А.А. Туаллагов
Сарматы и аланы в IV в. до н.э. — I в. н.э.
// Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2001. 320 с. ISBN 5-8336-0242-4
[ аннотация: ]
В монографии рассматриваются основные проблемы этнической и этнополитической истории сарматов и алан в её динамическом развитии. На основании комплексного анализа нарративных и археологических источников в хронологической последовательности реконструируются исторические процессы, происходившие в среде ираноязычных номадов степной зоны Евразии.
Адресуется историкам, археологам, этнографам, кто интересуется древней историей нашей родины.
Содержание
Введение. — 4
Глава I. Сарматы Восточной Европы IV-III вв. до н.э.
1. Савроматы и сарматы. — 7
2. Сирматы. — 17
3. Сираки. — 35
Глава II. Сарматы и аланы во II в. до н.э. — I в. н.э.
1. Аланы в Центральной Азии. — 61
2. Сарматы и аланы в Восточной Европе. — 88
3. Этногеография Восточной Европы. — 118
Глава III. Проблема этногенеза и истории ранних алан в Восточной Европе.
1. Тохары-юэчжи. — 161
2. Позднебоспорская династия. — 182
2. Ранние аланы. — 209
Глава IV. Аланские походы в Закавказье.
1. Поход 65 г. до н.э. — 243
2. Поход 35 г.н.э. — 247
3. Поход 72 г.н.э. — 256
Источники. — 277
Литература. — 281
Заключение. ^
Кратко подведём некоторые итоги нашего исследования. Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы в исследуемый период выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Они имели собственный опыт формирования своей культуры в процессе взаимодействия с окружающими миром и народами, включения в свой состав различных этнических компонентов, что придавало каждому из них определённую специфику. Различные сарматские группировки преследовали собственные интересы в регионе, которые могли иметь и достаточно ощутимые последствия не только для внутреннего развития сарматского общества, но и мировой истории. Северокавказские сарматы, представлявшие из себя потомков различных племён, впоследствии непосредственно участвовали в формировании аланского этноса, с которым генетически связаны современные осетины.
Начало собственно аланского этапа в истории Восточной Европы обусловлено миграцией сюда центральноазиатских народов, среди которых в первую очередь выделяются юэчжи-тохары. Представители центральноазиатского региона всегда играли достаточно значимую роль непосредственно и в развитии самого сарматского мира. Теперь же они выступили в качестве культурно-идеологического и военно-политического ядра, вокруг которого начинают складываться новые племенные объединения, в первую очередь, из этнически родственного им местного ираноязычного населения. Происходившие важные изменения в истории всех ираноязычных номадов степного пояса Евразии привели к актуализации в их среде понятия, выражаемого термином arya-alan, который начинает трансформироваться из социального в этнический и в конечном итоге станет традиционным для истории Восточной Европы, в особенности на Северном Кавказе.
Видимо, именно в этот период улавливается начальный импульс аланского этногенеза предков осетин-дигорцев через их генетическую связь с юэчжами-тохарами. Предположительно, аналогичное решение для истории осетин-иронцев связано с носителями позднесарматской культуры. Последующие исследования, как представляется, позволят подтвердить или опровергнуть предлагаемую гипотезу, но само её выдвижение представляется продуктивным в научном плане. Видимо, в дальнейшем удастся и более надёжно определить роль и вес представителей различных сарматских группировок в процессе образования тех аланских объединений, которые имеют прямое отношение к этногенезу осетинского народа.
|