главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Т.Н. ТроицкаяПогребения с сожжениями верхнеобской культуры в лесостепном Приобье.// Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири.. Барнаул: 1991. С. 170-172.
Памятники верхнеобской культуры датируются второй половиной I тыс. н.э. На протяжении этого времени материал поселений не претерпевает особых изменений. Отмечается постепенное генетическое развитие керамики и усложнение оборонительных сооружений городищ. Эти изменения не вступают в противоречие с существовавшими традициями и явно происходят в рамках одной культуры. В отличие от этого, в погребальном обряде прослеживаются значительные изменения: в курганах V-VIII вв. отмечено трупоположение, а в IX-X вв. наблюдаются лишь сожжения, совершенные на стороне (Умна-3, Красный Яр-1, Каменный Мыс). Появление этого обряда связывалось с победой кыргызов в 840 г. и их экспансией на соседние территории (Троицкая, Кызласов и др.). Именно признание этого факта, в значительной степени, повлияло на отнесение исследователями указанных могильников к IX-X вв.
Однако на современном уровне накопления материалов эту датировку необходимо изменить. Изучение ряда погребений могильников Тимирязевского-1 и 2 и Крохалёвки-13 разрешают изменить первоначальную датировку перечисленных выше трёх могильников и отнести ряд захоронений (возможно, и все) не к IX-X вв., а к VIII-IX вв., и не выводить их за пределы IX в. В могильнике Крохалёвка-13 раскопками 1988 и 1989 гг. выявлен ряд погребений с сожжениями, совершенными на стороне, и инвентарём, датирующимся VII-VIII вв. н. э. Сожжения известны в могилах VI-VIII вв. в Тимирязевском I и II могильниках и в Ар- хиерейской Заимке. В кургане I Каменного Мыса сожжение сопровождалось хорезмийской монетой VI-VII вв. и круглыми поясными бляхами VII-VIII вв. Трупоположения в это время все же продолжают сохраняться в отдельных случаях. Таковы грунтовые могилы Красного Яра-1, где со скелетами найдены бронзовые серьги с боковым отростком, которые датируют погребения временем не ранее второй половины VIII в. н. э. Трупоположения этого же времени встречены в Крохалёвке-23 и Тимирязевских могильниках.
Переход населения к новому обряду погребения при сохранении, в целом, своей культуры может быть связан с двумя факторами.
Во-первых, именно с VII-VIII вв. в инвентаре могильников лесостепного Приобья проявляется сильное тюркское влияние, появляются типичные для юга поясные наборы, украшения и др. Не исключено, что вместе с этим инвентарем могли проникать и сами представители населения юга Сибири, имевшего обряд трупосожжения. Как свидетельствует археологический материал и письменные источники, в VII-VIII вв. такой обычай имелся у кыргызов.
Во-вторых, распространение обряда сожжения могло быть связано с местными традициями, которые довольно чётко прослеживаются в лесостепном Приобье. Обряд трупосожжения в железном веке здесь впервые отмечен у поздних кулайских племён начала I тыс. н. э. (Бл. Елбаны-VII, Ирмень-II). Не исключено, что его появление могло быть связано с таштыкским влиянием. B V-VI вв., на одинцовском этапе верхнеобской культуры известны случаи обожжения захороненных. Так, в трёх могилах Крохалевки-23 скелеты найдены в пережжённом состоянии, кости были кальцинированными. Они лежали под слоем угля, золы и яркой красной земли. Сожжение в могиле отмечено и в кургане 86 Тимирязевского могильника (О.Б. Беликова, Л.М. Плетнёва).
Из этого следует, что обряд трупосожжения не был совершенно новым для верхнеобского населения, но вначале он был отмечен лишь для узкой группы населения. Корни его уходят в кулайскую культуру. Со второй половины VIII в. обряд сожжения получает широкое распространение. Не исключено, что сам факт возрастания числа курганов с этим обрядом мог быть связан с контактами с южными племенами, однако и при этом верхнеобское население сохраняло свои традиции — погребения с сожжениями не сопровождаются захоронениями коней.
Таким образом, одной из характерных особенностей погребального обряда племён лесостепного Приобья в I тыс. н. э. явилось широкое распространение трупосожжений во II-IV вв., за- тем их резкое сокращение в V-VI вв. и сохранение обряда сожжения для узкой категории населения, и вновь его широкое распространение уже для всех групп в VIII-IX вв.
наверх |