антропологического состава современных тувинцев // Сов. этнография. — 1978. — №6; Алексеев В.П., Гохман И.И. Антропологический состав и происхождение населения, оставившего могильник Кокэль. Проблемы антропологии древнего и современного населения советской Азии. — Новосибирск, 1986; Алексеев В.П. Краткое изложение палеовопросов // Антропо-экологические исследования в Туве. — М.: Наука, 1984.
|