Виктор Уиттер Тэрнер
Символ и ритуал.
Сост. и авт. предисл. В.А. Бейлис.
Отв.ред. Е.М. Мелетинский.
[ аннотация: ]
Сборник работ известного английского этнографа, социолога и фольклориста, в которых на основании материалов, добытых при полевых исследованиях в Африке, автор приходит к важным теоретическим выводам относительно функционирования символов, мифов и ритуальных церемоний. Основу сборника составляет книга В. Тэрнера «Ритуальный процесс», в которой автор вслед за крупнейшим франко-бельгийским фольклористом А. ван Геннепом исследует так называемые «обряды перехода», устанавливая общие закономерности в развитии традиционного общества в период «жизненных переломов».
От редколлегии. — 5
В.А. Бейлис. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера. — 7
Символы в африканском ритуале. Пер. В.А. Бейлиса. — 32
Семантическая структура символа. — 33
Ритуальные символы и культурные темы. — 34
Доминантные символы в ритуальных циклах. — 36
Позиционная роль бинарных оппозиций. — 37
Исполнители переживают символы как силы и как значения. — 39
Семантические параметры. — 41
Основы значения. — 42
Символы и космологии. — 44
Постоянная действенность ритуальных символов. — 46
Гадание и его символика. Пер. В.А. Бейлиса. — 47
Вступление. — 47
Гадание и его символика. — 48
Гадание как фаза в социальном процессе. — 66
Цветовая классификация в ритуале ндембу. Проблема первобытной классификации.
Пер. И.М. Бакштейна под ред. В.А. Бейлиса. — 71
Цветовая классификация в африканском ритуале. — 71
Цветовая классификация в ритуалах жизненных переломов у ндембу 73
Цветовая классификация в ритуалах жизненных переломов у нгонде 78
Цветовая классификация и верховный бог в Центральной Африке. 80
Интерпретация цветовой триады у ндембу. — 81
Контраст белого и чёрного. — 86
Характеристика белого и красного цветов. — 87
Белое и красное как бинарная система. — 91
Некоторые сравнительные данные. — 93
Три цвета в археологической литературе. — 98
Значение основной цветовой триады. — 100
Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Пер. В.А. Бейлиса. — 104
Глава 1. Уровни классификации в ритуале жизни и смерти. — 104
Морган и религия. — 104
Изучение ритуала в Центральной Африке. — 107
Предварительное полевое исследование ритуала ндембу. — 108
Причины исполнения исомы. — 112
Процессуальная форма. — 114
Туземные истолкования символов. — 115
Имя исома. — 116
Маска Mvweng'i. — 117
Цели исомы. — 119
Подготовка сакральной площадки. — 120
Сбор лекарств. — 123
Горячие и холодные лекарства: отверстия смерти и жизни. — 127
Белая и красная птицы. — 128
Процесс лечения. — 129
Классификационная структура: триады. — 130
Классификационная структура: диады. — 131
Ситуация и классификация. — 133
Уровни классификации. — 134
Познание и экзистенция в ритуальной символике. — 134
Глава 2. Парадоксы близнечества в ритуале ндембу. — 136
Близнечество в системе родства и в жизни: некоторые африканские примеры. — 136
Сюжет близнечного ритуала ндембу. — 141
Свойства ритуальных символов. — 143
Обряды Речных Истоков: сбор лекарств. — 143
Комментарий. — 148
Обряды Речных Истоков: река и арка. — 149
Сооружение алтаря близнецов в деревне. — 153
Плодотворное Состязание Полов. — 156
Кроссексуальное и кросскузенное вышучивание. — 158
Борьба за предоставление места жительства между матрилинейностью и вирилокальностью. — 159
Близнечество как тайна и абсурд. — 161
Взгляд ндембу на вубвангу. — 162
Комментарий. — 164
Прыжки со стрелой. — 165
Комментарий. — 166
Заключение. — 166
Глава 3. Лиминальность и коммунитас. — 168
Форма и свойства обрядов перехода. — 168
Лиминальность. — 169
Коммунитас. — 170
Диалектика цикла развития. — 171
Лиминальность обряда вступления в должность. — 171
Свойства лиминальных существ. — 175
Лиминальность в противовес статусной системе. — 179
Мистическая опасность и власть слабого. — 181
Милленаристские движения. — 183
Хиппи, коммунитас и власть слабого. — 184
Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве. — 185
Лиминальность, низкий статус и коммунитас. — 196
Глава 4. Коммунитас: модель и процесс. — 201
Модальности коммунитас. — 201
Идеологическая и спонтанная коммунитас. — 203
Францисканская нищета и коммунитас. — 209
Коммунитас и символическое мышление. — 210
Франциск и перманентная лиминальность. — 213
Спиритуалы против конвентуалов: концептуализация и структура. — 215
Dominium и Usus. — 218
Апокалиптическая коммунитас. — 220
Бенгальское движение сахаджия. — 221
Поэты религии: Чайтанья и Франциск. — 222
Раскол между девоционалистами и консерваторами. — 225
Гомологии между сахаджия и францисканством. — 227
Радха, Госпожа Нищета и коммунитас. — 228
Боб Дилан и баулы. — 230
Глава 5. Униженность и иерархия: лиминальность повышения и перемены статуса. — 231
Ритуалы повышения статуса и перемены статуса. — 231
Обряды жизненных переломов и календарные обряды. — 233
Повышение статуса. — 234
Перемена статуса: функция маски. — 236
Коммунитас и структура в ритуалах перемены статуса. — 240
Церемония апо уашанти. — 241
Самайн, День поминовения всех усопших и День всех святых. — 244
Пол, перемена статуса и коммунитас. — 246
Перемена статуса и «праздник любви» в сельской Индии. — 247
Религии унижения и перемены статуса. — 251
Перемена статуса в южноафриканском религиозном сепаратизме. — 252
Псевдоиерархии в меланезийском милленаризме. — 253
Некоторые современные примеры перемены и псевдоиерархии. — 254
Религии смирения и их высокопоставленные основатели. — 256
Некоторые проблемы повышения и перемены статуса. — 261
Библиография и примечания. — 265
Краткий комментарий. — 270
|