главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Виктор Уиттер ТэрнерСимвол и ритуал.// М.: ГРВЛ. 1983. 278 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
Сост. и авт. предисл. В.А. Бейлис.
Отв.ред. Е.М. Мелетинский. [ аннотация: ] Сборник работ известного английского этнографа, социолога и фольклориста, в которых на основании материалов, добытых при полевых исследованиях в Африке, автор приходит к важным теоретическим выводам относительно функционирования символов, мифов и ритуальных церемоний. Основу сборника составляет книга В. Тэрнера «Ритуальный процесс», в которой автор вслед за крупнейшим франко-бельгийским фольклористом А. ван Геннепом исследует так называемые «обряды перехода», устанавливая общие закономерности в развитии традиционного общества в период «жизненных переломов».
От редколлегии. — 5В.А. Бейлис. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера. — 7
Символы в африканском ритуале. Пер. В.А. Бейлиса. — 32Семантическая структура символа. — 33Ритуальные символы и культурные темы. — 34Доминантные символы в ритуальных циклах. — 36Позиционная роль бинарных оппозиций. — 37Исполнители переживают символы как силы и как значения. — 39Семантические параметры. — 41Основы значения. — 42Символы и космологии. — 44Постоянная действенность ритуальных символов. — 46
Гадание и его символика. Пер. В.А. Бейлиса. — 47Вступление. — 47Гадание и его символика. — 48Гадание как фаза в социальном процессе. — 66
Цветовая классификация в ритуале ндембу. Проблема первобытной классификации. Пер. И.М. Бакштейна под ред. В.А. Бейлиса. — 71Цветовая классификация в африканском ритуале. — 71Цветовая классификация в ритуалах жизненных переломов у ндембу 73Цветовая классификация в ритуалах жизненных переломов у нгонде 78Цветовая классификация и верховный бог в Центральной Африке. 80Интерпретация цветовой триады у ндембу. — 81Контраст белого и чёрного. — 86Характеристика белого и красного цветов. — 87Белое и красное как бинарная система. — 91Некоторые сравнительные данные. — 93Три цвета в археологической литературе. — 98Значение основной цветовой триады. — 100
Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Пер. В.А. Бейлиса. — 104Глава 1. Уровни классификации в ритуале жизни и смерти. — 104Морган и религия. — 104Изучение ритуала в Центральной Африке. — 107Предварительное полевое исследование ритуала ндембу. — 108Причины исполнения исомы. — 112Процессуальная форма. — 114Туземные истолкования символов. — 115Имя исома. — 116Маска Mvweng'i. — 117Цели исомы. — 119Подготовка сакральной площадки. — 120Сбор лекарств. — 123Горячие и холодные лекарства: отверстия смерти и жизни. — 127Белая и красная птицы. — 128Процесс лечения. — 129Классификационная структура: триады. — 130Классификационная структура: диады. — 131Ситуация и классификация. — 133Уровни классификации. — 134Познание и экзистенция в ритуальной символике. — 134Глава 2. Парадоксы близнечества в ритуале ндембу. — 136Близнечество в системе родства и в жизни: некоторые африканские примеры. — 136Сюжет близнечного ритуала ндембу. — 141Свойства ритуальных символов. — 143Обряды Речных Истоков: сбор лекарств. — 143Комментарий. — 148Обряды Речных Истоков: река и арка. — 149Сооружение алтаря близнецов в деревне. — 153Плодотворное Состязание Полов. — 156Кроссексуальное и кросскузенное вышучивание. — 158Борьба за предоставление места жительства между матрилинейностью и вирилокальностью. — 159Близнечество как тайна и абсурд. — 161Взгляд ндембу на вубвангу. — 162Комментарий. — 164Прыжки со стрелой. — 165Комментарий. — 166Заключение. — 166Глава 3. Лиминальность и коммунитас. — 168Форма и свойства обрядов перехода. — 168Лиминальность. — 169Коммунитас. — 170Диалектика цикла развития. — 171Лиминальность обряда вступления в должность. — 171Свойства лиминальных существ. — 175Лиминальность в противовес статусной системе. — 179Мистическая опасность и власть слабого. — 181Милленаристские движения. — 183Хиппи, коммунитас и власть слабого. — 184Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве. — 185Лиминальность, низкий статус и коммунитас. — 196Глава 4. Коммунитас: модель и процесс. — 201Модальности коммунитас. — 201Идеологическая и спонтанная коммунитас. — 203Францисканская нищета и коммунитас. — 209Коммунитас и символическое мышление. — 210Франциск и перманентная лиминальность. — 213Спиритуалы против конвентуалов: концептуализация и структура. — 215Dominium и Usus. — 218Апокалиптическая коммунитас. — 220Бенгальское движение сахаджия. — 221Поэты религии: Чайтанья и Франциск. — 222Раскол между девоционалистами и консерваторами. — 225Гомологии между сахаджия и францисканством. — 227Радха, Госпожа Нищета и коммунитас. — 228Боб Дилан и баулы. — 230Глава 5. Униженность и иерархия: лиминальность повышения и перемены статуса. — 231Ритуалы повышения статуса и перемены статуса. — 231Обряды жизненных переломов и календарные обряды. — 233Повышение статуса. — 234Перемена статуса: функция маски. — 236Коммунитас и структура в ритуалах перемены статуса. — 240Церемония апо уашанти. — 241Самайн, День поминовения всех усопших и День всех святых. — 244Пол, перемена статуса и коммунитас. — 246Перемена статуса и «праздник любви» в сельской Индии. — 247Религии унижения и перемены статуса. — 251Перемена статуса в южноафриканском религиозном сепаратизме. — 252Псевдоиерархии в меланезийском милленаризме. — 253Некоторые современные примеры перемены и псевдоиерархии. — 254Религии смирения и их высокопоставленные основатели. — 256Некоторые проблемы повышения и перемены статуса. — 261
Библиография и примечания. — 265Краткий комментарий. — 270
наверх |