● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Цалкин. Древнейшие домашние животные Восточной Европы. / МИА №161. М.: 1970. В.И. Цалкин

Древнейшие домашние животные Восточной Европы.

/ МИА №161. М.: 1970. 280 с.

 

См. на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки.

 

Содержание

 

Предисловие редактора [А.А. Формозов]. — 3

 

Введение. — 7

 

Повидовой обзор домашних животных. — 14

[Крупный рогатый скот и тур. — 14]

[Мелкий рогатый скот. — 166]

[Свинья. — 176]

Статистический обзор костных остатков. — 205

О возникновении древнейшего животноводства в Восточной Европе. — 255

 

Приложения [1-13]. — 267

Список сокращений. — 279

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вениамин Иосифович Цалкин. 1903-1970.

[вклейка между стр. 2-3] Вениамин Иосифович Цалкин. 1903-1970.

(Открыть фото в новом окне)

Предисловие редактора.   ^

 

Автору этой книги — известному советскому зоологу доктору биологических наук В.И. Цалкину не было суждено увидеть её ни на прилавках магазинов, ни даже в стадии корректуры. 10 марта 1970 г. Вениамин Иосифович Цалкин скончался. Монография «Древнейшие домашние животные Восточной Европы» оказалась его последней книгой, своего рода итогом его многолетней работы по исследованию костных остатков из археологических раскопок.

 

Вениамин Иосифович родился 21 декабря 1903 г. в Нижнем Новгороде. В 1923 г. он поступил на биологический факультет Московского университета, где застал блестящую плеяду профессоров — А.Н. Северцева, М.А. Мензбира, С.И. Огнева, С.Н. Боголюбского. Непосредственным учителем В.И. Цалкина был академик Н.М. Кулагин. После окончания МГУ в 1928 г. около 20 лет В.И. Цалкин работал в ряде биологических учреждений Москвы, изучал различные группы млекопитающих, написал несколько десятков статей, подготовил докторскую диссертацию «Дикие бараны Восточного полушария» (защищена в 1947 г.). Но наиболее плодотворный период деятельности учёного начался в 1946 г., когда он был приглашён работать в Институт истории материальной культуры (ныне Институт археологии) Академии наук СССР.

 

При реорганизации Института после окончания Отечественной войны встал вопрос о том, что центральному археологическому учреждению страны нужен высококвалифицированный зоолог, чьей обязанностью станет определение и описание добытых в ходе раскопок костей древних животных. На это место по рекомендации заведующего лабораторией ИИМК покойного М.В. Воеводского и пригласили В.И. Цалкина. С тех пор в течение почти четверти века, не порывая связей с биологами,

(3/4)

Вениамин Иосифович работал в теснейшем контакте с археологами. Через его руки прошли миллионы костей, им были написаны, вероятно, даже не сотни, а тысячи определений фауны, использованных в отчётах, статьях и монографиях археологов, научных заключений, существенно дополнивших и изменивших наши исторические выводы о хозяйстве древнейших обитателей территории СССР.

 

Первоначально эта работа несколько разочаровала Вениамина Иосифовича. Он надеялся найти в коллекциях из раскопок богатые материалы о былом распространении диких животных на территории СССР. Кое-что, действительно, выявилось. В коллекциях из Неаполя Скифского встретились кости бобра, кабана, сайги, кулана, что меняло сложившиеся представления об истории фауны Крыма. Много остатков диких животных, в частности литовского зубра, оленя, неожиданно дали древнерусские слои Гродно. Эти находки радовали учёного, он написал о них небольшие статьи (Доклады АН СССР, т. 59, №3, 1950; т. 77, №2, 1951; т. 77, №3, 1951; т. 81, №2, 1951), но в общем таких сюрпризов было мало. В основном археологи привозили ящики, набитые костями коров, свиней, овец из поздних средневековых памятников.

 

В.И. Цалкин стоял перед выбором. Он мог ограничиться чисто формальным определением этих костей и всё остальное время посвятить своей основной специальности — зоологии. Или же он должен был изменить свой исследовательский профиль, обратиться к углублённому изучению домашнего скота, истории формирования его пород, погрузиться в зоотехническую и историческую проблематику. Вениамин Иосифович принял второе решение. Он понимал, что материал, в огромном количестве поступавший к нему на определение, бесценен для науки, но если его сразу же не описать, он будет навсегда утрачен. С редкой целеустремлённостью он занялся промерами древних костей, сопоставлениями их со скелетами современных домашних животных и другими темами того же круга. Направление и принципы начатой работы были сформулированы им в докладе 1953 г. «Основные задачи изучения костей животных из раскопок памятников материальной культуры» (КСИИМК, вып. 58, 1955). Вслед за тем появилась серия статей и монографий по истории скотоводства на территории СССР.

(4/5)

 

Вениамин Иосифович начал «сверху», со средневековых памятников, особенно широко исследовавшихся в 1940-1950 гг. советскими археологами, и постепенно «опускался вглубь» — в период раннего железа, эпоху бронзы и, наконец, время возникновения животноводства — неолит и энеолит. Вышли в свет монографии «Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси» (МИА, №51, 1956), «Домашние и дикие животные Северного Причерноморья в эпоху раннего железа» (МИА, №53, 1960), «Животноводство и охота в лесной полосе Восточной Европы в раннем железном веке» (МИА, №107, 1962), «Фауна из раскопок археологических памятников средневековой Прибалтики» (МИА, №107, 1962). К этим большим работам примыкают статьи о фауне античного и средневекового Хорезма («Труды Хорезмской экспедиции», т. 1, 1952; МИА, №135, 1966), раннего железного века в лесостепи Восточной Европы (МИА, №135, 1966), Каракорума (КСИА, вып. 114, 1968), роменско-боршевских городищ (СА, 1969, №4) и др.

 

Просматривая эти работы, мы заметим, как год от года В.И. Цалкин всё ближе подходил к исторической проблематике. Одно описание костей и выделение пород древнего скота уже не удовлетворяло учёного. Он затрагивал и такие темы, как происхождение скифов в связи с составом их стада, характеризовал особенности хозяйства отдельных археологических культур. И, конечно, В.И. Цалкин не мог миновать в своей работе самую важную тему — происхождение скотоводства. Костные остатки из памятников эпохи бронзы (МИА, №61, 1958; КСИА, вып. 101, 1964) не давали ещё материала по этому вопросу. Но уже коллекции из неолитических и энеолитических поселений, раскопанных советскими археологами в 1960-х годах в Поднестровье, на Кавказе и в Средней Азии, пролили новый свет на проблему возникновения скотоводства и весь комплекс проблем сложения производящего хозяйства в Европе и Азии. Предлагаемая вниманию читателей книга и посвящена этой теме. К сожалению, вторую составную часть этого труда, касающуюся неолита и энеолита Средней Азии, Вениамин Иосифович не успел написать. Было подготовлено только предварительное сообщение («Древнейшие домашние животные Средней Азии». — «Бюллетень МОИП», отд. биологич., 1970, №1 и №2).

(5/6)

 

Воспитанник славной школы зоологов-систематиков Московского университета, В.И. Цалкин через всю жизнь пронёс её высокие принципы — верность точно установленным фактам, апробированным поколениями учёных методам исследования этих фактов, мудрый скептицизм по отношению к разного рода эффектным, но плохо обоснованным гипотезам. Это проявилось и в отнявшей у учёного много сил борьбе с так называемыми субъективными методами в биологии. Это проявилось и при разработке исторических проблем. Автор справедливо критикует некоторых наших археологов, с необыкновенной лёгкостью доказывавших местное происхождение скотоводства для тех районов, где нет и не было никаких диких животных, способных стать предками домашнего скота. Суммированный в книге материал очень убедительно свидетельствует о возникновении скотоводства в Передней Азии и последующем заимствовании домашних животных сперва населением Средней Азии, Кавказа и Балкан, затем — степной зоны и ещё позже — обитателями лесов. Об этом говорили и наиболее серьезные археологи, но нигде мы не найдем столь полной и обоснованной палеозоологической аргументации данного тезиса. Исключительный интерес представляет и первая подробная характеристика состава стада, а значит и хозяйства, майкопской культуры, культуры гумельница и др.

 

Подводя итоги проведенных В.И. Цалкиным двадцатипятилетних исследований костных остатков из археологических раскопок, мы видим, что его деятельность была исключительно плодотворна. Описание и определение костей из раскопок началось в России почти сто лет назад (вспомним классический труд «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера» 1882 г., где фауна описана А.А. Иностранцевым и Д.Н. Анучиным). На нашей памяти эту работу продолжали виднейшие палеонтологи и зоологи — С.Н. Боголюбский, В.И. Громов, В.И. Громова, Н.К. Верещагин и др. И всё же мы не впадём в преувеличение, если скажем, что никто из предшественников В.И. Цалкина не сделал столько, сколько он. Не скоро советским археологам удастся найти ему достойного преемника.

 

А.А. Формозов


 

Список сокращений.   ^

 

ИГАИМК — Известия Государственной академии истории матери¬альной культуры

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

ЛГУ — Ленинградский государственный университет

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МОИП — Московское общество испытателей природы

СА — Советская археология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки